Экстремальное пространство: психические состояния и возможности адаптации человека

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/149126386

IDR: 149126386

Текст статьи Экстремальное пространство: психические состояния и возможности адаптации человека

Сибирский юридический институт МВД России.

г. Красноярск

Предметом анализа в настоящей работе являются психические состояния и возможности адаптации человека. находящегося в экстремальном пространстве, организация которого противоречит требованиям, предъявляемым психологами к пространственной организации жизнедеятельности человека. К таким требованиям, в частности, относятся: пространственная изоляция (пространственная депривация), отсутствие контроля над пространством (как объективного, так и субъективного ощущения), пространственная стесненность. фактор «постоянного присутствия другого», отсутствие персонального пространства, неудовлетворение потребности в территориальности и т.п. Безусловно, данные требования не рассматриваются изолированно; при анализе характера их воздействия на переживания и деятельность человека обязателен учет специфики собственно деятельности человека в гаком пространстве. Тем не менее влияние самого простран-с! венного компонента подтверждено большим количеством эмпирических исследований.

В связи с этим можно предположить, что существует связь между пространственными способами организации мест жизнедеятельности человека и спецификой «социально-психологической реальности», относящейся именно к этим местам. Под «социально-психологической реальностью» можно понимать область межличностных от ношений, психические состояния, переживания людей, действующих в этих условиях, индивидуальные особенности человека, их влияние при восприятии той или иной «пространственной» ситуации, а также систему смыслов и значений, которыми человек наделяет среду, пространственно-предметная организация которой не соответствует удовлетворению человеком его витальных потребностей.

Остановимся на характеристике некоторых психических состояний, типичных для жизнедеятсльнос-i и человека в условиях «экстремального» пространства. Одно из первых исследований в современной отечественной психологии в этой области принадлежит Л.А.Китаеву-Смыку. Данное исследование относится к области психологии стресса и отличается собственным методологическим подходом. Отмечая существование двух подходов в оценке активности общения в экстремальных условиях: 1) стресс оказывает влияние на форму взаимодействия (взаимосодсй-ствие. взаимопротиводействие), т.е. стрессовые преобразования происходят в индивидуальной структуре личностных особенностей и в функциональных системах организма индивида; 2) активность общения при стрессе — иное проявление стресса, нежели стресс индивида, особая форма стресса, его социально-психологический субсиндром. Л.А.Китаев-Смык придерживается последнего и на его основе предлагает концепцию общения при стрессе. Ученый выделяет несколько уровней анализа общения при стрессе, отмечает необходимость при разработке мер овладения стрессом базироваться на анализе общих закономерностей социально-психолот ических феноменов, особым образом проявляющихся в экстремальных условиях. а также обозначает тесную связь между характером и динамикой субсиндрома изменения общения при стрессе, с одной стороны, и индивидуальными, личностными особенностями людей, на которых действуют эти стрессоры, а также социокультурными нормами, предусматривающими набор средств управления стрессом. — с другой.

Изменения общения при остром стрессе, отмечает ученый, проистекают из сложнейшей интеграции влияния стрессогенных факторов и различных психических функций, таких как мышление, воля, эмоции. Эти изменения обусловливаются индивидуальными, личностными особенностями общающихся люден, а также социокультурными, национальными, этическими нормами, принятыми в обществе, к которому принадлежа г общающиеся люди. Гем не менее в ходе общения при длительном стрессе обнаруживается ряд закономерностей, в значительной мере общих для многих людей и для разных стрессогенных ситуаций. Эти закономерности выделяются на основе анализа изменения общения при длительной групповой изоляции. Отмечая некоторую изученность этого вопроса (например. экспериментальный материал, полученный как в лабораторных сурдокамерных экспериментах, так и в полевых условиях во время групповых глубоководных погружений в ходе экспедиции в полярных условиях М А.Новиковым), Л.А.Китаев-Смык на основании обобщения собственных исследований, а также с учетом научных данных, касающихся указанной проблемы, предлагает схематическую дифференциацию стадий развития общения при стрессе.

1 крвой стадией стрессогенного изменения общения является так называемое «замирание» человека. «Человек, оказавшись в стрессогенной обстановке, как бы замирает, затаивается, присматривается к окружающим людям, оценивая их и перспективу своих контактов с ними. Эта стадия общения при стрессе может длиться от нескольких секунд, минут до нескольких часов. Она возникает и в незнакомых экстремальных условиях, и в том случае, когда человек бывал в таких условиях раньше; когда стрессогенный фактор подействовал на человека в присутствии незнакомых ему людей, и когда вокруг хорошо знакомые люди. Для этой стадии характерно снижение активности общения. Вербальное общение может полностью прекратиться. тем не менее «замерший» человек полностью не исключается из общения, так как продолжает следить за окружающими людьми» (1.284).

Автор отмечает, что первое, что определяется человеком, часто не вполне осознанно, это не опасно ли его социальное окружение и нс требует ли оно мгновенных защитных действий.

