Экспериментальное сравнение характеристик паропроницаемости основных строительных материалов
Автор: Копылова Анастасия Игоревна, Ватин Николай Иванович, Пестряков Игорь Иванович
Журнал: Строительство уникальных зданий и сооружений @unistroy
Статья в выпуске: 10 (25), 2014 года.
Бесплатный доступ
Одной из важных задач строительства является проектирование конструкций таким образом, чтобы избежать возникновения конденсации водяного пара в них. В зависимости от используемых материалов и типа конструкции водяные пары могут проходить через здание или задерживаться в нем. Цель работы - дополнение характеристик паропроницаемости строительных материалов, которые неполно отражаются в нормативных документах. В работе проведена серия испытаний над образцами материалов, выпускаемых фирмами производителей для современного строительства: камень стеновой бетонный марки СКЦ 1Р-1, камень полнотелый стеновой керамзито- бетонный марки КСКЦ 40-20-19-50/950, глиняный обожженный полнотелый кирпич, газобетон автоклавного твердения марки D600, дерево (сосна). В результате исследования получены новые данные по материалам, которые в настоящее время используются при строительстве ограждающих конструкций.
Материал, сопротивление паропроницанию, паропроницаемость, давление водяного пара, плотность потока водяного пара
Короткий адрес: https://sciup.org/14322054
IDR: 14322054
Текст научной статьи Экспериментальное сравнение характеристик паропроницаемости основных строительных материалов
journal homepage:
Водяной пар является одним из компонентов атмосферного воздуха. В помещениях гражданских зданий пар образуется как результат жизнедеятельности человека (дыхание, мойка посуды, стирка, принятие душа и т.п.), как следствие наличия воды с открытой поверхностью (например, в бассейнах) и как результат различных технологических процессов. Водяные пары имеют свойство проникать из областей с более высокой абсолютной влажностью в области с более низкой абсолютной влажностью [1]. Даже при удалении избытков водяного пара из помещений системами вентиляции водяные пары будут попадать в поры ограждающих конструкций зданий, двигаясь изнутри наружу. В климатических условиях России возможна конденсация пара в ограждающих конструкциях и постепенное разрушение строительных конструкций [2]. В связи с этим, одна из важных задач строительства – спроектировать наиболее энергоэффективные конструкции таким образом, чтобы избежать конденсации водяного пара в них. В настоящее время решение данной задачи основывается на [3, 4, 5]
Наружные водяные пары могут проникнуть в здание двумя способами. Один из которых – диффузия, второй – с током воздуха [6, 7, 8]. Так как теплоизоляция, которую чаще всего применяют в современном строительстве, создает надежную защиту от нежелательных воздушных потоков, то, следовательно, диффузии следует уделять больше внимания [9-12].
При проектировании многослойных ограждающих конструкций часто руководствуются таким понятием как «паропроницаемость» строительного материала. Также имеет место понятие «сопротивление паропроницанию». При этом стремятся обеспечить принцип «паропроницаемость должна возрастать изнутри наружу».
Паропроницаемость теплоизоляционных материалов существенно влияет на влагоперенос через ограждающие конструкции. В свою очередь, это является одним из важных критериев, оказывающих влияние на термическое сопротивление конструкции [13-17].
Для определения паропроницаемости строительных материалов в испытательном центре СПбГПУ выполнена серия экспериментальных работ. Объектами исследования являются образцы размером 100х100х30мм следующих строительных материалов: камень стеновой бетонный марки СКЦ 1Р-1, изготовленный по ГОСТ 6133 [18], плотностью 2282 кг/м3; камень полнотелый стеновой керамзитобетонный марки КСКЦ 40-20-19-50/950 – по ГОСТ 6133 [18] плотностью 969 кг/м3; глиняный обожженный кирпич полнотелый – по ГОСТ 530-2012 [19] плотностью 1693 кг/м3; газобетон автоклавного твердения марки D600 – по ГОСТ 31359-2007 [20] плотностью 561 кг/м3. Также образец размером 100х100х20мм, выполненный из дерева (сосна) по ГОСТ 9463 [21], плотностью 460 кг/м3.
