Экономическое управление бизнес-системами Индустрии 4.0
Автор: Жаринов Игорь Олегович
Журнал: Петербургский экономический журнал @gukit-journal
Рубрика: Экономика и управление хозяйствующими субъектами
Статья в выпуске: 3 (33), 2021 года.
Бесплатный доступ
Исследуется задача экономического управления бизнес-системами Индустрии 4.0, образованными группами цифровых, умных и виртуальных фабрик, действующих в одной отрасли промышленности и объединенных в общую цепочку создания ценности. Предлагается схема системы экономического управления, бизнес-процессы в которой комплементарны и основаны на кибертехнологиях и принципах межфирменного сотрудничества, обеспечивающих целевое использование ресурсов компаний. Реализуется децентрализованный механизм экономического управления, в котором каждая фабрика в сквозной цепочке выступает одновременно субъектом и объектом управления, влияющим на бизнес-процессы или испытывающим влияние регуляторов бизнес-системы. Пространство управляемых параметров компаний определено в соответствии с экономическими категориями и допускает подконтрольное бизнес-поведение фабрик на рынке, колебания спроса и предложений в котором рассматриваются внешними факторами влияния (рыночными вызовами) на бизнес-систему и ее бизнес-процессы.
Бизнес-система, бизнес-процессы, Индустрия 4.0, экономическое управление.
Короткий адрес: https://sciup.org/140254710
IDR: 140254710 | DOI: 10.24412/2307-5368-2021-3-91-96
Текст научной статьи Экономическое управление бизнес-системами Индустрии 4.0
Экономическое управление бизнес-систе-мой Индустрии 4.0 является видом менеджмента и осуществляется в бизнес-процессах взаимодействия разнопрофильных компаний, занятых в одном сегменте промышленности и общей цепочке создания ценности [1]. Управление реализуется методами и средствами, основанными на планировании операционной (технологической, финансовой, маркетинговой и др.) деятельности компаний и на контроле факторов влияния, отражающих условия внешней и внутренней среды. Цель экономического управления бизнес-системой заключается в насыщении рынка ее продукцией или сервисными услугами, инструментами, обеспечивающими максимальную загрузку собственных производственных мощностей компаний и извлечение прибыли [2].
Звеньями бизнес-системы выступают цифровая, умная и виртуальная фабрики, актуальность внедрения в инновационную промышленность Российской Федерации которых определена в дорожной карте Национальной технологической инициативы по направлению «Технет». Бизнес-процессы взаимодействия фабрик закрыты и самозамкнуты на уровне механизмов корпоративного управления и открыты для потребительской кастомизации изготавливаемой продукции. Бизнес-система как крупный экономический объект в промышленности обладает повышенным удельным весом влияния на рынок и купирует чрезмерные или недостаточные адаптивные реакции фабрик на рыночную динамику. Управление осуществляется для вывода фабрик на плановую траекторию достижения заданных эко- номических показателей, удовлетворяющих требованиям бизнес-системы.
Теоретико-методологическую основу системы экономического управления составляют общие закономерности менеджмента, приложенные к регулированию промышленной бизнес-системы и ее бизнес-процессов, контролируемых в динамике. Поведение экономических субъектов и объектов отслеживается системой управления в физическом мире и в виртуальной среде с учетом колебаний спроса и предложений (рыночные вызовы, влияющие на объекты управления – фабрики Индустрии 4.0). Связь компаний в бизнес-системе осуществляется по коммуникационным каналам [3], представленным в физическом пространстве материалопотоками товаров промежуточного потребления и конечной продукции и в виртуальном пространстве информационными потоками финансовых и логистических данных. Использование виртуального киберфизического компонента в экономическом управлении обусловлено повышенной ролью информационных кибертехнологий в регулировании динамических бизнес-систем, бизнес-процессы и потоки ресурсов которых существенно изменяются во времени [4; 5].
Регулирование бизнес-процессов компаний предполагает оценку их текущих экономических показателей (издержки, объемы производимой продукции, выручка и др.) и формирование управляющих воздействий в отношении материальных и нематериальных активов, способных корректировать цепочки стоимости изготавливаемой продукции в наблюдаемый момент и в прогнозируемый период времени. Система экономического управле- ния компаниями, таким образом, охватывает аспекты синтеза новых бизнес-моделей и форм партнерского сотрудничества цифровой, умной и виртуальной фабрик, с использованием которых генерируются бизнес-структуры с вертикальной и горизонтальной интеграцией бизнес-процессов [6].
Создание межфирменных кооперационных сетей и цепочек добавленной стоимости в бизнес-системе Индустрии 4.0 соответствует корпоративной культуре комплементарного производства и выполняется для изготовления продукции, заказ на которую экономически обоснован и кастомизирован [7]. Передовыми источниками дохода компаний, выводящими бизнес за точку безубыточности, являются [8] сочетания кибертехнологий, самонастраивающихся и самоорганизующихся киберфи-зических систем и инновационных методов управления, обеспечивающие финансовый результат с минимальным браком продукции и ресурсными затратами. Схема системы экономического управления бизнес-системой, объединяющей цифровую, умную и виртуальную фабрики в общую цепочку образования ценности, приведена на рисунке.
