Электрическая активность мозга и межполушарные взаимодействия при формировании интернет-зависимости

Автор: Рабаданова Амина Ибрагимовна, Черкесова Дилара Улубиевна, Бабаева Эльмира Мадатовна, Ашурбекова Марьям Идрисовна

Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc

Рубрика: Общая биология

Статья в выпуске: 2-3 т.19, 2017 года.

Бесплатный доступ

Изучена электрическая активность мозга и межполушарные взаимодействия у интернет-зависимых и интернет-независимых лиц. У интернет-зависимых при спокойном бодрствовании выявлена значительная дезорганизации волновой активности электроэнцефалограммы (ЭЭГ). В состояние покоя присутствует низкоамплитудный, нерегулярный альфа-ритм низкого индекса с преобладанием острых волн, преимущественно в левой переднелобной области. Для ЭЭГ интернет-зависимых характерно смещение спектрально-амплитудных характеристик в сторону преобладания дельта-, тета- и быстрых бета-волн. Локализация медленноволновой активности в левом полушарии у интернет-зависимых в состоянии покоя, присутствие бета-активности с высоким индексом выраженности бета2-поддиапазона в правом полушарии свидетельствует о правополушарной активации мозга. Неустойчивое функциональное состояние мозга интернет-зависимых проявляется также в снижении активной реакции на функциональные пробы.

Еще

Интернет-зависимость, электроэнцефалограмма, ритмы, дезорганизация, асимметрия волн

Короткий адрес: https://sciup.org/148205746

IDR: 148205746

Текст научной статьи Электрическая активность мозга и межполушарные взаимодействия при формировании интернет-зависимости

Ашурбекова Марьям Идрисовна, студентка

Социально-значимой негативной стороной интернет-аддикции, как и химической зависимости, является ее связь с криминалом. Многочисленные криминальные случаи, имевшие место среди интернет-аддиктов, послужили основанием для Китая признать на государственном уровне интернет-зависимость болезнью и серьезной проблемой. Проблема интернет-зависимости обсуждается на государственном уровне в Южной Корее, Таиланде и Вьетнаме, где также приняты меры по ограждению подростков от излишнего увлечения виртуальной реальностью [2, 6]. Проблема интернет-зависи-мости привлекает к себе внимание психологов, медиков, социальных работников, государственные органы во многих странах мира. Увеличивается число публикаций, как в интернете, так и в периодической печати, посвященные зависимостям от глобальной сети, в которых описывается целый ряд психосоматических патологий у интернет-зави-симых лиц [1-3, 11].

Интернет-зависимость сопровождается целым комплексом негативных проявлений, таких, как нарушение в эмоциональной сфере, повышенная нервная возбудимость, ухудшение памяти, нарушение мыслительных процессов, деградация личности, подверженность депрессиям, стрессам и т.д. [3, 8]. Комплекс психосоматических симптомов у интернет-зависимых позволяет говорить о возможном проявлении мозговых и межполушарных дисфункций. Есть основания рассматривать сознание интернет-зависимого субъекта как состояние, сходное с феноменом лобного синдрома [5, 6]. Вместе с тем, исследования в области изучения функциональной активности мозга у интернет-аддиктов пока еще недостаточны.

Цель исследования: изучение электрической активности мозга, межполушарных взаимодействий (по показателям частотных, амплитудных характеристик) у интернет-независимых и интер-нет-зависимых лиц.

Материал и методы. Исследования проводили на базе психофизиологической лаборатории кафедры психологии развития и профессиональной деятельности Дагестанского государственного университета. В исследовании приняло участие 20 человек в возрасте от 20 до 25 лет. Интернет-зависимость определяли с помощью психодиагностического теста-опросника Г. Янга [14]. Для проведения стационарных ЭЭГ исследований использовали электроэнцефалограф-анализатор ЭЭГА-21/26 «Энцефалан-131-03». Регистрацию ЭЭГ проводили в системе отведений «10-20» по 8 каналам в положении пациента сидя. Неполяризующиеся активные электроды фиксировали на голове испытуемого с помощью специального шлема из резиновых трубок, с соблюдением симметричности и равенства межэлектродных расстояний. Референтные электроды фиксировали на мочке уха. Нейтральный электрод для выравнивания потенциалов пациента и усилителя устанавливали на лбу. Контроль подэлектродных импедансов, необходимый для качественной регистрации ЭЭГ осуществляли при пороговом значении Rx=30 кОм с помощью индикаторов на лицевой панели электроэнцефалографа. Электрическую активность мозга в исследуемых группах регистрировали в состоянии покоя при закрытых глазах, а также при функциональных пробах - Открытые глаза и Закрытые глаза после пробы «Открытые глаза».

