Экономика труда в Республике Бурятия в условиях кризиса

Бесплатный доступ

В данной статье рассматривается влияние кризисных явлений в российской экономике на рынок труда в Республике Бурятия. Важность этой проблематики состоит в выработке такой модели экономики, которая была бы достаточно устойчивой и системной для нивелирования подобных ситуаций в перспективе. Дано описание текущей ситуации в сфере занятости и рассматриваются наиболее важные мероприятия по снижению уровня безработицы, реализуемые органами государственной власти Республики Бурятия.

Безработица, кризис, общественные работы

Короткий адрес: https://sciup.org/142142144

IDR: 142142144

Текст научной статьи Экономика труда в Республике Бурятия в условиях кризиса

В предыдущие годы плановая экономика и закрытость государства становились хорошим заслоном от регулярных мировых потрясений. Поэтому наблюдаемый сейчас кризис для современной России – это первый подобный опыт. Со всей очевидностью можно отметить, что своим следствием кризис будет иметь далеко идущие последствия. Он должен стать тем катализатором, который ускорит решение давно назревших проблем - сбалансированность, реструктуризация и модернизация экономики, придание ей инновационного характера, укрепление финансовой системы и т.п. с тем, чтобы перестроить экономическую систему в соответствии с новыми реалиями.

Кризисные явления в мировой и российской экономике оказывают все большее влияние на экономику региона. В силу специфики развития экономики республики, падение производства и уровня жизни оказалось, на данное время, меньше среднероссийских значений. Очевидно, что это не носит долгосрочного характера и негативные тенденции с некоторым лагом окажут свое влияние на экономику города.

Спад в промышленности вкупе со снижением потребительской активности обозначил ряд проблем в сфере занятости населения. До недавнего времени спрос и предложение на рабочую силу находились в некотором равновесии. Количество безработных с небольшими отклонениями составляли 10-11 тыс. чел., что соответствовало уровню безработицы около 23%. Для сравнения, в Иркутской области этот показатель в докризисные времена равнялся 1011%, в Забайкальском крае – 6-7, а в среднем по России – 7%.

С III кв. 2008 г. органы занятости населения начали фиксировать все большее число обращений со стороны как настоящих, так и потенциальных безработных. Из графика можно увидеть резкий, почти двукратный рост обращений граждан на учет в республиканских органах занятости – с 8540 чел. в декабре 2008 г. до 16510 чел. на 12 мая 2009 г., что соответствует уровню зарегистрированной безработицы 3,4% (рис. 1). При этом, если расчет численности безработных производить по методологии МОТ, то по оценке службы занятости она может достигать порядка 50-52 тыс. человек, т.е. 11,5%.

Необходимо обратить внимание, что наблюдаемый уровень безработицы хоть и стал одним из самых масштабных за последние десять лет, но не является критичным по сравнению со среднероссийским уровнем. К слову, подобные значения органами занятости фикси- ровались только в начале 2000-х годов как последствия предыдущего кризиса. Учитывая некоторое замедление темпов экономического спада и наступающую сезонность возможно, что максимальные значения по безработице уже практически достигнуты.

Вместе с тем, озабоченность вызывает стремительно растущая напряженность на рынке труда. Рассчитываемый коэффициент напряженности, показывающий количество безработных в расчете на одну вакансию, вырос с начала года до 2,8 (12 мая), при том, что месяцем ранее он составлял 4,9 (14 апреля). Наблюдаемое снижение обусловлено сезонными факторами, а также вбросом вакансий в рамках организации общественных работ.

Динамика ситуации на рынке труда РБ

Рис.1. Динамика ситуации на рынке труда РБ

Для ответа на вопрос насколько сильной будет безработица в республике, можно сделать предположение, что в сфере занятости влияние кризиса не будет носить острый характер. Во-первых, исторически сложилось так, что в процессе внутристрановой специализации Бурятии не была отведена четко определенная производственная роль, как другим регионам. Отсутствие выгодных природных ресурсов, небольшая численность населения, отдаленность от центров, сложные климатические условия, приграничное положение и т.п. обусловили, по сути, невысокую привлекательность Бурятии с точки зрения развития ее потенциала. Как следствие, в республике не были организованы производства, которые имели бы доминирующее значение для экономики и впоследствии пострадали от кризиса. Существующие предприятия уже практически привели в соответствие объемы выпуска и численность сотрудников, что, конечно, обеспечило взрывной рост безработицы, но во вполне приемлемых границах. Что касается крупных промышленных предприятий, обеспечивающих высокую занятость и долю в производстве ВРП, то, несмотря на значительное падение объемов производства - в среднем на 30%, дальнейшее снижение пока что ими не планируется, учитывая их встроенность в более крупные производственные цепочки, а также обеспеченность крупными государственными заказами. Среди предприятий малого и среднего бизнеса руководители рассматривают сокращение как наименее возможный способ выживания, чаще практикуя сокращение заработной платы.