На схеме рассмотрен наиболее общий случай бизнес-системы, в которую входят группы цифровых, умных и виртуальных фабрик. Частный случай допускает включение в состав бизнес-системы фабрик каждого типа, представленных единичными инновационными компаниями. Иерархия схемы экономического управления бизнес-системой включает в себя три уровня, бизнес-процессы на которых подлежат регулированию.
Микроуровень управления осуществляется изолированно, т. е. в границах собственного менеджмента фабрик, выполняющих отдельный вид проектно-производственной деятельности. Мезоуровень управления раскрывает межфирменный потенциал фабрик, бизнес-процессы которых комплементарны. Макроуровень экономического управления позиционируется в отношении целостной бизнес-системы, компетенции которой проявляются при реализации контракта полного жизненного цикла продукции или сервисной услуги.
Заложенные в схему экономического управления бизнес-системой механизмы регулирования бизнес-процессов соответствуют закону соотносительности возможностей управляющей и управляемой компаний и реализуют комплексный подход к анализу микроэкономических показателей фабрик и макроэкономических показателей рынка. Контроль осуществляется непрерывно путем вычисления оценок регулируемых экономических параметров внутренней среды бизнес-системы и мониторинга экономических параметров состояния внешней среды, доступных к наблюдению рыночными инструментами. Оптимальное экономическое управление предполагает поддержание определенного режима функционирования компаний в конкурентной рыночной среде и обеспечивается при достижении контролируемыми показателями операционной деятельности фабрик целевых значений, установленных менеджментом для общей бизнес-системы [9; 10].
Каскадирование фабрик в системе экономического управления выполнено по сетевому принципу, транслирующему продукцию промежуточного потребления ее покупателю, выступающему в общем технологическом цикле бизнес-системы субподрядчиком в цепочке ценности. Система управления оказывает прямые (контроль дистрибуции физической продукции или сервисной услуги) и обратные (контроль дизайна цифровых двойников продукции) регулирующие воздействия на бизнес-процессы фабрик, адаптируемые к рыночным условиям инновационной экономики. Ценообразование в цепочке стоимости определяется корпоративными соглашениями на изготовление высокотехнологичной продукции массового спроса или кастомизированной продукции, оформляемыми смарт-контрактами.
Каждая фабрика в системе бизнес-отноше-ний попарно выступает в роли субъекта или объекта экономического управления, регулирующих показатели деловой активности биз-нес-партнеров. Реверс технологий управления обусловлен взаимной зависимостью бизнес-процессов в цепочке «цифровая фабрика – умная фабрика – виртуальная фабрика», каж-
Виртуальная среда бизнес-системы, доступная через Internet of Things и основанная на искусственном интеллекте
Имитационная среда киберпроектирования (граничные вычисления)

Имитационная среда киберпроизводства (туманные вычисления)

Имитационная среда логистики и обслуживания (облачные вычисления)


Рыночные вызовы
Объект управления (Умная фабрика)
Объект управления (Цифровая фабрика)
Внутренняя физическая среда бизнес-системы

Целевые показатели кибердизайна
Контрольно-управляющий государственный орган
Внешняя среда бизнес-системы
Установки бизнес-системы
Целевые показатели макроэкономики
Микроэкономические показатели умных фабрик (УФ)
Целевые показатели киберпроизводства
Микроэкономические показатели виртуальных фабрик (ВФ)
► Микроэкономические показатели цифровых фабрик (ЦФ)
Вектор макроэкономических Рыночные вызовы Объект управления (Виртуальная фабрика) Регулятор Менеджмент Регулятор Менеджмент Контроль качества онтроль качества ыночные механизмы управления Рыночные вызовы Условные обозночения: ЦФ – цифровая фабрика; УФ – умная фабрика; ВФ – виртуальная фабрика. Рисунок Схема системы экономического управления бизнес-системой, объединяющей фабрики Индустрии 4.0 в общую цепочку создания ценности дое звено в которой влияет или испытывает на себе влияние целостной бизнес-системы. В каждой паре бизнес-партнеров субъекты управления реализуют дуальный механизм регулирования бизнес-процессов, основанный на сочетании менеджмента компаний, выполняемого управленческим аппаратом сотрудников, и кибертехнологий автоматизации, доверенных искусственному интеллекту (планировщику заданий) [11; 12]. Директивные потоки бизнес-информации и отчетная документация в системе экономического управления фабриками Индустрии 4.0 формируются в цифровой форме и передаются технологиями электронной коммерции в смарт-контракты, контрольные функции которых автоматизированы в программном коде. Наличие в общей бизнес-системе каналов обратной связи позволяет регуляторам управлять микроэкономическими параметрами каждой из фабрик в соответствии с наблюдаемыми макроэкономическими параметрами рынка, отражающими динамику внешней среды. Внутренняя среда бизнес-системы определяет пространство для взаимодействия фабрик, основанного на корпоративной культуре участников общей цепочки добавленной стоимости. Внешняя среда бизнес-системы образована рынком, состояние которого зависит от финансового положения компаний, наличия конкуренции, монетарной и фискальной политики государства