Элементы теологической системы кумранской общины в корреляции с особенностями ее "гносеологии"
Автор: Тантлевский И.Р.
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.17, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье сделана попытка выявить специфику путей «познания» Бога кумранскими авторами на основе анализа ряда их ключевых произведений. Обретение кумранитами «теологического» Знания носило по преимуществу характер непосредственного интуитивного «духовного» постижения, включая элементы «ноэтики». Этот когнитивный феномен подчас прямо описывался как озарение (ср., например: 1QHa 12:5-6, 27-29; 15:24-25). С другой стороны, кумранское учение о том, что Бог «создал разумение (bynh) для всех стремящихся к знанию (d‘t)» и что «всякий разум (śkl) - извечен» (4Q299, фр. 8, 7-8) предполагает, что разум человека изначально оказывается сопричастен к вечному Разуму Бога. Как одно из следствий этого, у человека есть потенциальный дар непосредственно приобщаться к элементам Знания, содержащего в Божественном Разуме (śkl, bynh). Существовал и мистическо-«гностический» путь познания. Так, вероятно, в Кумранской общине практиковались некие мистические небесные «вояжи» в некоем экстатическом состоянии - по сути, вероятно, подразумевавшем мистическую «смерть» и последующее «возрождение», предполагавшие обретение небесного Знания. Автор попытался также реконструировать элементы теологической системы кумранитов и выявить некоторые особенности кумранского креационистского учения и тесно связанной с ним доктрины о предопределении; воззрения на историю, эсхатологию и созидание нового мира; дуалистические концепции в корреляции с сотериологией; кумранскую теологию Света и Тьмы в этико-гносеологическом и сотериологическом аспектах.
Теология, гносеология, мистицизм, кумранская община, креационизм, предопределение, дуализм, эсхатология, сотериология
Короткий адрес: https://sciup.org/147243520
IDR: 147243520 | DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-2-822-841
Список литературы Элементы теологической системы кумранской общины в корреляции с особенностями ее "гносеологии"
- Аверинцев, С.С. (2004) “Порядок космоса и порядок истории”, С.С. Аверинцев, Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004, 89–114.
- Лосев, A.Ф. (1962) История античной эстетики: Софисты. Сократ, Платон. М.: Искусство, 1962.
- Бычков, В.В. (1981) Эстетика поздней античности. II–III века. М.: Наука, 1981.
- Тантлевский, И.Р. (2021) Книга Кохелета. Нов. русc. пер., сопровождаемый примечаниями и теолого-философским очерком. СПб.: Издательство РХГА.
- Шифман, И.Ш. (1999) “Древняя Финикия. Мифология и история”, Б.А. Тураев, И.Ш. Шифман, Финикийская мифология. СПб.: Летний сад.
- Brin, G. (2001) The Concept of Time in the Bible and the Dead Sea Scrolls. Leiden; Boston, MA; Cologne: Brill.
- Brooke, G.J. (2017) “Aspects of Education in the Sectarian Scrolls from the Qumran Caves”, Brooke, G. J., Smithuis, R. (eds.). Jewish Education from Antiquity to the Middle Ages. Studies in Honour of Philip S. Alexander. Leiden; Boston, Mass.: Brill, 11–42.
- Eliade, M. (1965) Le sacré et le profane, Paris: Gallimard.
- García Martínez, F., Tigchelaar, E.J.C. (eds.) (1999) The Dead Sea Scrolls Study Edition. Leiden; New York, NY; Köln: Brill. Vol. I.
- Goff, M. (2017) “Gardens of Knowledge: Teachers in Ben Sira, 4QInstruction, and the Hodayot”,
- Hogan K.M., Goff M., Wasserman E. (eds.). Pedagogy in Ancient Judaism and Early Christianity, Atlanta, GA: Society of Biblical Literature, 171–194.
- Graham, D.W., ed. (2010) The Texts of Early Greek Philosophy. The Complete Fragments and Selected Testimonies of the Major Presocratics. Part I. Cambridge: Cambridge University Press.
- Laks, A., Most, G.W., eds. (2016) Early Greek Philosophy, vol. 6, part 1: Later Ionian and Athenian Thinkers. Cambridge, Mass.; London: Harvard University Press.
- Metso, S. (2019) The Community Rule. A Critical Edition with Translation, Atlanta, GA: SBL Press.
- Sekki, A.E. (1989) The Meaning of RUAḤ at Qumran. Atlanta, GA: Scholars Press.
- Scholem, G. (1957) Die jüdische Mystik in ihren Hauptströmungen. Zürich: Rhein-Verlag.
- Suriano, M. (2018), A History of Death in the Hebrew Bible, New York, NY: Oxford University Press.
- Tantlevskij, I.R. (2016) “Further Considerations on Possible Aramaic Etymologies of the Designation of the Judaean Sect of Essenes (Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί) in the Light of the Ancient Authors Accounts of Them and the Qumran Community World-View”, ΣΧΟΛΗ (Schole) 10.1, 61–75.
- Tantlevskij, I.R., Gromova, E.V., Gromov, D. (2021) “Network Analysis of the Interaction between Different Religious and Philosophical Movements in Early Judaism”, Philosophies, 6(1).2. https:// doi.org/10.3390/philosophies6010002
- Tantlevskij, I.R. (2021) “Two Figures in the Dead Sea Scrolls — Melchizedek in 11QMelchizedek (11Q13) and “Son of God” in the “Apocryphon of Daniel” (4Q246) — as Two Eschatological Soteriological Concepts”, Schole (ΣΧΟΛΗ) 15.2, 625–642.
- Tantlevskij, I.R. (2023) “‘One Like a Son of Man’ in the Book of Daniel and ‘Son of Man’ in Pseudo-Daniel from Qumran (4Q246=4Q psDanᵈ) in the Context of the Struggle of the Jews Against the Hellenists”, Journal of Siberian Federal University – Humanities and Social Sciences 16.1, pp. 151–160.
- Wacholder, B.Z. (2007) The New Damascus Document. The Midrash on the Eschatological Torah of the Dead Sea Scrolls: Reconstruction, Translation and Commentary. Leiden; Boston: Brill.