Полученные ЭЭГ подвергали статистическому анализу с использованием программного обеспечения и классификатора Е.А. Жирмунской (1991), предназначенного для формализованной оценки функционального состояния головного мозга, который базируется на кодировочной таблице, состоящей из 6 признаков: главная активность (наиболее выраженные компоненты), амплитуда биопотенциалов главной активности, характеристика альфа-активности, зональные различия, характеристика бета-активности, характеристика медленной тета и дельта-активности. На основании анализа этих 6 признаков осуществляется классификация по 5 типам: I - организованный, II - гиперсинхронный, III - десинхронный, IV - дезорганизованный (с преобладанием альфа-активности), V - дезорганизованный (с преобладанием тета- и дельта-активности).

Результаты исследований. Наши результаты показали (табл 1, рис. 1 и 2) различия ЭЭГ у ин-тернет-зависимых и интернет-независимых лиц. Как следует из анализа данных у интернет-независимых доминирующим ритмом покоя при закрытых глазах является достаточно организованный альфа-ритм, с выраженной модуляцией по амплитуде, представленный в правой затылочной (О2) и лобной (F4) областях. Амплитуда альфа-ритма достигает 114 мкВ, при этом повышение амплитуды значительно (на 35%) в правом полушарии. Размах колебаний частоты альфа-ритма составляет 9,9-11,6 Гц, индекс выраженности - 88%. При открытых глазах отмечается четкая депрессия и дезорганизация альфа-ритма, снижение амплитуды до 57 мкВ, низкий индекс выраженности в левом полушарии по сравнению с правым (разница 28%). Появление быстроволновой активности в состоянии покоя при открытых глазах связано с усилением бета1- и бета 2-ритмов. Амплитуда бета 1- волн составляет 22 мкВ, индекс выраженности до 30%, с превышением на 24% в правом полушарии. Бета 2-активность имеет меньшие значения амплитуды (16 мкВ) и более низкий индекс выраженности (20%). Наибольшая представленность бета1- и бета2- ритмов обнаруживается в затылочном отведении справа (О2).

Рис. 1. Представленность амплитудных характеристик ритмов ЭЭГ у интернет-независимых лиц в покое и при различных функциональных пробах: ОГ - открытые глаза, ЗГ - закрытые глаза, ПП - после пробы

При открытых глазах в фоновой ЭЭГ интер-нет-независимых лиц обнаруживается медленноволновая активность, представленная дельта1-, дельта 2- и тета-ритмами. Тета-активность с амплитудой 66 мкВ, индексом 10% преимущественно регистрируется в переднелобных отведениях левого и правого полушарий (Fp2 и Fp1). При этом отмечается определенная дезорганизация альфа ритма, снижение индекса выраженности до 27%. Анализ ЭЭГ у интернет-независимых лиц позволяет констатировать, что она соответствует ЭЭГ здорового человека. Такие значимые характеристики, как доминирование фоновой альфа-активности, ее организованный регулярный характер при отсутствии сенсорных раздражителей, десинхронизация альфа активности и замена ее низкоамплитудной, высокочастотной бета – активностью при открытых глазах указывают на нормальное функциональное состояние мозга (соответствующее по классификации Жирмунской 1 типу).

