Электронное строение и энергетический спектр двумерных ковалентных структур с локальными дефектами
Автор: Литинский Аркадий Овсеевич, Растова Наталья Александровна
Журнал: Математическая физика и компьютерное моделирование @mpcm-jvolsu
Рубрика: Химическая физика
Статья в выпуске: 10, 2006 года.
Бесплатный доступ
Модели кластера с граничными атомами водорода и циклического кластера и метод функционала плотности в валентном базисе STO-3 G (с учетом псевдопотенциала остовных электронов) применены для изучения особенностей электронного строения и энергетического спектра двумерных алмазоподобных ковалентных структур (на основе алмаза, кремния, германия) с выделенной поверхностью, покрытой атомами водорода (в 111-направлении). Обсуждены эффекты, обусловленные поверхностными дефектами замещения Элемент-Н (Э-Н) на атомы B, Al, Ga и атомов Н на атомы F и Cl.
Короткий адрес: https://sciup.org/14968579
IDR: 14968579
Текст научной статьи Электронное строение и энергетический спектр двумерных ковалентных структур с локальными дефектами
А.О. Литинский, Н.А. Растова
Модели кластера с граничными атомами водорода и циклического кластера и метод функционала плотности в валентном базисе STO-3G (с учетом псевдопотенциала остовных электронов) применены для изучения особенностей электронного строения и энергетического спектра двумерных алмазоподобных ковалентных структур (на основе алмаза, кремния, германия) с выделенной поверхностью, покрытой атомами водорода (в 111-направлении). Обсуждены эффекты, обусловленные поверхностными дефектами замещения Элемент-Н (Э-Н) на атомы B, Al, Ga и атомов Н на атомы F и Cl.
Двумерные ковалентные структуры (ДКС) могут служить основой для материалов микро-и наноэлектроники. Для конструирования элементов соответствующих приборов важно иметь представление об их электронном строении и энергетическом спектре электронов как идеальных, так и структур, содержащих локальные дефекты. В данной работе рассмотрены ДСК, в основе которых несколько слоев (вдоль 111-направления) алмазоподобных кристаллов (алмаз, кремний, германий), с обоих сторон которых нескомпенсированные валентности замкнуты атомами водорода (двухсторонний гидридный покров).
Для расчета требуемых ДКС использовались модели молекулярного кластера в форме расширенной элементарной ячейки (РЭЯ): а) с замыканием оборванных связей атомами водорода (РЭЯ-Н); б) с наложением циклических граничных условий (РЭЯ-ЦГУ) (рис. 1, 2). РЭЯ выбрана размером (3 х 3 х 3) = 27 элементарных (содержащих два атома) ячеек: три слоя из 9 поверхностных ячеек каждый. Локальные дефекты на поверхности вводились путем изовалентного замещения: а) группы Э-Н в центре поверхностной грани кластера на атомы B, Al, Ga (см. рис. 1–4), а также б) атома Н на F, Cl. Оптимизированные длины связей между атомами структур приведены в таблице 1.
Расчеты выполнены с применением неэмпирического метода функционала плотности [1, 2] в гауссовском базисе STO-3G [3] (атомные орбитали слэтеровсого типа представлены в виде линейной комбинации трех орбиталей гауссовского типа). Для атомов H, B, C, F в базис включены все орбитали, занятые в основном состоянии (начиная с 1s – АО), а для атомов Al, Cl, Ga в базис включены только валентные орбитали s - и p -типа. Учет влияния внутренних (остовных) электронных оболочек осуществлялся введением остовного псевдопотенциала [4, 5], то есть энергия взаимодействия j -го валентного электрона с остовом N-атомной системы представлялась в виде
N wmm (j) = Z W (A)(j)
A = 1
где W ( A ) – модельный потенциал, относящийся к остову атома А.