Во-вторых, для анализа рынка труда в условиях кризиса необходимо обратить внимание на специфическую структуру занятости с непропорционально высокой концентрацией «бюджетников» - 41% от общего числа занятых (табл.1). Такой «непроизводительный» характер занятости в республике может в условиях снижения производства в промышленности поддержать сферу услуг и сделать последнюю своеобразной «подушкой». На сферу услуг сейчас приходится около 55% ВРП. Принимая во внимание небольшой рост реальных доходов населения (103% в среднем за январь-февраль) спрос на услуги в условиях кризиса пока что достаточно неэластичен. Так, оборот розничной торговли по сравнению с прошлым годом в Улан-Удэ составил 104,6%, оборот общественного питания - 100,6%, т.е. на прошлогоднем уровне. В большей степени это обстоятельство позволит снизить риски предпринимательской деятельности, прежде всего для малого и среднего бизнеса.

Таблица 1

Структура занятых в экономике

Численность, тыс. чел.

Количество занятых в организациях (без учета малого бизнеса), в т.ч.

222,72

численность работников в бюджетных организациях

119,85

Занято в предприятиях малого бизнеса, в т.ч.

72,3

на малых предприятиях - юридических лицах

23,9

на малых предприятиях без образования юридического лица

48,4

Количество безработных

57,6

Итого экономически активного населения

352,62

Компенсировать выпадающий спрос частный сектор пока что не в состоянии, поэтому государственное вмешательство - это необходимая мера. Если рассматривать стимулирующие мероприятия, то их может оказаться недостаточно для достижения запланированных индикаторов. Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда РБ пре-дусматрена на 2009-2010 гг., т.е. на середину экономического кризиса, установлен порог регистрируемой безработицы в 2,5-2,6%, который наблюдался в республике в периоды благоприятной экономической конъюнктуры. Сейчас же ситуация совершенно обратная.

Разработчиками государственных программ в сфере занятости не предлагаются какие-то принципиально новые подходы. «Информационно-образовательный» блок включает в себя: опережающее профессиональное обучение, предоставление широкого спектра консультационных, образовательных услуг, направление на переподготовку и профобучение. Второй блок включает в себя организацию общественных работ. Третий направлен на содействие развитию малого предпринимательства и других форм самозанятости. Рассмотрим их подробнее.

Общественные работы, как мера государственной поддержки занятости, как раз должны покрыть дефицит вакансий и создать недостающий спрос на рабочую силу со стороны частного сектора. Всего на 2009 год планируется создать 7,8 тыс. вакансий. По большей части это занятость в сфере дорожного хозяйства, благоустройства, ремонта домов, уборки территорий, лесовосстановительной деятельности и озеленения, но именно такая категория граждан наиболее многочисленна в базе данных центров занятости. На граждан с начальным профессиональным, средним или вообще не имеющим образования в общей сложности приходится порядка 66% безработных.

В итоге, по некоторым районам республики количество новых мест в рамках общественных работ сопоставимо с числом официальных безработных, однако, например, в г.Улан-Удэ покрывается всего лишь 14% потребностей [3]. К сожалению, общественные работы пока недостаточная мера. Можно увидеть, что работы не носят долговременного характера, в основном это сезонные работы на 2-3 месяца. Безусловно, это несколько облегчит ситуацию -предстоящие летние работы и возникающий в связи с этим спрос на рабочие специальности в городах и в сельской местности позволят снизить уровень безработицы до осеннее-зимнего периода до приемлемого уровня.

Ситуация осложняется слабой заинтересованностью людей - в мероприятиях по профориентации и профобучении участвуют на данный момент не более 2-3% от общего числа безработных. Общая численность вовлеченных в общественные работы по всей видимости превысит уровень предыдущих лет, т.е. около 40-50% от численности граждан, трудоустроенных на временные работы.