Особенностью ЭЭГ у интернет-зависимых лиц в состоянии покоя при закрытых глазах является дезорганизация волновой активности, доминирование бета-активности, присутствие низкоамплитудного, нерегулярного альфа-ритма, низкого индекса с преобладанием острых волн, наиболее выраженного в левой переднелобной области. Ослабление альфа–ритма ЭЭГ отражает неуравновешенное беспокойное состояние интернет-зави-симых лиц. Электрическая активность мозга здорового человека характеризуется преобладанием альфа-активности. Появление же дезорганизованного альфа-ритма с низкой амплитудой свидетельствует об ухудшении функционального состояния головного мозга [12, 13]. Характерной особенностью фоновой ЭЭГ интернет-зависимых при открытых глазах является доминирование дельта-активности в виде групп волн с амплитудой до 32 мкВ, индексом до 40% и доминирующей частотой около 1,3 Гц, отмечается значительная амплитудная (больше слева на 66%) асимметрия.

Покой (ЗГ)                      ОГ                   ЗГ (ПП ОГ)

Рис. 2. Представленность амплитудных характеристик ритмов ЭЭГ у интернет-зависимых лиц в покое и при различных функциональных пробах:

ОГ – открытые глаза, ЗГ – закрытые глаза, ПП – после пробы

Доминирование на ЭЭГ интернет-зависимых лиц дельта-ритма с теми же амплитудными и частотными характеристиками отмечается и при закрывании глаз. Кроме того, наблюдается тета-активность с амплитудой до 28 мкВ, индексом до 5%, наиболее выраженным в левой переднелобной области (Fp1) с незначительной амплитудной (больше слева на 22%) асимметрией.

Характерно также изменение амплитудночастотных характеристик бета-активности. Бета-ритм наиболее выражен в правом полушарии: передневисочной, затылочно-теменной, задневисочной областях (F8, O2, P4, T6). В левом полушарии бета-активность представлена в передневисочной и затылочной областях (O2, F7, T3). Выявлены также различия в амплитудах бета 1-(18 мкВ) и бета 2-(27 мкВ) - поддиапазонов. Индекс выраженности бета 2-ритма составляет 49% и превышает таковой показатель (38%) бета 2-активности. Разброс частоты для бета 1-активности составляет 14,3-21,2 Гц, а для бета 2 -активности -28,3-33,7 Гц. Электрическая активность мозга интернет-зависимых по классификации Жирмунской соответствует III типу - десинхронизированный.

Таблица. Показатели отношений амплитуды альфа- к тета- и дельта- ритмам при различных отведениях у интернет-независимых и интернет-зависимых лиц (n=20)

Отведения

Интернет-независимые

Интернет-зависимые

F2

4,7±0,8

0,6±0,09

F1

4,0±0,7

0,4±0,01

O2

26,7±1,2

1,4±0,07

O1

25,0±1,3

0,8±0,06

T2

7,8±0,5

1,2±0,04

T1

4,6±0,3

0,6±0,05

P2

6,8±0,9

1,1±0,02

P1

4,2±0,1

0,9±0,09

C2

4,2±0,3

0,8±0,03

C1

5,1±0,8

0,4±0,01

Для сравнительной оценки состояния функциональной активности мозга у интернет-независимых и интернет-зависимых лиц определяли показатель отношения амплитудных характеристик альфа- к тета– и дельта- ритмам, характеризующий степень стабилизации корковой активности (табл. 1).

Как видно из представленных данных, в группе интернет-зависимых по сравнению с интернет-независимыми лицами отмечается значительное нарушение стабилизации корковой активности во всех отведениях с преимущественной выраженностью в правом полушарии. Диффузный характер распределения медленной активности свидетельствует о снижении уровня бодрствования и неуравновешенности протекания процессов возбуждения и торможения в головном мозге интернет-зависимых лиц.