Рис. 1. Расширенная элементарная ячейка (РЭЯ) алмазоподобной ДСК с гидридным покровом <а,.Эг-вектора элементарных трансляций;
3,3С вектора трансляций РЭЯ);
(выделены поверхностные группы, замещаемые

Рис. 2. Кластер РЭЯ-Н, моделирующей алмазоподобную ДСК с гидридным покровом (выделены поверхностные группы, замещаемые дефектами; я -атомы водорода замыкающее оборванные валентности в направлениях "параллельных” поверхности)
дефектами; Q - атомы алмазоподобной структуры; О - поверхностные атомы водорода)

Рис.З. Расширенная элементарная ячейка (РЭЯ) алмазоподобной ДСК с гидридным покровом (Э,.аг-вектора элементарных трансляций;
3,3Г вектора трансляций РЭЯ);
(выделены поверхностные группы, замещаемые дефектами; 0 - атомы алмазоподобной структуры;
О - поверхностные атомы водорода)
Рис.4. Кластер РЭЯ-Н, моделирующей алмазоподобную ДСК с мдридным покровом (выделены поверхностные группы, заметаемые дефектами; я - атомы водорода замыкающее оборванные валентности в направлениях "параллельных" поверхности)
Оааееоа 1
R (AB) (А) 1ажа6 aoiiaie а дапп^еоиааашо подбеобдао
э |
Э-Э |
в |
Д1 |
Ga |
с |
1,54 |
1,59 |
1,95 |
2,03 |
Si |
2.23 |
1,93 |
2,22 |
2,37 |
Ge |
2,43 |
2.04 |
2.33 |
2.78 |
В соответствии с теорией функционала плотности (ТФП) [1, 2], молекулярные орбитали (МО) валентных (или любых) электронов ф j ( r ) находятся решением одноэлектронного уравнения Шредингера (в атомных единицах)
( - 2 V 2 + и эфф ( r ) - 8.)ф . ( r) = 0,
где - ^ V
Е j υэфф(r)
оператор кинетической энергии электрона;
энергии МО ф j ;
эффективный потенциал, содержащий три члена:
иэфф(7) = и( r) + J
n ( Г ')
|r - r'\
-dr ' + u xc ( Г )
где u ( r ) - потенциал, обусловленный притяжением электронов к остовам (или к ядрам) (без учета взаимодействия электронов); второй член в (3) – кулоновское взаимодействие электрона в состоянии ф ( r ) с другими электронами; u xc ( r ) - локально-корреляционный потенциал, функционально зависящий от полного распределения электронной плотности n ( r ) в соответствии с выражением
U xc ( r ) =
au n (r)]
8 (n (r))
n ( 7 ) = n ( r ) ,
N υ
υ
n ( 7 ) = Z | ф . ( 7 )|
j = 1
где N u - число валентных (или всех) электронов, Е ^ n ( r ) J - функционал обменно-корреляционной энергии, выбранный в нашем случае в соответствии с [4, 5]. Самосогласованные уравнения ТФП (2)-(5) (уравнения Кона - Шэма) решались по программе Gaussian-03 [6]. В них МО ф j ( r ) представляются в виде разложения по АО всех атомов системы
где АО χµ ( A ) локализована на атоме А , поэтому уравнение (1.2) эквивалентно задаче на собственные функции (матрица C ц . ) и собственные значения е . оператора Хартри - Кона - Шэма
F = — ^ V 2 + озфф , с ^ . ( F ^v - 8 j S ^u ) = 0 ,
где F цu = Х^ц F |xv) - матричные элементы оператора F- в базисе АО х ц , S ^u = ( Х ц X?) - интегралы перекрывания АО / ц и x v .
Наложение циклических граничных условий на РЭЯ, а следовательно и на МО ф. (r), означает, что FµAνB, а также двухатомные члены, входящие в FµAνB и FµAµA , рассчитываются в соответствии с Хц и xv, локализованными на A и B (A е РЭЯ, B е РЭЯ), если расстояние между этими атомами не превышает радиуса взаимодействия R0 (= 1/2 размера РЭЯ). Если же R(A, B) > R0, то F^A^B сле- дует заменить на F^B, где атом B* эквивалентен атому В из соседней РЭЯ, причем fB, = rB +t, где f - подходящий вектор трансляции, переводящий атом B в B', такой, что R(A, B') < R0 (t = m1 tx + m2f, m 1, m2 - целые числа; f, E, - базисные векторы РЭЯ двумерной решетки).