Вторая стадия развития общения при стрессе названа стадией «личностной экспансии», смысл которой заключается в установлении своего ролевого статуса. Вся активность общения на этой стадии связана с оптимизацией исходной социальной позиции для получения или захвата желаемой престижной социальной роли. Интересно, что направленность и цель это»! «экспансии» практически никогда не осознаются общающимися людьми, а собственная эмоциональная оживленность в начале общения совершенно не воспринимается как попытка обозначить свои достоинства. Для этой стадии типичен бурный обмен информацией, «молчун» же в этой стадии развития общения будет склонен демонстрировать занятия той деятельностью, которая также может обнаружить некоторые его достоинства. Именно на этой стадии часто возникает чрезмерно аффективное поведение — ажитированное либо, наоборот, скованное с неловкостью движений и словесных выражений.

Следующая стадия развития общения в условиях стресса — стабилизация ролевого статуса Это может происходить как эмоционально монотонно, так и сопровождаться аффективными актами общения позитивной либо негативной эмоциональной окрашенности. В результате этого образуются неформальные группы, причем ядро этой группы отличается большой внутренней устойчивостью, сплоченностью, что достигается через постоянное напряжение внутригруппового противоборства. Чем сложнее условия суше-ствования.тем труднее людям, склонным оставаться «непримкнувшими», сохранять нейтралитет перед лицом конфликтующих неформальных групп.

Л .А.Китаев-Смык выделяет также формы активизации общения в условиях стресса, как социально позитивные (усиление тенденций поддерживать лидера. усиление у субъекта склонности к принятию на себя роли генератора или носителя лидирующего концепта. чувство общности, взаимной симпатии), так и социально негативные (возникновение у людей конфронтации с лидирующим концептом.возникновение неприязни к психологическим нагрузкам, связанным с ответственностью за других людей, возникновение отчуждения от интересов группы, возрастание склонности замыкаться в кругу личных проблем). Как социально позитивные, так и социально негативные формы активизации общения имеют в экстремальной ситуации адаптационное значение, причем социально негативные формы направлены именно на разрушение экстремальной среды, опосредованное «ломкой» социума (группы). Адаптивная направленность активизации общения может не осознаваться людьми, у которых она возникает.

В качестве еще одного адат анионного феномена рассматриваются явления, связанные со снижением мотивации и способности к общению. Гак. стрессовое уменьшение активности общения может возникать за счет ухудшения функционального состояния и самочувствия человека (апатия, адинамия, снижение умственной и физической активности, чувство дискомфорта и т.п.). Так. отмечается, что интенсивность общения снижается при стрессовой са.моо гчужденно-сти субъекта, когда все его поведение: пренебреже ние своим внешним видом, мнением о себе других, правилами гигиены, регулярным питанием и тл. - сви-детельствуст о снижении значимости собственной персоны. Такое поведение иногда интерпретируется как форма протеста против стрессогенного социального давления, которая не всегда осознается субъектом

Одна in форм а шжения активности общения возможна при сохранности активности поведения. Л А.Кита-ев-Смык обозначает такую форму, как феномен «когнитивного нигилирования» партнера, который заключается в нарастающей неприязни к партнеру по изоляции. Причиной такого явления считается «переполнение». «перегрузка» субъекта информацией, исходящей от партнера при крайне ограниченном поступлении какой-либо иной информации. «Партнер становился не столько ненавистен, сколько нежелателен, избегаем, вплоть до того, что испытуемые начинали избегать встречаться взглядами и даже смотреть друг на друга. Гак, для того, чтобы взять какой-либо нужный предмет, человек предпочитал не поворачиваться в сторону этого предмета, если при этом его лицо должно было оказаться обращенным к партнеру. Вместо такого поворота на сравнительно меньший угол человек предпочитал достать нужный ему предмет, сделав поворот в противоположную сторону, на значительно больший угол, так. чтобы нс увидеть напарника. даже в том случае, когда последний обращен спиной к поворачивающемуся человеку. Действовал принцип: «Глаза б мои на тебя не смотрели!» (1,295-296).

В контексте нашего исследования важным является то. что в качестве фактора, провоцирующего агрессивные, даже садистские проявления человека, указывается на наличие, кроме прочих стрессогенных условий, явлений надругательства над ним, физического притеснения его со стороны отдельных членов группы при попустительстве остальных ее членов. В работах зарубежных ученых отмечается, что возникновение в экстремальных условиях у людей садистских наклонностей - это стрессогенная патологическая реакция, направленная на объект, который в данном случае «замещает» недостижимый и неустранимый стрессор.

Отмечается, что при стрессе актуализация в сознании возможности или необходимости крайних форм агрессии или самоагрессии может возникнуть внезапно. неожиданно для субъекта. Также существуют мнения о том, что совершенное насилие — это своеобразная «плата» за спасение от психически стрессогенной для человека травмы.

