Экономический подход к праву

Бесплатный доступ

Результаты последних исследований в области права и экономики показывают, что правовая система, ее доктрины, процедуры и институты, находится под влиянием обеспокоенности, связанной с повышением экономической эффективности. С точки зрения зарубежных исследователей, правила присвоения имущественных прав и определения ответственности, порядок разрешения правовых споров, ограничения, способы исчисления убытков и определения обеспечительных мер, а также другие важные элементы правовой системы лучше всего понять как попытки содействовать эффективному распределению ресурсов. В противовес идее нормативистской самодостаточности можно заметить, что если бы правовая система систематически и эффективно разрабатывалась с целью максимизации экономической эффективности, то и уровень стратегического планирования законодательной деятельности был значительно выше.

Еще

Теория, метод, право, экономика, законодательство, эффективность, интерес, регулирование

Короткий адрес: https://sciup.org/142232189

IDR: 142232189

Текст научной статьи Экономический подход к праву

В зарубежной экономической и правовой науке в последние годы рас‐ тет интерес к использованию теорий и эмпирических методов экономики в исследовании проблем современной правовой системы. Изучение работ, имеющих отношение к экономике и праву, позволяет говорить о том, что экономический подход к пониманию права начал складываться еще в XIX в. С тех пор экономический анализ права получил развитие в двух противопо‐ ложных направлениях: анализ норм, регулирующих рыночный механизм, и анализ норм, регулирующих нерыночную деятельность. При этом до начала 1960‐х годов исследование соотношения понятий «право» и «экономика» в основном было связано с применением методов экономического анализа к антимонопольному законодательству.

Можно также сказать о наличии значительного интереса к экономике налогообложения, коммунальных услуг, общего регулирования перевозчи‐ ков, о том, что проводилась большая работа по правовому регулированию рынка труда и капитала, изучению правовой политики государства, связан‐ ной с этими вопросами, но основное пересечение права и экономики про‐ изошло в антимонопольных курсах и антимонопольной литературе.

В результате всего этого использование экономики в антимонополь‐ ном законодательстве стало обычным. Отчеты по антимонопольным делам постепенно наполнялись богатой информацией о деловой практике, и эко‐ номисты приступили к поиску ее экономических обоснований и последст‐ вий. Однако, несмотря на то что результаты всего этого определенным об‐ разом отразились в правовой политике, в основном эти поиски ничем не от‐ личались от того, что традиционно делали экономисты. При этом даже сре‐ ди ученых‐юристов общепризнанной является целесообразность выдвиже‐ ния экономики на первый план антимонопольного анализа, ибо иначе и быть не может: центральное место в антимонопольном регулировании за‐ нимает контроль над монополией, а изучение монополии всегда было од‐ ним из основных направлений деятельности экономистов.

В этом плане работы Г. Калабрези [1] и Р. Коуза [2] являются первыми исследованиями в сфере экономического анализа и составляют основу со‐ временной экономической теории права. Работа Г. Калабрези посвящена экономическому анализу ответственности за несчастные случаи, в ней впер‐ вые к изучению конкретных юридических вопросов были применены анали‐ тические подходы неоклассической экономической теории. Данная работа остается актуальной и в наше время.

Статья Р. Коуза посвящена вопросам о социальных издержках, собствен‐ ности и ответственности, которые отражаются в терминах и категориях эконо‐ мической теории. Это была первая попытка применения экономического ана‐ лиза к тем областям права, которые до этого не претендовали на регулирова‐ ние экономических отношений. Без внимания ученого не остался и вопрос о справедливости, понимаемой как та или иная форма выравнивания доходов, богатства и т. п. Его также интересовала проблема законодательного обеспе‐ чения перераспределения богатства и формирования государственной поли‐ тики, которая позволила бы создать справедливое государство с высоким уровнем благосостояния. Поэтому исследования Р. Коуза стали значимыми для развития экономического подхода к правопониманию, а если более конкрет‐ но, то создали основу для правового анализа вопросов уступки права собст‐ венности и ответственности с использованием экономических терминов.