Распределение зарядов q ( A ) на атомах различных слоев (рис. 1–4) для моделей РЭЯ-Н и РЭЯ-ЦГУ (см. табл. 2–5) свидетельствует о том, что в обоих случаях эти величины отличаются незначительно. Для атомов третьего слоя (III, III ' ) q ( A ) близки к нулю (соответствуют атомам объемной структуры). Наиболее чувствительны к влиянию поверхностного Н-покрова (или атомов поверхностных дефектов) атомы I слоя; в меньшей степени это влияние ощущают атомы II слоя. Расширение кластера в сторону увеличения числа слоев (на одну двухатомную ячейку) (см. рис. 3, 4; табл. 2, 3) качественно не изменяет результаты расчета, поэтому переход к моделям большего размера нецелесообразен.
Спектры одноэлектронных состояний (см. рис. 5–8), полученные для моделей а) РЭЯ-Н и б) РЭЯ-ЦГУ, отличаются тем, что в случае бездефектных структур для модели «б» энергия, отвечающая верхней границе занятых состояний (ЗС), повышается, а энергия, соответствующая нижней границе вакантных состояний (ВС), понижается. Это связано с тем, что число «объемных» атомов в рассчитываемой модели увеличивается (в модели РЭЯ-ЦГУ все атомы Э одного слоя эквивалентны между собой, а в модели РЭЯ-Н часть этих атомов становится граничными, то есть неэквивалентными объемным).
Зоне занятых состояний (ЗЗС) отвечают энергии связывающих Э-Э- и Э-Н-орбиталей, причем Е связ (С-Н) отстоят от верхней границы (ВГ) ЗЗС на величины порядка 50-90 % от ширины запрещенной щели (ЗЩ) N E g . Зоне вакантных состояний (ЗВС) соответствуют энергии разрыхляющих орбиталей Э-Э- и Э-Н-связей, причем е разр (С-Н) отстоят от нижней границы ЗВС на величины порядка 70-90 % от N E g .
Схемы уровней энергий электронов, полученных для обеих моделей в случае структур с локальными дефектами на поверхности, представлены на рисунках 5–8. Анализ рассчитанного спектра одноэлектронных состояний позволяет сделать следующие выводы:
-
1. В случае B-, Al-, Ga-поверхностных дефектов:
-
а) в спектре появляются состояния, обусловленные ими, энергии которых лежат в запрещенной энергетической щели (ЗЭЩ) и отстоят от нижней границы ЗВС на величины, перечисленные в таблице 5. Как следует из этой таблицы, акцепторные состояния, обусловленные атомами дефектов, оказываются примерно в центре ЗЭЩ, причем наиболее глубокое проникновение этих состояний имеет место в случае внедрения атома Ga в поверхностную ДКС на основе алмаза;
-
б) имеются также состояния, обусловленные связывающими орбиталями Д-Э-связей (проникают вглубь ЗЗС) и разрыхляющими орбиталями этих связей (проникают вглубь ЗВС) (табл. 6). Как следует из этой таблицы, степени проникновения этих состояний в соответствующие энергетические зоны зависят от природы атома дефекта (Д) и изменяются в пределах от 10 до 80 %.
-
2. Для F-, Cl-замещений атомов Н гидридного покрова:
-
а) в спектре появляются состояния, обусловленные орбиталями неподеленных пар атомов галогенов, причем для F эти состояния оказываются в ЗЭЩ и проникают в нее на 5–10 % (ДКС-С), 8–12 % (ДКС-Si) и 4–8 % (ДКС-Ge); для Cl эти состояния преимущественно локализованы в области энергий, соответствующих верхней границе ЗЗС;
-
б) что касается состояний, отвечающих связывающим и разрыхляющим орбиталям Э-F и Э-Cl-связей, (табл. 6), то в этом случае остаются качественно справедливыми выводы, отмеченные в п. 1б для B-, Al-, Ge-дефектов.