Необходимо отметить, что рабочие места в рамках общественных работ создаются как превентивная мера, как способ обеспечения людей неким уровнем дохода и уменьшением социальной напряженности. Однако экономический эффект мог быть больше, если общественные работы были бы созданы в рамках государственного проекта или другой национальной программы с целью создания ВРП и обладали высоким системным эффектом, как например, жилищное строительство.

В сложившихся условиях малое предпринимательство могло бы поддержать спрос на рабочую силу, это крайне перспективный сегмент. Об этом можно судить по таким данным:

  • -    невысокий вклад малых предприятий в производство ВРП - порядка 18%;

  • -    в сравнении с другими регионами в Бурятии на 1000 жителей республики приходится в 2 раза меньше малых предприятий, чем в среднем по России;

  • -    доля работающих на малых предприятиях от общего числе занятых в экономике республики составляет 5,0, тогда как по России она равняется 11,09 %. Для сравнения, уровень занятости на малых предприятиях г. Москвы - 25,85 %, а г. Санкт-Петербурга - 26,09 %;

  • -    малый и средний бизнес проникли еще не во все рыночные сегменты.

Ограничению деятельности предприятий малого бизнеса, большая часть которых традиционно сосредоточена в таких сферах, как розничная торговля, общественное питание, производство услуг, будут способствовать изменившиеся под влиянием кризиса потребительские предпочтения. Поведение покупателей стало более экономным. Люди в большей степени стали ориентироваться на поиск точек, в которых товары стоят дешевле или же приобретать какие-либо услуги реже и/или в меньшем объеме [7]. Это обстоятельство может, с одной стороны, придать импульс развитию малых предприятий, а с другой, расчистить дорогу крупным торговым сетям-дискаунтерам, обладающим большими возможностями по ценообразованию и эффективности работы.

Создать новые возможности для трудоустройства населения могла бы помощь в переходе наиболее перспективных представителей малого бизнеса в разряд среднего . Подобная селективная политика в республике ранее не проводилась, возможно, что в ближайшее время будут обозначены некие контуры. Необходимость подобных шагов продиктована тем, что если одно малое предприятие трудоустраивает порядка 6-7 человек, то в среднем можно обнаружить уже около 20-40 человек. Малому бизнесу достаточно сложно сейчас реализовывать планы по расширению в связи с низкой степенью доступности финансовых инструментов, снижения потребительской активности и т.п.

Сейчас нельзя с полной уверенность сказать, что процесс оптимизации численности сотрудников на предприятиях закончился. В ближайшей перспективе следует ожидать дополнительного роста численности безработных граждан из числа работников, переведенных на режим неполного рабочего времени и находящихся в вынужденных отпусках и простое. Также стоит принять во внимание выход на рынок труда выпускников вузов.

Описанные в статье негативные явления можно было прогнозировать раньше. Кризис обнажил проблемы, которые не находили решения в течение длительного времени. О необходимости принятия определенных мер можно судить по данным о ВРП на душу населения [4] (рис. 2). Если принять во внимание, что официально зарегистрированный уровень безработицы в 2007 г. составлял довольно низкие 3%, то это все равно было недостаточно для достижения средних значений по округу - 154687,3 тыс. руб. и по стране - 198816,5 тыс. руб.

Целенаправленная политика по модернизации экономики, развитие финансовых инструментов с целью активизации инвестиционной деятельности, организация новых эффективных производств и т.п. должны стать ключевыми элементами государственной политики - это работа на будущее.

В сфере занятости, помимо этого, необходимо проводить политику по привлечению рабочей силы, особенно квалифицированной. Преодоление этого барьера должно стать основной целью внутренней республиканской политики, а одной из задач - превращение Улан-Удэ в город возможностей, в современный и быстрорастущий мегаполис с большим количеством жителей, 500-700 тыс. горожан. Но для того, чтобы задействовать миграционный фак- тор, предстоит создать благоприятную среду для этого: наличие емкого рынка труда, наличие недорогого жилья, развитая городская инфраструктура, наличие хороших образовательных учреждений, грамотная градостроительная политика и т.п.

Производство ВРП на душу населения в 2007г., руб.

В среднем по СФО - 154 687,3

Рис.2. Производство ВРП на душу населения в 2007 году

Республика находится сейчас на низком старте, и важно не балансировать на грани, а занять устойчивое положение, чтобы впоследствии сделать качественный рывок вперед и достойно заявить о себе.

Статья научная