Методика измерений характеристик паропроницаемости строительных материалов базируется на основании [22]. Расчет характеристик включает в себя:
-
- выбор материалов (объектов исследования);
-
- проведение испытания в лаборатории;
-
- вычисление плотности потока водяного пара через образец;
-
- обработку результатов испытания.

Рисунок 1. Образцы испытываемых материалов (слева направо): дерево (сосна), газобетон ав токлавного твердения марки D600, камень полнотелый стеновой керамзито-бетонный марки КСКЦ 40 -20-19-50/950, камень стеновой бетонный марки СКЦ 1Р-1, глиняный обожженный полнотелый кирпич
Construction of Unique Buildings and Structures, 2014, №10 (25)
Литературный обзор
Изучению характеристик паропроницания в строительных материалах и ограждающих конструкциях посвящено множество работ [23-28] таких авторов как: Куприянов В.Н, Сафин И.Ш., Перехоженцев А.Г., Козлов В.В., Ильинский В.М., Гагарин В.Г., Ушков Ф.В., Тертичников Е.И., Фокин К.Ф., Вытчиков Ю.С., Богословский В.Н., Лыков А.В., Мачинский В.Д., Франчук А.У., Одельская Э.Х. и др. Исследования проникновения и переноса пара в конструкциях основываются на идеях, изложенных в СНиП всех лет изданий.
Мачинский В.Д. одним из первых рассмотрел роль диффузии и конденсации водяного пара в ограждающих конструкциях. Свои результаты он опубликовал в работе [23], где подробно описал проблему влажностного состояния ограждающих конструкций. Позже Фокин К.Ф. количественно оценил данную проблему, в статье [24] также приведен метод определения зоны конденсации, расчет паропроницаемости материалов ограждающей конструкции.
Куприянов В.Н. совместно с Петровым А. С. изучали паропроницаемость материалов в условиях, приближенных к эксплуатационным. В своей работе [25] они опубликовали закономерности переноса пара через ограждающую конструкцию, описали методику, которая учитывает движение воздуха над образцом материала, на ее основе была построена зависимость изменения коэффициента паропроницаемости от времени. Результаты эксперимента указали на актуальность продолжения исследования в связи с тем, объяснить колебания коэффициента паропроницаемости на имеющемся экспериментальном материале пока не представляется возможным.
В работе [26] Перехоженцев А.Г. на основе баланса сопротивлений теплопередаче и паропроницанию материалов определяет условия, при которых образуется плоскость конденсации, либо зона конденсации, которую в дальнейшем изучает Вытчиков Ю.С., выполняя расчет требуемого сопротивления паропроницанию от внутренней поверхности до плоскости возможной конденсации [21].
Статья Перехоженецева А.Г. и Жукова А.Н. [28] посвящена экспериментальному определению коэффициента паропроницаемости жидкого керамического утеплителя типа «Корунд-Классик». Результаты экспериментальных исследований показали, что коэффициент испытуемого образца близок по значению к материалам, используемых в качестве гидроизоляционных покрытий. Авторами разработаны рекомендации по применению.
Важным аспектам закономерностей паропроницания за рубежом посвятили свои публикации [29-35] авторы: Rogers T., Hartwig М., Wilkinson, Ueno K., Lstiburek J., Vinha J., Valovirta I., Gomez I., Sala M. J., Millan J.A и др.
Rogers T. в работе [29] внес одно из самых рациональных предложений при проектировании конструкции: отдельные слои в многослойных конструкциях стоит располагать таким образом, чтобы паропроницаемость возрастала от внутренней стороны к наружней, причем здание будет эксплуатироваться дольше, если паропроницаемость наружного слоя, как минимум, в 5 раз будет больше паропроницаемости внутреннего слоя.
Статья Vinha J., Valovirta I. [30] основана на свойствах перехода водяного пара и теплопроводности при различных температурах и относительной влажности в северных климатических условиях. В статье представлен расчет характеристик для разных строительных материалов, эффекты изменения характеристик паропроницаемости в зависимости от влажности и температуры.
Несмотря на большое количество публикаций по данной тематике [23-35], исследование паропроницаемости строительных материалов остается актуальным и требует дальнейшего изучения. Особенно это связано с появлением новых строительных материалов, характеристики которых не включены в СНиП. Стандартные методы определения паропроницаемости материалов не моделируют условий их эксплуатации в ограждающих конструкциях, в связи с этим вопрос по изучению характеристик паропроницаемости остается открытым.
