Экономические риски в российском бизнесе. Анализ экономических рисков на примере ПАО «Газпром»

Автор: Комаров А.В., Михайлов И.Ю.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Современные науки и образование

Статья в выпуске: 3-1 (16), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ исследования рисков в российском бизнесе. Рассматриваемый период составляет с 2005 по 2012 год. За этот промежуток времени были выявлены основные направления развития риск-менеджмента в России. В ходе исследования были опрошены менеджеры и предприниматели из разных сфер российского бизнеса. Было установлено, как бизнесмены предпочитают бороться с экономическим риском на своих предприятиях. Во второй части работы, на примере Транснефти и Газпрома были рассмотрены методы борьбы с экономическими рисками двух крупных монополий.

Экономические риски, экономические неопределенности, борьба с рисками, монополия, минимизация рисков, уклонение от рисков

Короткий адрес: https://sciup.org/140113821

IDR: 140113821

Текст научной статьи Экономические риски в российском бизнесе. Анализ экономических рисков на примере ПАО «Газпром»

Экономические риски предприятий – одно из важнейших явлений в хозяйственной  жизни современной  России, требующее особенно пристального изучения и развития. По данным обширного мониторинга, проведенного в период с 2005 по 2012 годы и состоявшего из опросов менеджеров и собственников различных российских компаний, более 80% респондентов признают деятельность своих фирм рисковой.[2] Наибольшего значения уровень опасности рисков достиг в 2010 году, что было вызвано посткризисным периодом и рецессией многих отраслей народного хозяйства. Коэффициент угрозы экономических неопределенностей возрос в полтора раза в сравнении с аналогичным значением 2008 года.[2]

Менеджеры российских предприятий, как и их зарубежные коллеги, на перовое место среди рисковых явлений выдвигают внешние риски. Уровень внутренних рисковых процессов вызывал беспокойство у респондентов в 5-7 раз меньше, нежели внешние неконтролируемые события.[2] Такой существенный разрыв может объясняться несформированностью рыночный инфраструктуры России и не отлаженностью противорисковых механизмов самих предприятиях для минимизации внешних угроз. Особо значимыми внешними рисками, по мнению респондентов, выступают: появление технологических и продуктовых инноваций, ухудшение социальноэкономической ситуации в регионе, изменение нормативной институциональной среды хозяйствования, вступление в ВТО и риск усиление иностранной конкуренции. Значительно снизилось негативное отношение во взаимодействии с федеральными органами власти: в сравнении с 2008 годом этот показатель упал с 45.4% до 29% в 2012 году.[2]

Из внутренних факторов риска предприятия наиболее существенными оказались:

  • a)   в сфере реализации продукции,

  • b)   в сфере снабжения,

  • c)   ошибок персонала и нарушения производственной дисциплины,

  • d)   в системе управления предприятием.

В 2012 году в этот список согласно мнению респондентов были включены риски, связанные с резким падением спроса на продукцию предприятия и спадом промышленного развития в регионе.

Уровень развития антирисковой политики в российской бизнес среде достаточно низок. Функция управления рисками по состоянию на 2012 год была реализована только на 19% изученных в ходе опроса предприятий.[2] Подавляющее большинство респондентов указали, что управление рисками в их компаниях возложено на руководителей; доля организаций с самостоятельными    антирисковыми    подразделениями    невелика.

Преимущественно она состоит из крупных предприятий с годовым оборотом более 500 млн. рублей.[2]

Из областей хозяйственной деятельности наиболее рисковыми респонденты считают: финансовую, оперативную, аспекты политики стратегического планирования, маркетинговые мероприятия. Несмотря на понимание особой важности этих сторон предпринимательской жизни, связанных со многими неопределенностями, комплексного подхода по борьбе с рисковыми воздействиями, распространяющихся на несколько областей сразу, практически не используется. Подобное положение в методах антирисковой политики коренным образом отличается от общемировых тенденций по борьбе с хозяйственными неопределенностями.

Наиболее популярными методами минимизации рисков по данным последнего опроса являются подходы по избеганию рисков, распределению ответственности за них между партнерами, диверсификация продукции и производственных видов деятельности. Последний вариант распространен в основном в сфере крупного и среднего бизнеса.

Основными показателями успешности антирисковой политики на российских предприятиях считаются: улучшение обобщенных экономических показателей и увеличение доли рынка. Подобный способ агрегированный оценки не позволяет с точностью судить о всех аспектах успешности функции по борьбе с рисками.