Таблица 2
Заряды на поверхностных атомах водорода и атомах ДКС в слоях I, II, III двумерных поверхностных структур (идеальных и с поверхностными локальными дефектами) [по результатам расчета в рамках РЭЯ-Н и РЭЯ-ЦКЛ-моделей]
э=с |
||||||||
без дефекта |
поверхностный дефект |
|||||||
В |
AI |
Ga |
||||||
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
|
q( Н ) |
0,068 |
0,667 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
q( Э1) |
-0,073 |
-0,073 |
0,286 |
0,278 |
1,224 |
0,879 |
0,580 |
0,556 |
q( Э-) |
0,007 |
0,006 |
-0,083 |
-0,086 |
-0,332 |
-0,284 |
-0,197 |
-0,196 |
q( Э") |
0,000 |
0,000 |
0,008 |
0,008 |
0,001 |
0,011 |
0,013 |
0,013 |
q( эг) |
-0,070 |
-0,073 |
-0,070 |
-0,072 |
-0,079 |
-0,065 |
-0,064 |
-0,066 |
q( э') |
-0,071 |
0,006 |
-0,071 |
-0,083 |
-0,332 |
0,072 |
-0,073 |
-0,197 |
q( Э'") |
0,007 |
0,000 |
0,009 |
0,008 |
0,002 |
0,004 |
0,006 |
0,013 |
q( HJ |
0.069 |
0,667 |
0.084 |
0,059 |
0,043 |
0,067 |
0,069 |
0,065 |
Si |
||||||||
поверхностный дефект |
||||||||
ugj декрета |
В |
Al |
Ga |
|||||
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
|
q( H ) |
-0,117 |
0,122 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
qO1) |
0,108 |
-0,096 |
0,324 |
0,470 |
0,587 |
0,703 |
0,450 |
0,588 |
q( Э') |
0,016 |
-0,238 |
-0,109 |
-0,139 |
-0,116 |
-0,221 |
-0,116 |
-0,152 |
qO"') |
0,002 |
-0,002 |
0,012 |
-0,002 |
-0,007 |
-0,005 |
-0,007 |
-0,005 |
q( эг) |
0,113 |
-0,096 |
-0,120 |
-0,109 |
-0,127 |
-0,110 |
-0,128 |
-0,109 |
q( |
0,113 |
-0,238 |
-0,110 |
0,138 |
-0,120 |
-0,221 |
-0,121 |
-0,152 |
q( Э”) |
0,016 |
-0,002 |
-0,001 |
-0,002 |
-0,013 |
-0,005 |
-0,012 |
-0,005 |
q( H ) |
-0,117 |
0,122 |
0,124 |
0,118 |
0,124 |
0,114 |
0,125 |
0,115 |
Эе |
EGe |
|||||||
поверхностный дефект |
||||||||
uej декрета |
В |
Al |
Ga |
|||||
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
|
q(H ) |
0,119 |
0,119 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
qO1) |
-0,116 |
-0,114 |
0,474 |
0,473 |
0,570 |
0,555 |
0,407 |
0,392 |
qO') |
-0,003 |
-0,003 |
-0,199 |
-0,148 |
-0,160 |
-0,160 |
-0,106 |
-0,107 |
q( Э") |
-0,001 |
-0,001 |
0,004 |
0,005 |
0,000 |
0,001 |
-0,001 |
0,000 |
q( эг) |
-0,117 |
-0,114 |
-0,123 |
-0,120 |
-0,125 |
-0,123 |
-0,125 |
-0,122 |
q( 3"') |
-0,012 |
0,003 |
0,119 |
-0,148 |
-0,117 |
-0,160 |
-0,117 |
0,107 |
q( Э'") |
-0,029 |
-0,001 |
-0,001 |
0,005 |
-0,004 |
0,001 |
-0,003 |
0,000 |
0,114 |
0,119 |
0,119 |
0,116 |
0,116 |
0,115 |
0,117 |
0,116 |
Таблица 3
Заряды на поверхностных атомах водорода и атомах ДКC на основе германия в слоях I, II, III, IV двумерных поверхностных структур (идеальных и с поверхностными локальными дефектами)