и др. Канальная проводимость бизнес-процессов в системе экономического управления является индикатором адаптивности бизнес-системы к изменениям, которые происходят на рынке. Протяженность управляющей цепочки влияет на время реакции бизнес-системы на динамику экономической ситуации и приводит к снижению конкурентоспособности компаний, не успевающих за рынком. Ускорение адаптивного ответа бизнес-системы на внешние вызовы в канале экономического управления обеспечивается местными обратными связями, укорачивающими локальными контурами цепочку передачи управляющего влияния. Интеграция фабрик в кооперационную цепочку создания ценности реализовано в связи с ограниченными возможностями каждой из компаний по эффективному целевому регулированию своих микроэкономических показателей. Структурирование системы экономического управления в формате групп замкнутых контуров способствует упорядоченности выполнения фабриками своих бизнес-процессов, подконтрольно развивающихся в общей биз-нес-системе. Параметрическое пространство регулируемых показателей сформировано в соответствии с классическими экономическими категориями, присущими деятельности хозяйствующих объектов проектно-производственного сегмента в инновационной промышленности. Степени свободы бизнес-поведения фабрик регулируются в рыночных условиях и укладываются в нормы бизнес-системы, применяющей к компаниям разнообразие управляющих воздействий, соответствующее вариации пространства состояний внутренней среды. Бизнес-система, охваченная каналами обратных связей, обладает устойчивыми экономическими показателями деятельности и позволяет реализовывать расширенные механизмы управления цифровыми, умными и виртуальными фабриками, учитывающие комплексные требования заказчиков (потребителей) к качеству продукции и к бизнес-про-цессам ее создания. В аспектах новой модели промышленности [13; 14], трансформация бизнес-логики которой выполнена в соответствии с концептами Индустрии 4.0, внедрение инноваций в систему управления фабриками обеспечивает оптимальное регулирование материальных (сырье, незавершенное производство, готовая продукция) и нематериальных (цифровой контент, ноу-хау) запасов, основанное на экономических критериях. Количественные настройки регуляторов системы экономического управления инновационными компаниями определяются в результате маржинального и SWOT-анализа, вырабатывающих бизнес-системе решения по увеличению объемов занимаемого рынка и выходу фабрик на новые рынки сбыта, осуществляемые путем интеграции механизмов управления этапами жизненного цикла продукции, сервисными и продуктовыми линейками и бизнес-процессами, влияющими на цепочки добавленной стоимости.
Список литературы Экономическое управление бизнес-системами Индустрии 4.0
- Акбердина В. В., Смирнова О. П. Сетевые сопряженные производства в контексте четвертой промышленной революции // Журнал экономической теории. 2017. № 4. С. 116–125.
- Белова Л. Г., Вихорева О. М., Карловская С. Б. Индустрия 4.0: возможности и вызовы для мировой экономики // Вестник Московского университета. Серия 6: экономика. 2018. № 3. С. 167–183.
- Гаркушенко О. Н. Информационно-коммуникационные технологи в эпоху становления смарт-промышленности: проблемы определения и условия развития // Экономика промышленности. 2018. № 2 (82). С. 50–75.
- Гумерова Г. И., Татар Е. И. Влияние Индустрии 4.0 на поведение потребителей и ведение бизнеса // Экономический вектор. 2020. № 4 (23). С. 63–67.
- Кокорев А. С. Цифровая экономика: смена ценностей и ориентиров в управлении предприятием // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 28.
- Кукшев В. И. Цифровая экономика: проблемы и решения // Экономические стратегии. 2020. Т. 22. № 5 (171). С. 51–57.
- Макарова О. И. Кастомизация как направление повышения эффективности маркетинговой деятельности промышленного предприятия // Экономика и эффективность организации производства. 2009. № 11. С. 254–256.
- Никифоров А. Д., Тарасов Д. Р. Полная платформа цифровой экономики. «Индустрия 4.0» // Новая экономика и региональная наука. 2018. № 3 (12). С. 145–147.
- Полухина А. Н., Арнабердиев А. Р. Шеринг-экономика // Инновационное развитие экономики. 2019. № 1 (49). С. 118–122.
- Рой О. Ю. Анализ функционирования экономики предприятий машиностроительной индустрии // Управление устойчивым развитием. 2020. № 2 (27). С. 32–37.
- Толкачев С. А. Киберфизические компоненты повышения конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности // Экономическое возрождение России. 2019. № 3 (61). С. 127–145.
- Хасанов А. Р. Концепции развития промышленных организаций в условиях цифровой экономики Индустрии 4.0 // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 4. С. 133.
- Шуплецов А. Ф., Косякова В. В. Развитие хозяйствующих субъектов промышленности в условиях цифровой экономики с учетом специфики нематериальных активов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2020. № 4 (42). С. 79–86.
- Щекотурова С. Д., Кашпаров Д. В., Пурыжова Л. В., Савченко В. А., Фарафонова Ю.Ю. Обзор положения российских промышленных предприятий в период смены государственной парадигмы от инновационной экономики к концепции «Индустрия 4.0» (на примере предприятия металлургической отрасли) // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11 (112). С. 1036–1040.