Construction of Unique Buildings and Structures, 2014, №10 (25)
Цель и задачи исследования
Целью наших исследований является дополнение характеристик паропроницаемости, которые неполно отражаются в нормативных документах [36]. Для составления рекомендаций по использованию данных для расчетов по СНиП паропроницаемости наружных ограждающих конструкций пользуются сравнением коэффициентов паропроницаемости основных строительных материалов, в том числе и современных.
Основные задачи исследования формулируются следующим образом:
-
- проведение лабораторных испытаний в соответствии с [22];
-
- расчет плотности потока водяного пара через образец, сопротивления паропроницанию слоя материала, коэффициента паропроницаемости материала каждого образца.
Описание исследования и обработка результатов испытания
Объекты исследования: дерево (сосна), газобетон автоклавного твердения марки D600, камень полнотелый стеновой керамзито-бетонный марки КСКЦ 40-20-19-50/950, камень стеновой бетонный марки СКЦ 1Р-1, глиняный обожженный кирпич полнотелый. Образцы материалов, подготовленные в соответствии с [22], помещают на перфорированную полку шкафа, на нижней полке которого размещен cосуд с насыщенным водным раствор шестиводного азотнокислого магния. Схема прибора для определения паропроницаемости одинакова для всех испытываемых образцов, изображена на рисунках 2, 3. В шкафу размещают термометр, термограф и гигрограф для измерения относительной влажности воздуха в шкафу температуры при проведении испытания. Шкаф плотно закрывают и через каждые семь суток после начала исследования достают и взвешивают чашку с дистиллированной водой, затем возвращают в исходное положение для продолжения испытания.

Рисунок 2. 1–стеклянная пластинка; 2– пластилин; 3–дистиллированная вода; 4–чашка для дистиллированной воды; 5–обойма для образца; 6– парафин, сверху покрытый пластилином; 7– образец испытываемого материала.

Рисунок 3. Образец стенового бетонного камня марки СКЦ 1Р-1, изъятый из шкафа для взвешивания при испытании.
По результатам каждого взвешивания для образца определяется плотность потока водяного пара q в мг/(ч·м2)по формуле [22]:
Δ m q = ,
ΔτF где Δm – разница массы дистиллированной воды в чашке между двумя взвешиваниями, мг;
Δ τ – время между двумя последовательными взвешиваниями, ч;
F – площадь образца, м2;
Испытание завершилось после того, как значения плотности потока, вычисленные по результатам нескольких последовательных взвешиваний, перестали изменяться. При расчете сопротивления паропроницанию материала за плотность потока водяного пара принято наименьшее значение из полученных результатов.
Сопротивление паропроницанию R в (м2 ·ч·Па)/мг вычисляется по формуле:
R = P 1 - P 2 - δ в , q µ в
где P 1 – парциальное давление насыщенных паров воды при температуре испытания, Па; δ в – толщина воздушного слоя от уровня воды до нижней грани образца, м;
µ в – паропроницаемость воздуха в обойме с образцом, равная 1,01 мг/(м·ч·Па);
P 2 – парциальное давление паров воды над образцом, Па, определяется по формуле:
P = ϕ P 1
-
2 100% ,
ϕ – среднее значение относительной влажности воздуха в шкафу с образцами за последние 7 суток, % Коэффициент паропроницаемости образца материала определяется по формуле:
δ µ = ,
R где δ – толщина образца, м.
Приведем таблицу с результатами, полученными для всех образцов (c. 102)
Заключение
По результатам проведения серии лабораторных испытаний по определению характеристик паропроницаемости основных строительных материалов сделаны следующие выводы:
-
1. Образец материала стенового бетонного камня марки СКЦ 1P-1 обладает наименьшей паропроницаемостью, в то время как образец камня полнотелого стенового керамзито-бетонного марки КСКЦ 40-20-19-50/950 имеет паропроницаемость на 81% больше. Значения паропроницаемости образцов материала полнотелого глиняного кирпича и материала газобетона автокавного твердения марки D600 близки между собой и лежат в промежутке между значениями образцов стеновых камней, что на 31% и 25% соответственно меньше паропроницаемости образца полнотелого стенового керамзито-бетонного камня марки КСКЦ 40-20-19-50/950. Паропроницаемость дерева отличается на 50% от
-
2. Получены новые данные по материалам, которые неполно отражены в НД нормативных документах [36].