[по результатам расчета в рамках РЭЯ-Н и РЭЯ-ЦКЛ-моделей]
3=Ge |
||||||||
без дефекта |
поверхностный дефект |
|||||||
В |
AI |
Ga |
||||||
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦКЛ |
|
q(H ) |
0.113 |
0.119 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
q( Э1) |
-0,116 |
-0.114 |
0,472 |
0,472 |
0,569 |
0,553 |
0,406 |
0,391 |
q( 3') |
-0,003 |
-0,004 |
-0,149 |
-0,149 |
-0,160 |
-0,160 |
-0,106 |
-0,107 |
qO1") |
-0,003 |
-0,002 |
0,002 |
0,005 |
-0,003 |
0,000 |
-0,004 |
0,000 |
q( 3IV) |
0,000 |
0,001 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,001 |
0,002 |
0,002 |
q( Эг) |
-0,226 |
-0,114 |
-0,231 |
-0,121 |
-0,238 |
-0,123 |
-0,238 |
-0,123 |
q( 3') |
-0,003 |
-0,004 |
-0,162 |
-0,148 |
-0,162 |
-0,160 |
-0,109 |
-0,107 |
q( |
-0,116 |
-0,002 |
-0,105 |
0,003 |
-0,113 |
-0,001 |
-0,110 |
-0,002 |
q( 3IV) |
-0,003 |
0,001 |
-0,002 |
0,001 |
-0,005 |
-0,001 |
-0,004 |
0,000 |
q(H) |
0,119 |
0,119 |
0,111 |
0,116 |
0,110 |
0,115 |
0,110 |
0,116 |
Таблица 4
Энергии, отвечающие границам занятых и вакантных состояний
(е ВЗМО е НЕМО соответственно); ширина верхней валентной зоны D E V (p) и степени проникновения состояний, отвечающих связи С-Н, в зону занятых состояний и в зону вакантных состояний (в % от ширины запрещенной щели)
[для ДКС на основе алмаза (С), кремния (Si) и германия (Ge)]
С |
Si |
Ge |
||||
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦГУ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦГУ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦГУ |
|
Евзмэ. эВ |
6,60 |
5,68 |
-6,86 |
-5,83 |
-6,19 |
-5,29 |
^нгмо.эВ |
-3,32 |
-1,64 |
-0,93 |
-1,14 |
-0,95 |
-1.73 |
ЛЕ^.эВ |
6.8 |
6,2 |
4.9 |
4,0 |
5.4 |
4,1 |
<5„(С-Н). % |
75 |
52 |
57 |
52 |
98 |
77 |
5^С-Н). % |
82 |
67 |
71 |
63 |
106 |
89 |
Таблица 5
Глубина проникновения (в % от D Eg ) локальных акцепторных состояний в запрещенную энергетическую щель
ДКС |
дефект замещения |
|||||
В |
А! |
Ga |
||||
РЭЯ-Н |
РЭ Я-ЦРУ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦГУ |
РЭЯ-Н |
РЭЯ-ЦГУ |
|
с |
65 |
66 |
68 |
27 |
66 |
71 |
Si |
46 |
36 |
57 |
47 |
52 |
46 |
Ge |
49 |
41 |
61 |
56 |
58 |
53 |
Таблица 6
Глубины проникновения состояний, обусловленных связывающими орбиталями Д-Э связей в ЗЗC (в % от D Ev (p) ) и разрыхляющих состояний в ЗВC (в % от D Eg ) (по данным расчета моделей ДКС с соответствующими поверхностными дефектами)
ДКС на основе С |
||||
модель |
РЭЯ-Н |
РЭЯ |
-ЦГУ |
|
дефект |
в ЗЗС |
в ЗВС |
в ЗЗС |
в ЗВС |
В |
36,31 |
30,07 |
41,27 |
42,78 |
AI |
27,24 |
35,51 |
27,60 |
53,70 |
Ga |
29,96 |
35,31 |
45,65 |
25,01 |
F |
29,46 |
32,99 |
45,92 |
34,30 |
Cl |
42,53 |
24,02 |
52,89 |
23,51 |
ДКС на основе Si |
