Экзистенциальные принципы героев «Старшей Эдды»

Автор: Мисюров Николай Николаевич

Журнал: Studia Humanitatis Borealis @studhbor

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 (31), 2024 года.

Бесплатный доступ

Актуальность нового рассмотрения хрестоматийного вопроса об отношении «отчужденного» индивида к «органическому» единству добра и зла (в границах классической дихотомии свободы и необходимости) определена существенно изменившимися задачами современной философской антропологии. Постановка проблемы подразумевает, что эмпирический парадокс заложен в самом постигаемом объекте, поскольку «разумность» действительности дискредитирована «проецированием негативного» на внешний, «предметный» мир и неспособностью субъекта познания к необходимым рациональным решениям; онтологический статус и аксиологическое ранжирование «вещей» (включая феномены трансцедентального) реализуется в весьма субъективном отношении «я» к реальным и ирреальным противоположностям. Данная дилемма - не столько эпистемологическая проблема «достоверности» воспринимаемого мира и «позитивности» рефлексии самосознания, сколько онтологическая проблема противоречивости «самого содержания» многообразных структур бытия. Цель исследования - декодировать когнитивную смысловую конструкцию, обозначенную парадигмой модерна как «встреча с самим собой». Методология междисциплинарного анализа обусловлена спецификой эмпирического материала - героическими сюжетами «Старшей Эдды», знаменитого литературного памятника. Один из результатов анализа - реконструкция «суггестивно заряженного» эпического континуума («безусловной всеобщности» мира как единства «противоречащих крайностей» всеобщего). Делается вывод о том, что решающим условием завершенности очеловеченного «образа мира» (абсолютного единства «связующего множества» начал и субстанций) является духовная индивидуальность, потенциально способная сказать свое веское слово в «устроении» мироздания и отстоять свою автономность в контексте предопределенности экзистенциального выбора. Величие героических характеров «Эдды» следует рассматривать подходящей мифологической по природе и художественной по форме иллюстрацией к этой ситуативной модели «возвращения к себе».

Еще

Единство бытия, бессознательное, духовная индивидуальность, экзистенциальная рефлексия

Короткий адрес: https://sciup.org/147243755

IDR: 147243755

Список литературы Экзистенциальные принципы героев «Старшей Эдды»

  • Бибихин В. В. Мир. Язык философии. М.: Азбука, 2016. 448 с.
  • Беннет Е.-А. Что на самом деле сказал Юнг. М.: АСТ, 2009. 160 с.
  • Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 495 с.
  • Гегель Г. В. Ф. Философия религии. М.: Мысль, 1977. Т. 2. 573 с.
  • Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М.: Наука, 1979. 192 с.
  • Гуревич А. Я. Избранные труды. Норвежское общество. М.: Традиция, 2009. 470 с.
  • Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Академический Проект, 2009. 489 с.
  • Гуссерль Э. Картезианские медитации. М.: Академический Проект, 2010. 229 с.
  • Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык. М.; СПб.: Университетская книга, 2002. 272 с.
  • Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. 108 с.
  • Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 480 с.
  • Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.
  • Марсель Г. Опыт конкретной философии. М.: Республика, 2004. 224 с.
  • Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература РАН, 2000. 407 с.
  • Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М.: Наука, 1968. 364 с.
  • Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.
  • Старшая Эдда. Л.: Ленинградское отделение АН СССР, 1963. 262 с.
  • Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.: Наука, 1976. 104 с.
  • Сумерки богов: сб. / Сост., общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. 403 с.
  • Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.
  • Хюбнер Б. Мартин Хайдеггер – одержимый бытием. СПб.: Академия исследования культуры, 2011. 172 с.
  • Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное. М.: АСТ, 2019. 496 с.
  • Hübner B. Der deprojizierte Mensch. Metaphysik der Langeweile. Wien: Passagen Vertag, 1991. 176 S.
  • Knox J. Archetype, attachment, analysis: Jungian psychology and the emergent mind. Abingdon: Routledge, 2003. 248 p.
  • Orchard A. The Elder Edda: a book of Viking lore. London: Penguin Books, 2011. 432 p.
Еще
Статья научная