Нужно отметить, что работа Р. Коуза имела большое значение и для позитивного анализа существующей правовой доктрины. Он предположил, что английское «право неприятностей» отличается скрытой экономической логикой [2, c. 20–24].

Позднее и другие исследователи стали утверждать, что многие док‐ трины и институты правовой системы лучше всего понимаются и объясняют‐ ся как усилия по содействию эффективному распределению ресурсов. Среди этих исследователей выделяется Г. Беккер, который утверждал, что эконо‐ мика имеет отношение к особому диапазону нерыночного поведения [3, с. 5]. При этом следует подчеркнуть особый вклад ученого в экономический анализ преступности, расовой дискриминации и производственных отноше‐ ний в семье, благодаря чему для экономического анализа стали доступны обширные области правовой системы, не охваченные предшественниками Г. Беккера. А его последователи, среди которых можно назвать И. Эрлиха [4], В. Ландеса [5], Н. Комесара [6], дополнили его начинания своими работами.

После Второй мировой войны большое влияние на американскую эко‐ номику труда оказали работы Дж. Коммонса, которые повлияли на возрож‐ дение неоклассической экономики труда. Наиболее известным из более поздних сторонников и теоретиков экономического подхода к правопони‐ манию является Р. Познер, автор теории максимизации благосостояния, ко‐ торому принадлежат такие работы, как Economic Analysis of Law (2014), Eco‐ nomics of Justice (1981), Law and Literature (2009), Problems of Jurisprudence (1990). Он также является автором теории максимизации благосостояния [7].

При всем этом необходимо подчеркнуть, что экономический подход к пониманию права в современных условиях усиливает свою значимость и злободневность, что обусловлено развитием информационных технологий и становлением информационного общества, процессами глобализации и рас‐ ширением международных отношений и сотрудничества. В основе эконо‐ мического подхода к праву лежит предположение, что люди, вовлеченные в правовую систему, выступают в качестве рациональных максимизаторов удовлетворения своих интересов и потребностей.

Логика рациональной максимизации тонка, часто сложна и противоре‐ чит здравому смыслу. Понятия «благо» и «цена» в экономическом анализе правовой действительности часто нетрадиционны, возможно, именно по‐ этому экономистам потребовалось так много времени, чтобы признать закон частью экономики. «Благом» могут быть преступления для преступника или судебные процессы для потерпевшего истца, а «ценой» может быть срок тюремного заключения, дисконтированный вероятностью признания, или очередь в суд.

Результаты последних исследований в области права и экономики по‐ казывают, что сама правовая система, ее доктрины, процедуры и институты, находилась под сильным влиянием обеспокоенности (чаще скрытой, чем явной), связанной с повышением экономической эффективности. Правила присвоения имущественных прав и определения ответственности, порядок разрешения правовых споров, ограничения, налагаемые на правопримени‐ телей, способы исчисления убытков и определения обеспечительных мер – эти и другие важные элементы правовой системы лучше всего понять как попытки содействовать эффективному распределению ресурсов.

Идея о том, что логика права на самом деле имеет отношение к эко‐ номике, отталкивает многих ученых‐юристов, которые видят в ней попытку практиков чуждой дисциплины вырвать у них свою область. Тем не менее позитивный экономический анализ правовых институтов является одной из наиболее перспективных, хотя и противоречивых отраслей нового права и экономики.

По нашему мнению, важным открытием в юридической и экономиче‐ ской литературе является то, что экономический анализ может быть полезен при разработке реформ правовой системы, а также то, что количественное изучение правовой системы является плодотворным. Может показаться странным приписывать такое открытие экономическому подходу к праву. Действительно, количественный анализ правовой системы давно предшест‐ вовал интересу экономистов к ней, а статистические методы исследования не зависят от теорий, которые порождают гипотезы, подлежащие проверке этими методами. Однако экономисты подняли количественные исследова‐ ния правовой системы на новый уровень. Стало ясно, что статистическое изучение правовых институтов может внести большой вклад в юридическую науку. Бесспорно, это обусловлено тем, что экономисты, как правило, лучше обучены современным методам количественного анализа, имеют преиму‐ щество в количественных исследованиях.