паропроницаемости материала камня стенового бетонного марки СКЦ 1Р-1;
Таблица 1. Результаты измерений
Материал образца |
Расчетные характеристики |
Измеренные значения паропроницаемо сти |
|||||||
1— о о I X CL -0) |J_ g га -о га га: о. га ю 5 о EZ |
5 га . га со о га О |
га ^ ° S> Л О 8 ° » н га: о о га и EZ |
о ь 2 4 га т га; со ^ « т ° 5 s 8 ? 5 га I т rat га" о О О * § |
0) £ т О qj CD QJ ГО 01 о -§ £ §Л 01 с 01 5 О X 1= 5 га т ш Р ” 1 К s га о EZ га |
ГО ГО со „ га ° ^ га 8 га г о > 8 га га ” о Е ю га о о ° т га э о |
га 4 га 5 с га 9 га о га га га о й га EZ |
ш 8. of СО О га |
га =5 о га га га О со га га £ |
|
Камень стеновой бетонный марки СКЦ 1Р-1 |
0,01 |
30 |
476,19 |
0,06 |
2643 |
81 |
2141 |
0,995 |
0,03 |
Камень полнотелый стеновой керамзитобетонный марки КСКЦ 40-20-1950/950 |
0,01 |
30 |
1488,10 |
0,054 |
2925 |
88 |
2574 |
0,182 |
0,16 |
Глиняный обожженны й кирпич полнотелый |
0,01 |
30 |
1369,05 |
0,051 |
2486 |
82 |
2039 |
0,276 |
0,11 |
Газобетон автоклавног о твердения марки D600 |
0,01 |
30 |
1547,62 |
0,049 |
2486 |
82 |
2039 |
0,241 |
0,12 |
Дерево (сосна) |
0,01 |
20 |
1369,05 |
0,049 |
2643 |
81 |
2141 |
0,318 |
0,06 |
Список литературы Экспериментальное сравнение характеристик паропроницаемости основных строительных материалов
- Шильд Е., Кассельман Х.-Ф., Дамен Г., Поленц.Р. Пер. с нем. Бердичевского; под ред. Дешко Э. Л. Строительная физика. М.: Стройиздат, 1982. 296 с.
- Богословский В.Н. Строительная теплофизика. Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1982. 415 с.
- СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий.
- Аверьянов В.К., Байкова С.А., Горшков А.С., Гришкевич А.В., Кочнев А.П., Леонтьев Д.Н., Мележик А.А., Михайлов А.Г., Рымкевич П.П., Тютюнников А.И. Региональная концепция обеспечения энергетической эффективности жилых и общественных зданий//Жилищное строительство. 2012. № 3. С. 2-4.
- Ватин Н.И., Горшков А.С., Немова Д.В. Энергоэффективность ограждающих конструкций при капитальном ремонте//Строительство уникальных зданий и сооружений. 2013. № 3(8). С. 1-11.
- Куприянов В.Н., Сафин И.Ш. Проектирование ограждающих конструкций с учетом диффузии и конденсации парообразной влаги//Известия КазГАСУ. 2011. № 1(15). С. 93-103.
- Straube J.F. Moisture in Buildings. ASHRAE Journal. 2002. Pp.1-6.
- Glaser H. Grafisches Verfahren zur Unterschuhung von Diffusionsvorgangen. Warmeschuts-Kaltechuts-Schallchutz-Brandchutz. Sonderausgabe, 1985. S 42-49.
- Ильинский В.М. Строительная теплофизика (ограждающие конструкции и микроклимат зданий). М.: Высшая школа, 1974. 320 с.
- Куприянов В.Н., Сафин И.Ш., Хабибулина А. Г. К вопросу о паропроницаемости ограждающих конструкций//PAACH ACADEMIA. Строительство и архитектура. 2009. № 5. С. 504-507.
- Ranaivomanana H., Verdier J., Sellier A., Bourbon X. Prediction of relative permeabilities and water vapor diffusion reduction factor for cement-based materials. Cement and Concrete Research. 2013. Vol. 48. Pp.53-63.