Согласно данным мониторинга в 2012 году 45% и 40% опрошенных менеджеров-практиков главными недостатками антирисковой политики на российских предприятиях соответственно признали слабость подготовки специалистов и отсутствие внятных методических рекомендаций в области экономической неопределенности.[2] Около 13% респондентов по данным опроса 2012 года не имеют четких сведений о результативности антирисковой политики.[2]

На сегодняшний день антирисковая политика в частном секторе российской экономике проходит этап своего становления. Существует множество проблем, требующих скорейшего решения: немногочисленность предприятий с внедренной функцией по управлению рисками, недостаток профессиональных риск менеджеров в штате компаний, неразвитость современных методов борьбы с неопределенностями и т.д. Для успешного преодоления всех этих трудностей российские фирмы должны, прежде всего, ориентироваться на общемировые тенденции минимизации рисков, стараясь адаптировать зарубежный опыт под специфику российских условий. Необходимо активное регулирование и помощь государственной власти, с целью скорейшего формирования полноценной и разветвленной инфраструктуры частного предпринимательства. От результативности проведения всех этих мероприятий зависит конкурентоспособность и эффективность российского бизнеса.

Экономические риски ПАО «Газпром» Производственно-транспортные риски

Самый крупный сегмент производственных рисков группы «Газпром» связан с переработкой, добычей и транспортировкой природных углеводородов. Основные группы экономической неопределённости можно выделить по следующим факторам: технологический, технический, природно-климатический и антропогенный. Наиболее значимые, из производственного цикла, риски сопряжены с исследованием природных месторождений и их последующей эксплуатацией. От успешности и рентабельности проведенных поисковых процедур зависит общая выручка от главный деятельности компании по экспорту газа, составившая к 30 сентября 2014 года 2 423 172 млн. рублей ( приблизительно на долю чистой выручки от продажи газа приходилось 56% от общего объема чистой выручки от продаж).[2]

Для минимизации перечисленных рисков используется специальная структура Единый системы газоснабжения (ЕСГ), позволяющей при возникновении опасности или наступления аварии перераспределить потоки подставок по резервным маршрутам. «Газпромом» разработана комплексная политика по защите труда и промышленной безопасности; для ликвидации ущерба от форс мажорных событий компания и ее дочерние структуры осуществляют масштабную программу страхования (имущества, остановки производства, ремонта и строительства). Оценка месторождений производится независимыми экспертами в соответствии с международными стандартами PRMS. Для геологической разведки природных запасов используется новейшее оборудование; окончательное решение о начале разработке месторождения согласуются с Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых.

Основная группа транспортных рисков генерируется транзитной спецификой газового экспорта. Транспортные расходы за первые 9 месяцев 2014 года составили 22 239 млн. руб. Большинство поставок углеводородов в Европу осуществляется через Украину, Белоруссию и Молдову. Это сопряжено с угрозой невыполнения партнерами своих обязательств по поставочным контрактам. Для уменьшения этих рисков осуществляется переход на общепринятые мировые стандарты ценообразования для стран транзисторов, диверсификацию экспортных маршрутов (строительство второй нитки газопровода «Северный поток», дальнейшее развитие «Южного потока»), расширение подземных хранилищ на территории импортеров, улучшение технологий и расширение методов доставки сжиженного газа.

Газпром – это крупнейший экспортер газа в Европу. Объём топливных поставок в ЕС в 2014 году увеличился на 23,4 процента по сравнению с предыдущим годом и составил 139,32 миллиарда кубометров.[3] Основные производственно-сбытовые интересы компании сосредоточены именно на европейском рынке. Однако это влечет за собой существенные риски. В Европе активно внедряются и используются механизмы либерализации цен, стимулирование конкуренции, увеличение доли альтернативных источников энергии. В последние годы заметно усиливается тенденция по отделению сетей транспортировки от производства природного газа. Это ухудшает состояние экономической неопределенности по долгосрочным проектам на территории ЕС. Для управления подобными рисками в основе производственно-сбытовой политике Газпрома лежит система долгосрочных контрактов, что обеспечивает дополнительную надежность для реализуемых проектов. С целью снижения зависимости от европейских импортеров «Газпром» рассматривает вопрос об увеличении своих позиций на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Риски, связанные с интеграцией, диверсификацией и правовым обеспечением деятельности.