Одним из перспективных направлений эмпирических экономических исследований правовой системы является международный уровень пре‐ ступности. Объяснение различий в уровне преступности в разных странах важно для экономической теории преступности и ее контроля. Чем больше экономических переменных в криминальном поведении, тем отчетливее они проявляются при международном сравнении. Экономический подход не предполагает, что индивиды мотивированы исключительно эгоизмом или материальной выгодой. Это метод анализа, а не предположение о конкрет‐ ных мотивах. Поведение их определяется гораздо более богатым набором ценностей и предпочтений.

В качестве показательного примера реализации экономического под‐ хода в правовом регулировании можно рассмотреть законодательство, ус‐ танавливающее уровень минимальной заработной платы.

Действительно, некоторые люди не могут прилично жить на заработ‐ ную плату, которую они получают. Решение кажется достаточно простым: обязать работодателей платить минимально приемлемую зарплату любому, кого они хотят нанять, а намерение – великодушным: помочь наименее обеспеченным. Но каков же эффект?

Вклад некоторых работников в выпуск продукции фирмы, который ус‐ танавливает верхний предел того, что работодатель может позволить себе платить работнику, может в некоторых случаях быть меньше вновь установ‐ ленной минимальной заработной платы. Работодатель может использовать больше машин, чтобы заменить труд, который стал более дорогим. Можно, конечно, распространить государственный контроль и на увольнения, но это не решит проблему. Препятствия к увольнению людей в первую очередь приведут к нежеланию нанимать их на работу. В целом закон о минималь‐ ной заработной плате приведет к сокращению числа доступных рабочих мест, но сохранит их за лицами, которые имеют более высокую квалифика‐ цию и получают более высокую заработную плату, и это даст работодателям стимулы автоматизировать больше, чем они считают нужным. В итоге от это‐ го пострадают в основном молодые люди, которые только выходят на рынок труда и еще не имеют опыта работы. Минимальная заработная плата увели‐ чит безработицу среди этой группы населения.

Существует связь между минимальной заработной платой и социаль‐ ными выплатами, предлагаемыми неимущим. Социальные выплаты, пред‐ положительно являющиеся частью той же системы социальной защиты, что и минимальная заработная плата, будут расти вместе с минимальной зара‐ ботной платой. По мере повышения социальных выплат некоторые низкооп‐ лачиваемые должности больше не выглядят привлекательными: зачем ра‐ ботать, если можно получить практически те же деньги? Личное достоинство и трудовая этика не выдержат такой логики очень долго.

Конечно, это не те результаты, к которым стремятся, надеясь помочь неимущим, повысив минимальную заработную плату. Но они являются предсказуемыми последствиями этой политики. Повышение минимальной заработной платы может привести к сокращению общей занятости, но оно повысит уровень заработной платы для остальных рабочих мест непосредст‐ венно выше этого уровня. Кроме того, для работодателей будет невыгодно нанимать неквалифицированных работников; вместо этого они будут нани‐ мать более подготовленных работников с более высокой зарплатой. Для та‐ ких рабочих конкуренция со стороны неквалифицированных рабочих снижа‐ ется, что обеспечивает им большую гарантию занятости. В этом свете повы‐ шение минимальной заработной платы отвечает интересам профсоюзов. Эмпирические исследования показали, что профсоюзы являются убежден‐ ными сторонниками такого увеличения. Поэтому вопрос о соответствующем уровне минимальной заработной платы должен анализироваться не столько на рынке труда, сколько на «политическом рынке».

Проблема минимальной заработной платы напоминает нам, что закон не является приспособлением, которое можно создать по своему желанию. Люди не пассивные пешки, движимые изменениями в правилах, которым они подчиняются. Напротив, изменение правил заставит каждого задуматься о том, стоит ли корректировать свое поведение, и если да, то как. Ибо пра‐ вовая норма не управляет непосредственно поведением индивидов, она лишь придает последствия их действиям.