- Baroghel-Bouny V. Water vapour sorption experiments on hardened cementitious materials. Part II: Essential tool for assessment of transport properties and for durability prediction. Cement and Concrete Research. Vol. 37. Issue 3. Pp.438-454.
- Куприянов В.Н., Сафин И.Ш. Паропроницаемость и проектирование ограждающих конструкций//PAACH ACADEMIA. Строительство и архитектура. 2010. № 3. С. 385-390.
- Емельянов Г. Применение паропроницаемой теплоизоляции в строительстве//Строительные материалы, оборудование, технологии ХХI века. 2013. № 7. C. 31-33.
- Ватин Н.И., Горшков А.С., Глумов А.В. Влияние физико-технических и геометрических характеристик штукатурных покрытий на влажностный режим однородных стен из газобетонных блоков//Инженерно-строительный журнал. 2011. № 1. С. 28-33.
- Šadauskiene J., Stankevičius V., Bliudžius R., Gailius A. The impact of the exterior painted thin-layer render's water vapour and liquid water permeability on the moisture state of the wall insulating system. Construction and Building Materials. 2009. Vol. 23. Issue 8. Pp.2788-2794.
- Ватин Н.И., Гринфельд Г.И. Теплопередача и паропроницаемость ограждающих конструкций из газобетона с облицовкой из силикатного кирпича//Стройпрофиль. 2007. № 6. С. 46-48.
- ГОСТ 6133-99. Камни бетонные стеновые. Технические условия.
- ГОСТ 530-2012. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия.
- ГОСТ 31359-2007. Бетоны ячеистые автоклавного твердения. Технические условия. .ГОСТ 9463-88. Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия.
- ГОСТ 25898-83. Материалы и изделия строительные. Методы определения сопротивления паропроницанию.
- Мачинский В.Д. О конценсации паров воздуха в строительных ограждениях//Строительная промышленность. 1927. №1. С. 60-62.
- Фокин К.Ф. Расчет влажностного режима наружных ограждений. М.: Главная редакция строительной литературы. 1935. 173 с.
- Куприянов В.Н., Петров А.С. Паропроницаемость материалов в условиях, приближенных к эксплуатационным//Известия КГАСУ. 2013. № 2(24). С.126-131.
- Перехоженцев А.Г. Теоретические основы и методы расчета температурно-влажностного режима ограждающих конструкций зданий. Волгоград: ВолгГАСУ. 2008. 212с.
- Вытчиков Ю.С. Определение плоскости конденсации для многослойных ограждающих конструкций//Строительные материалы. 2006. № 4. С. 92-94.
- Жуков А.Н., Перехоженцев А.Г. Эксперементальное определение коэффициента паропроницаемости жидкого керамического утеплителя типа «Корунд-Классик»//Вестник ВолГАСУ. № 26(45). С.144-147.
- Роджерс Т.С. Проектирование тепловой защиты зданий. Пер с англ. М.: СИ, 1966. 228с.
- Valovirta I., Vinha J. Water Vapor Permeability and Thermal Conductivity as a Function of Temperature and Relative Humidity. ASHRAE. 2004. Pp. 1-16.
- Gomez I., Sala M. J., Millan J.A. Characterization of moisture transport properties for lightened Clay brick -comparison between two manufactures. Journal of Building Physics. 2007. Vol. 31. No 2.
- Raji S., Jannot Y., Lagière P., Puiggali J.R. Thermophysical characterization of a laminated solid-wood pine wall. Construction and Building Materials. 2009. Vol. 23. Issue 10. Pp. 3189-3195.
- Mills R.H. Mass transfer of water vapour through concrete. Cement and Concrete Research. 1985. Vol. 15. Pp. 74-82.
- Scheffler G.A. Introduction of a full range model for liquid and vapour transport properties of AAC//5th International conference on Autoclaved Aerated Concrete «Securing a sustainable future»: Bydgoszcz, Poland, September, 14-17, 2011. Pp. 311-323.
- Klopfer H. Wassertransport durch Diffusion in Feststoffen. Bauverlag GmbH. 1974. Wiesbaden. 235 pp.
- СП 23-101-2004. Проектирование тепловой защиты зданий.