В работе Л.А.Китаева-Смыка предметом самостоятельного анализа стали проксемические переменные при стрессе. Анализируя достижения в эго»! облает зарубежных ученых и отмечая некоторые методологические «01 рехи» их исследований, автор указывает. что. по результатам его собственных исследований. характер проксемических переменных усложняется в ситуации длительной групповой изоляции в условиях скученности, создающей наряду с другими факторами дистресс у испытуемых. «Условия тесного размещения испытуемых и ограничения изолированного пространства, а также практически постоян- нос пребывание испытуемых на одном и том же месте обусловливают как бы совмещение персонального пространства и персонал изованной территории каждого из испытуемых. Кроме того, сложность взаимозависимости персональных пространств и персонализированных территорий в этих условиях создает эффект как бы наслоения их друг на друга» (1,299).

К данным, полученным зарубежными психологами и имеющим достаточно большое значения для нашего исследования, можно отнести следующее:

— экстремальная скученность может быть отнесена к типу стрессоров, для которых характерен неблагоприятный эффект последействия:

важную роль при возникновении стресса по причине скученности играют темперамент, характер и стрессовая реактивность общающихся, психологические установки людей, мотивы их деятельности, морально-этические и социально-культурные нормы;

существует связь между переносимостью скученности и индивидуальными особенностями «места опоры» индивида в процессе межличностного взаимодействия (интернальность — экстернальность), а также индивидуальными различиями тревожности.

Теоретическим основанием, лежащим в основе большинства проксемических исследований, является предположение, что близость к другому индивиду, увеличение числа приближающихся индивидов, предметное, примыкающее к субъекту окружение все это действует как информационная нагрузка. В случае перегрузки возникают стресс и дистресс. Однако каковы механизмы этого воздействия, и только ли этим объясняется эффект скученности?

Принимая во внимание нечеткость многих понятий и категорий в облает проксемических исследований. отсутствие единого категориального аппарата в этой области, необходимо отметить, что исследования Л.А.Китаева-Смыка носят уникальный, новаторский характер. В описании им эксперимента по восприятию человеком личного пространства в условиях длительной групповой изоляции используется понятие «межличностной территории», под которым понимается ситуация, когда персонализированные территории нескольких субъектов оказываются как бы взаимопроникающими. Один из тезисов, на которые опирается ученый.заключается в следующем: для комфортного состояния субъекта характерно то. что сам факт существования личного пространства, являющегося своеобразным продолжением или представительством вовне внутреннего пространства субъекта. как бы ускользает, внимание субъекта отвлечено ОТ его физического окружения.

В качестве обязательного требования при проектировании помещений для длительного изолированного или совместного пребывания людей указывается на необходимость оптимального соотношения разных функциональных зон межличностной территории.

Подводя итоги своего исследования, ученый обращается к проблемам общественной сущности человека и. отмечая противоречие между личным и общественным в человеке как элементе популяции, указывает. что человек может переживать глубокий дистресс при недостатке общения. Однако превышение эволюционно установленных норм скученности также вызывает у человека дистресс. В связи с этим огромное значение приобретает психологически верное прогнозирование средовых условий жизнедеятельности человека.

Таким образом, в психологии выделяется определенное количество психических состояний, связанных с пребыванием человека в определенным образо.м организованном пространстве. Эти состояния не всегда поэт ивно влияют на психическое здоровье человека. часто ведут к психическому заболеванию, а иногда смерти.

ЛИЛРАТУРА

I Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.. 1983.

ТЕРРОРИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМАСОЦИАЛЬНОЙ АГРЕССИИ

ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Канд. юрид. наук И.Г. Булатов, прокурор отдела, Г. А. Абакаров, начальник отдела но надзору за расследованием особо важных дел Прокуратуры Республики Дагестан г. Махачкала

В последние годы в России весьма сложная криминальная обстановка. Преступность становится все более агрессивно)! и. что особенно опасно, вооруженной. Одним из атрибутов современной преступности в России стал терроризм. Убийства, взрывы и другие террористические акты захлестнули и Республику Дагестан.

Деятельность террористических группировок особенно проявилась в республике во второй половине 90-х годов, когда происходило становление реформированной экономики, властных и управленческих структур нынешней России. В этот период всеобщего ослабления внутриполитического и социального контроля Дагестан попал в поле интересов международных сообществ, в том числе преступных. Политические преобразования последних лет изменили прежнее представление о регионе, он стал южным форпостом России и является узловым образованием в политическом клубке между Европой и Азией. Более того. Дагестан — крупная и многонациональная республика в Северо-Кавказском регионе с достаточно выгодным геополитическим и природно-ресурсным потенциалом. что. несомненно, не могло быть нс принято во внимание организованными преступными группировками.

За минувшее десятилетие население республики подверглось почти всем формам террористической агрессии — политической, националистичсски-рели-

Статья