Элегия: затянувшееся послесловие к истории жанра
Автор: Толстогузова Елена Вадимовна
Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 3 (7), 2009 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается проблема элегического сценария, который в XIX веке переживает несколько ключевых реализаций. Утверждается, что в поэзии XX века элегия в собственном смысле слова становится невозможной в силу того, что позицию элегического героя нельзя противопоставить ни одной из культурных ролей. В то же время она (элегия) сохраняется как широкая жанровая платформа. Ключевые слова: история элегии, феноменология жанра, романтизм.
История элегии, феноменология жанра, романтизм.
Короткий адрес: https://sciup.org/170175182
IDR: 170175182
Список литературы Элегия: затянувшееся послесловие к истории жанра
- список литературы
- Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1976. 736 с.
- Брюсов В. Среди стихов. 1894-1924. Манифесты, статьи, рецензии. М.: Сов. писатель, 1990. 720 с.
- Сталь Жермена де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями. М.: Искусство, 1989. 476 с.
- Жуковский В.А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1985. 431 с.
- Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 831 с.
- Русская литература XIX века. 1800-1830-е годы. Источниковедческая хрестоматия. М.: Изд-во МПГУ, 1993. 488 с.
- Сакутин В.А. Феноменология одиночества. Опыт рекурсивного постижения. Владивосток: Дальнаука, 2002. 184 с.
- Толстогузов П.Н. «Чистый родник поэзии»: феномен чистой лирики в поэтической теории и практике романтической эпохи//Пушкинский сборник. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 1999. С. 74-96.
- Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.
- Poetical Works of Lord Byron. In 7 vol. Vol. 1/Ed. E.H. Coleridge. L.; N.Y.: Publ. House «John Murray», 1918. 502 p.
- Примерно так, как это сделал Бахтин в отношении романа Нового времени, определив его конститутивные черты (захват сферы фамильярного контакта с незавершенным настоящим в облике «частной жизни», образ «меняющегося человека в меняющемся мире» и т.д.).
- Пер. Л. Остроумова.
- [7, с. 51]; ср. также мысль Бахтина о романтическом герое как о бесконечной идее.
- Правда, это поздний Жуковский, и он здесь оспаривает позицию французской писательницы, но лишь в том, что касается понятия «меланхолия»: христианскому самочувствию и приличествует, и внутренне соответствует не меланхолия, но печаль и скорбь [4, с. 342].
- Интересно, что в этой оценке появляются имена автора и героя «Потерянного Рая»!
- «Любовь, Надежда, Радость -прощайте! О, если бы я мог добавить: прощай и ты, Воспоминанье!» (перевод мой по: [10, p. 211]. -Е.Т.).
- «Олицетворенный призрак» -выражение, взятое нами из статьи А.А. Бестужева («Взгляд на старую и новую словесность в России»), где оно характеризует поэзию Жуковского (см.: [6, с. 21]).
- И наиболее древняя, если вспомнить о похоронных причитаниях и заплачках -долитературных «элегиях».
- Такая определенность не слушающего, но присутствующего собеседника буквально взрывает элегический контекст в стихотворении Некрасова «Тяжелый год. Сломил меня недуг…».
- Из «Одиночества» Ламартина, перевод Тютчева.
- Жуковский, «Невыразимое».
- О диалектике голоса и отголоска в чистой лирике см.: [8, с. 74-96].
- Тютчев, «На возвратном пути».
- Батюшков, «На развалинах замка в Швеции». В другом поэтическом тексте, «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова, при всем различии тем и культурно-поэтических ассоциаций, мы обнаруживаем похожее сочетание тумана и проницаемости.