Наиболее характерным для интернет-зависи-мых лиц, по сравнению с группой контроля, является усиление выраженности медленной активности диффузно по всей коре, что свидетельствует о значительном присутствии тормозных, сомногенных влияний на формирование корковой ритмики одновременно с присутствием типовых признаков бодрствования: наличия бета-ритма в передних отделах, сохранности правильности зонального, частотного и амплитудного распределения ритма. Повышение активности медленных волн диффузно или регионарно на ЭЭГ у интернет-зависимых лиц в сочетании с другими психическими проявлениями, должно трактоваться, как проявление диссоциации уровня бодрствования, ее неоднородности. Это не противоречит регулирующему механизму восходящих активирующих и тормозящих влияний на кору головного мозга и согласуется с основными психическими признаками интернет-зависимости: сниженному вниманию, расторможенности, возбудимости и т.д.

Наличие бета- активности в состоянии покоя у интернет-зависимых с высоким индексом выраженности высокочастотного бета2-поддиапазона указывает на значительную активацию мозга, которая имеет место преимущественно в правом полушарии мозга. Следует отметить, что в обоих полушариях, однако, доминирует медленная активность. Об активации правого полушария у интер-нет-зависимых свидетельствует также преобладание медленноволновой тета- , дельта1- и дельта2-активности в левом полушарии. Так, тета-активность с амплитудой до 28 мкВ обнаруживает больше слева на 22% амплитудную асимметрию, с индексом до 5%, выраженным в левой переднелобной области (Fp1). Дельта1-активность с амплитудой до 41 мкВ также имеет значительную, больше слева, амплитудную асимметрию, с доминирующей частотой около 1,3 Гц, индексом до 35%. Это же касается и дельта2- поддиапазона с амплитудой до 36мкВ, значительной амплитудной, больше слева на 53% асимметрией, индексом до 11%.

Выводы: анализ ритмических составляющих ЭЭГ позволяет сделать вывод о значительной дезорганизации волновой активности у интернет-зави-симых лиц при спокойном бодрствовании, смещении спектрально-амплитудных характеристик в сторону преобладания медленноволновой активности (дельта- и тета-волн) и быстрых бета-волн. Характерной особенностью ЭЭГ интернет-зависимых лиц является снижение активной реакции на функциональные пробы, а также преимущественно левополушарная локализация медленноволновой активности, что свидетельствует о неустойчивости функционального состояния мозга интернет-зави-симых.

Список литературы Электрическая активность мозга и межполушарные взаимодействия при формировании интернет-зависимости

  • Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета//Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. C. 90-100.
  • Джолдыгулов, Г.А. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми/Г.А. Джолдыгулов, Р.М. Гусманов, Ю.С. Шевченко//Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: Мат-лы Российской науч.-практ. конф. -Иваново, 2005. С. 111-112.
  • Дрепа, М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента//Вестник ТГПУ. 2009. №4/http://cyberleninka.ru/article/n/psichologicheskie-portret-lichnosti-internet-zavisimogo-studenta.
  • Егоров, А.Ю. О нарушении межполушарного взаимодействия при психопатологических состояниях//Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2003. Т. 39. № 1. С. 41-52.
  • Егоров, А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии//В кн.: Наркология и аддиктология. Сб. науч. тр./Под. ред. проф. В.Д. Менделевича. -Казань: Школа, 2004. С. 80-88.
  • Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор), 2009//http://www.narcom.ru/cabinet/online/88.html
  • Жирмунская, Е.А. Клиническая электроэнцефалография (обзор литературы и перспективы использования метода). -М.: МЭЙБИ, 1991. 120 с.
  • Кристал, Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении//Психология и лечение зависимого поведения. -М, 2007. 350 с.
  • Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков/В.Л.Малыгин и др. -М.: Мнемозина, 2014. 136 с.
  • Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебн. пособ. -М., МЕДпресс. 2001. 432 с.
  • Менделевич, В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации)/В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова//Вестник клинической психологии. 2003. Т. 1. № 2. С. 153-158.
  • Скоромец, А.А. Диагностика и принципы патогенетической терапии дисциркулярной энцефалопатии. -СПб.: ЭльбиСПб, 2005. 103 с.
  • Старшенбаум, Г.В. Аддиктология. -СПб.: Питер-СПб, 2017. 320 с.
  • Янг, К. Диагноз -интернет-зависимость//Мир Internet. 2000. №2. С. 24-29.
Еще
Статья научная