В 2005 году группа «Газпром» приобрела 75.68 % акций компании «Сибнефть», преобразуя ее в «Газпром нефть». Покупка стимулировало «Газпром» к расширению своей доли рынка электроэнергии. Компания активно развивает производство, связанное с СПГ (сжиженный природный газ). Для минимизации рисков интеграции и диверсификации «Газпром» постоянно совершенствует внутрикорпоративную структура; дочерние организации при вхождении в состав группы реорганизуются в соответствии со стандартами главной компании( включая численность работников и устройство системы управления).

Финансовые риски

Большая часть денежных потоков «Газпрома», формирующих его доход, исчисляется в валюте: долларах и евро. В то время как основные затраты осуществляются в рублях. Часть долгового портфеля «Газпрома» приходится на кредиты иностранных банков. Из-за чего экономикофинансовое положение компании находится в определенной зависимости от инфляционных и валютно обменных процессов. На 30 сентября 2014 года курсовая разница составляла 47 360 млн. рублей.

Негативное воздействие на состояние компании может оказать некачественное выполнение своих обязательств многочисленных контрагентов. Рост цен на энергоносители вынуждает поднимать цены в странах постсоветского пространства, что может привести к несоблюдению сроков оплаты ввиду относительно низкой платежеспособности государств этого региона. Чистая выручка от продажи газа в страны бывшего Советского Союза уменьшилась за девять месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 95 929 млн. руб., или на 25%, и составила 289 715 млн. руб.[4]

Риски роста прямых затрат наблюдались в строительном секторе нефтегазовой отрасли в докризисный период. Процент увеличения капитальных затрат опережал темпы инфляции. С 2008 года положения по отдельным статьям улучшилось, однако существует опасность рецидива.

Для минимизации финансово – кредитных рисков применяются следующие меры:

  • 1)    Компания проводит обстоятельную и рациональную политику на

основе применения инструментов финансового хеджирования. В специальном Положении об учетной политике для целей налогообложения ОАО «Газпром» существуют пункты обусловливающие провидение тактики хеджирования валютных и иных рисков. Для дополнительной стабилизации положения по валютным обязательствам «Газпром» поддерживает пропорции валют в долговом портфеле с их соотношением в выручке.

  • 2)    Российская Федерация является держателем контрольного пакета акций компании. В государственном портфеле находится 50,002% всех акций. Представители госструктур входят в состав Совета директоров, который утверждает и разрабатывает планы по финансовым и инвестиционным программам. Непосредственное участие государства, соответствующий контроль и поддержка заметно снижают финансово – кредитные риски предприятия. Показатели прибыли газодобывающей компании страны к 30 сентября 2014 года составили 876 331 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2013 годом почти на 30 000 млн. рублей.[5]

  • 3)    В целях снижения рисков по контрактным и партнерским обязательствам ряда стран «Газпром» использует специальную шкалу внутреннего кредитного рейтинга( Методика оценки кредитных рисков). Основу ее структуры составляют показатели кредитоспособности контрагентов и их непрерывный мониторинг.

  • 4)    Для снижения рисков роста затрат, в частности в строительный сектор, «Газпром» применяет метод конкурентных закупок для выбора поставщиков.

Список литературы Экономические риски в российском бизнесе. Анализ экономических рисков на примере ПАО «Газпром»

  • Информационно аналитический портал «Транспорт Нефти» «Новый проект Транснефти». http://www.transport-nefti.com/
  • Качалов Р.М. Управление экономическим рискам в российском бизнесе: мониторинг 2005-2012 гг.//Российский экономический барометр -2012 -3(47) -с.7 URL: www.imemo.ru
  • Новостное онлайн издание Лента. Ру http://lenta.ru «Газпром» за год нарастил экспорт в Европу на четверть -2014 г.
  • ОАО «Газпром» Анализ и оценка руководством финансового положения и финансовых результатов деятельности
  • ОАО «Газпром» Консолидированная промежуточная сокращенная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)
  • «Транснефть» построит нефтепродуктопровод для «Лукойла» до Новороссийска онлайн портал «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/
  • Транснефть: Финансовая отчетность по МСФО www.transneft.ru
  • Транснефть: Финансовая отчетность по МСФО www.transneft.ru
  • Транснефть: о компании//transneft.ru
Статья научная