Чтобы понять закон, нужно понять логику «фигур», которыми, как счита‐ ется, управляет закон. Это означает понимание людей и их взаимодействия. Это позволило бы точно предсказать последствия нового законодательного ак‐ та и понять, почему он может не достичь поставленных перед ним целей.

Так, индивиды участвуют в «компенсирующем поведении», чтобы компенсировать модели, которые им навязывает закон, тем самым сводя на нет часть предполагаемого эффекта. В примере с минимальной заработной платой повышение ее предсказуемо приведет к тому, что работодатели бу‐ дут нанимать меньше людей, что повлечет рост общей безработицы, осо‐ бенно среди наиболее уязвимых слоев населения.

Стоит отметить, что экономический анализ права также нашел свое практическое применение в отношении норм, регулирующих нерыночную деятельность.

Г. Беккер, рассказывая о преступлениях и наказаниях и об экономиче‐ ском подходе к их пониманию, делает вывод о практическом применении экономического анализа [3, c. 5]. Он исходит из личного опыта: как‐то он опаздывал и должен был быстро решить, ставить ли машину на стоянку или рискнуть получить штраф за незаконную парковку на улице. Г. Беккер подсчи‐ тал вероятность получения штрафа, его размер, стоимость парковки и решил, что стоит рискнуть и оставить автомобиль на улице. Когда он прошел не‐ сколько кварталов, сделал вывод, что городские власти, вероятно, тоже про‐ вели подобный анализ, в соответствии с которым частота осмотра припарко‐ ванных транспортных средств и размер штрафа, налагаемого на нарушителей, должны зависеть от их оценок расчетов потенциальных нарушителей.

Таким образом, исследования правонарушений, использующие эко‐ номический подход, стали обычным явлением в течение последней четвер‐ ти века. Они включают в себя анализ оптимальных предельных наказаний для сдерживания роста тяжести преступлений. Например, эмпирические оценки влияния тюремных сроков на уровень преступности, уровень осуж‐ дения, уровень безработицы, неравенство доходов и другие переменные стали более многочисленными и более точными.

Подводя итог, можно отметить, что экономика всегда играла большую роль в жизни общества. Экономический анализ, бесспорно, занимает особое место в характеристике права, ибо, что бы ни утверждал человек, для него не на последнем месте будут такие понятия, как выгода, эффективность, из‐ держки.

Таким образом, данный подход к пониманию права, характеризующий как рыночные механизмы, так и нерыночные отношения, остается актуаль‐ ным. Примечательно, что экономический анализ изучается и применяется и экономистами, и юристами, охватывая все больше и больше сфер деятель‐ ности людей в современном обществе, и при этом ставит определенные за‐ дачи, которые, возможно, найдут решение в будущем.

Список литературы Экономический подход к праву

  • Calabresi G. Some Thoughts on Risk Distribution and the Law of Torts // Yale Law Journal. 1961. Vol. 70, № 70. P. 499-553.
  • Coase R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics. 1960. Vol. 3. P. 1-44.
  • Becker G.S. The Economic Way of Looking at Life // Working Paper of the Cowes-Sandor Institute of Law and Economics. 1993. № 12. P. 385-409.
  • Ehrlich I. The Deterrent Effect of Capital Punishment: A Matter of Life and Death // The American Economic Review. 1975. Vol. 65, № 3. P. 397-417.
  • Landes W.M. Legality and Reality: Some Evidence on Criminal Procedure // The Journal of Legal Studies. 1974. Vol. 3, № 2. P. 1-96.
  • Komesar N.K. Toward a General Theory of Personal Injury Loss // The Journal of Legal Studies. 1974. Vol. 3. № 2. P. 457-486.
  • Posner R.A. The Economic Approach to Law // Texas Law Review. 1975. Vol. 53. P. 757-782.
Статья научная