Экономическая политика Ивана III и Василия III
Автор: Ярославцев В.Г.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 12 (43), 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья рассказывает об экономике Российского государства во время правления Ивана III и Василия III.
История России, экономика России, российское предпринимательство, иван iii, василий iii
Короткий адрес: https://sciup.org/140235179
IDR: 140235179
Текст научной статьи Экономическая политика Ивана III и Василия III
В правление Ивана III, великого князя московского (1462–1505), сложилось территориальное ядро единого Российского государства с присоединением Ярославля, Новгорода, Твери, Вятки, Перми и др.; было свергнуто монголо-татарское иго, составлен «Судебник» (1497) первый общерусский сборник законов, заменивший «Русскую Правду». Система централизованной государственной власти была законодательно закреплена, как и принципы экономической политики в области землевладения, финансов, торговли с созданием специальных учреждений (приказов) для руководства этими направлениями. Общерусское распространение получали слова крестьянин, деньги, пашня, лавка, деревня, кружево, пуговица и другие, зато стали исчезать такие долго державшиеся термины, как шеляг, смерд, куны и др.
Принципы экономической политики Ивана III включали в себя ликвидацию остатков феодальной раздробленности Руси, подавление сепаратистских стремлений, подрыв экономического могущества удельных князей и бояр, создание и упрочение централизованной власти, централизацию финансов, чеканку монеты только в Москве, начало поместной системы землевладения (за службу и на время службы) и создание служилого дворянства, переход от поголовного и подворного обложения к посошному (единица обложения - соха - составляла 400-600 га пашни), развитие ремесла, особенно выплавка чугуна и стали (пример: Царь-пушка и Царь-колокол), прямые торговые отношения с Западом; наконец, винная монополия.
Одной из крупнейших русских мануфактур этого периода становится литейный Пушечный двор в Москве (1479). С середины XV в. действуют и другие казенные мануфактуры: Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, Денежный двор, Хамовный двор (текстильная мануфактура). С конца XV в. на печатях государя всея Руси Ивана III появляется византийский герб – двуглавый орел.
Отцовские принципы претворял в жизнь и Василий III, великий князь московский с 1505 г. При нем завершилось объединение Руси подчинением Пскова, Смоленска, Рязани. Если при восшествии Ивана III на великокняжеский стол московская территория, по подсчетам В.О. Ключевского, едва ли заключала в себе более 15 тысяч кв. миль, то приобретения Ивана III и его сына увеличили эту территорию по меньшей мере на 40 тысяч кв. миль, то есть почти в четыре раза. Слияние земель и княжеств в единое целое объяснялось усиливающимся обменом между областями, растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в единый российский рынок, руководителями и хозяевами которого становились купцы и их торговые капиталы [1].
В законодательстве Московского централизованного государства еще при Иване III возникают разные правительственные монополии, казенные торги, исполнявшиеся только назначенными от правительства гостями. Введению первой водочной монополии (1474) предшествовали первая демонстрация генуэзскими послами московским боярам горящей aqua-vita (1386) и начало винокурения и производства водки в монастырях (1440).
Объединение русских земель при Василии III сопровождалось реформированием финансовой и промышленной сфер, включая специальную терминологию. Экономическое посредничество между производителями и потребителями, покупка товаров у производителей с целью перепродажи потребителям именовались в России торговлей. Сбыт же своих произведений, как сельскохозяйственных, так и всяких других, добытых промышленным производством, называлось теперь продажей.
Продажа в целях сохранения цен на предметы первой необходимости и развития различных промыслов ставилась в более льготные условия, нежели торговля, и не облагалась пошлинами. Торговля разделялась на оптовую, производимую партиями всяких товаров из купеческих контор, амбаров, складов и судов, розничную, то есть раздробительную, производимую из лавок, магазинов и т.п. заведений, и мелочную (разносную и развозную, в том числе за городской чертой, в уездах).
Устав о пошлинах предусматривал не только торговлю в собственном смысле, но и торговые действия, к которым причислялись разные банковские операции, содержание ремесленных заведений, фабрик и заводов, транспортные конторы, извоз, разнообразные подряды, исполнение обязанностей торговых приказчиков.
Напомню, что последнее десятилетие XV в. и первые два десятилетия XVI в. ознаменовались величайшими географическими открытиями.
Христофор Колумб (1451–1506) на трех каравеллах пересек Атлантический океан и 12 октября 1492 г. бросил якорь у берегов острова Сан-Сальвадор, положив начало исследованию и завоеванию стран Нового Света. Португальский адмирал Васко да Гама (1469–1524) с 20 мая 1498 г. установил непосредственные морские сношения Западной Европы с Индией, избавив европейских купцов от дорогостоящего посредничества арабов и богатейших венецианских купцов-монополистов в торговле с Южной Азией. Стали складываться новые формы зарождающейся заокеанской торговли и быстро росли ее торговые центры - Антверпен, Амстердам, Брюгге и др. В 1531 г. в Антверпене возникает биржа, где купцы и их агенты выставляют образцы товаров, партиями которых они собираются торговать. Открытие серебряных рудников в Новом Свете увеличило долю американского серебра по отношению ко всему серебру, добытому в Западной Европе, с 17,9% в 1521-1540 гг. до 88,1% в 1581-1600 гг.[1] Купцы-предприниматели, основавшие в 1566 г. Лондонскую биржу, организовали специальное общество для установления водного пути через Московское царство с довольно развитой для того времени внутренней торговлей и Каспийское море - в Индию, Китай, Персию.
Список литературы Экономическая политика Ивана III и Василия III
- Ярославцев В.Г. История российского предпринимательства: учеб.пособие/Новосиб.гос.ун-т экономики и управления. -2-е изд., перераб. и доп. -Новосибирск, 2012