||||
модель |
РЭЯ-Н |
РЭЯ |
-ЦГУ |
|
дефект |
в ЗЗС |
в ЗВС |
в ЗЗС |
в ЗВС |
В |
49,69 |
59,89 |
35,69 |
50,69 |
AI |
2,20 |
80,10 |
3,08 |
63,04 |
Ga |
35,54 |
80,61 |
24,40 |
63,26 |
F |
23,74 |
77,91 |
20,14 |
70,92 |
Cl |
42,95 |
32,93 |
32,28 |
25,78 |
ДКС на основе Ge |
||||
модель |
РЭЯ-Н |
РЭЯ |
-ЦГУ |
|
дефект |
в ЗЗС |
в ЗВС |
в ЗЗС |
в ЗВС |
В |
70,23 |
52,48 |
59,27 |
85,39 |
AI |
50,19 |
60,31 |
73,60 |
89,83 |
Ga |
70,80 |
62,02 |
74,16 |
90,45 |
F |
25,19 |
41,98 |
36,29 |
44,33 |
Cl |
49,81 |
3,24 |
65,84 |
7.87 |

Рис. 5. Спектр одноэлектронных состояний ДСК с гидридным покровом на основе алмаза бездефектной (Н) и с локальными дефектами замещения поверхностной группы С-Н на атомы В, Al, Ga и атома Н на F, Cl (по результатам расчета моделей РЭЯ-Н и РЭЯ-ЦКЛ)

Рис. 6. Спектр одноэлектронных состояний ДСК с гидридным покровом на основе кремния бездефектной (Н) и с локальными дефектами замещения поверхностной группы С-Н на атомы В, Al, Ga и атома Н на F, Cl (по результатам расчета моделей РЭЯ-Н и РЭЯ-ЦКЛ)

Рис. 7. Спектр одноэлектронных состояний ДСК с гидридным покровом на основе германия бездефектной (Н) и с локальными дефектами замещения поверхностной группы С-Н на атомы В, Al, Ga и атома Н на F, Cl (по результатам расчета моделей РЭЯ-Н и РЭЯ-ЦКЛ)

Рис. 8. Спектр одноэлектронных состояний ДСК с гидридным покровом на основе германия бездефектной (Н) и с локальными дефектами замещения поверхностной группы С-Н на атомы В, Al, Ga и атома Н на F, Cl (по результатам расчета моделей РЭЯ-Н и РЭЯ-ЦКЛ) (3 х 3 х 4 )
Список литературы Электронное строение и энергетический спектр двумерных ковалентных структур с локальными дефектами
- Hohenberg P., Kohn W. Inhomogeneous Electron//Gas Phys. Rev. 1964. V. 136. P. B864.
- Kohn W., Sham L.J. Self-Consistent Equations Including Exchange and Correlation Effects//Phys. Rev. 1965. V 140. P. A1133.
- Hehre W.J., Stewart R.F., Pople J.A. Self-Consistent Molecular-Orbital Methods. I. Use of Gaussian Expansions of Slater-Type Atomic Orbitals//J. Chem. Phys. 1969. V 51. P. 2657.
- Perdew J.P., Burke K., Ernzerhof M. Generalized Gradient Approximation Made Simple//Phys. Rev. Lett. 1996. V 77. P. 3865.
- Perdew J.P., Burke K., Ernzerhof M. Generalized Gradient Approximation Made Simple//Phys. Rev. Lett. 1997. V 78. P. 1396.
- M.J. Frisch, G.W. Trucks, H.B. Schlegel, G.E. Scuseria, M.A. Robb, J. R. Cheeseman, V.G. Zakrzewski, J.A. Montgomery Jr., R.E. Stratmann, J.C. Burant, S. Dapprich, J.M. Millam, A.D. Daniels, K.N. Kudin, M.C. Strain, Ö. Farkas, J. Tomasi, V. Barone, M. Head-Gordon, E.S. Replogle and J.A. Pople. См.: Программа Gaussian-98 (Gaussian, Inc., Pittsburgh, PA, 1998).