"Эллинские мудрецы" в христианских храмах: путеводитель по философской иконографии Средневековья
Автор: Дорофеев Д.Ю.
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.17, 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию визуально-пластической иконографии античных философов в средневековых христианских храмах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Греции и России. Автор впервые в отечественной и европейской научной литературе дает такой полный и подробный обзор всех христианских церквей (включая и малоизвестные) и храмов, имеющих визуально-живописные и скульптурно-пластические образы «эллинских мудрецов», к которым в Средние века причисляли не только античных философов, но и поэтов, писателей, историков и сивилл. На основе своих многолетних исследований, путешествий, изучения многих отечественных и зарубежных источников (в основном труднодоступных) на эту тему Дорофеев Д.Ю. представляет масштабную и многоцветную картину удивительной христианской (в первую очередь православной) традиции понимания античных мудрецов как пророков Христа и Его учения, обращая внимание на множество ее интересных особенностей. Эта традиция находит выражение как в текстах, так и в представленных в нартексе, притворе, галереях, трапезной, наружных стенах и даже в иконостасе церквей визуальных образов «эллинских мудрецов», чаще всего являющихся частью иконографии «Древа Иессева». По ходу затрагиваются проблемы визуальной идентификации таких образов, особенности их внешнего вида, одежды, сопровождающих их изречений и т.п. Раскрывая таким способом потенциал визуального диалога античности и христианства в средневековье, автор стремиться в новом свете представить рецепцию древнегреческих философов, которая ценна для современной мысли как в эстетическом, так и историко-философском контексте.
Иконография античных философов, сивилл и «древа иессева» в средние века, христианские храмы и церкви, визуальные и пластические образы «эллинских мудрецов», античные пророки христа, философия и эстетика
Короткий адрес: https://sciup.org/147243528
IDR: 147243528 | DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-2-993-1048
Список литературы "Эллинские мудрецы" в христианских храмах: путеводитель по философской иконографии Средневековья
- Вазари, Д. (2015) Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: научно-популярное издание. Т.2. Пер. с итал. А.Г. Габричевского, А.И. Бенедиктова. Москва: Директ-Медиа.
- Василий Великий, свт. (2018) Послание к юношам о пользе греческих книг. Издание подг. О.В. Алиева. Москва: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина.
- Волков А.А. (1825) Альманах на 1826 год для приезжающих в Москву и т.д. Москва.
- Диоген Лаэртский (1986) О жизни, учения и изречениях знаменитых философов. Ред. тома и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; Перевод М.Л. Гаспаров. 2 изд. Москва: Мысль. Дионисия Фурнаграфиота. Ерминии, или наставления в живописном искусстве, http://nesusvet.narod.ru/ico/books/erminiya.htm#h2_135).
- Дорофеев, Д.Ю. (2020) «Античные философы в православных храмах: истоки зарождения и причины распространения иконографической традиции», Визуальная теология 2, 70–95.
- Дуйчев, И. С. (1978) Древноезически мислители и писатели в старата българска живопис. София: Издател Септември. Журавлева, И.А., Качалова, И.Я. (2003) Благовещенский Собор. Москва.
- Зотов, С.О. (2021) Иконографический беспредел: необычное в православной иконе. Москва: Эксмо.
- Зубов, В.П. (1963) Аристотель. Москва: Издательство Академии наук.
- Казакова, Н.А. (1961) «“Пророчества еллинских мудрецов” и их изображения в русской живописи XVI–XVII вв.», Труды отдела древнерусской литературы института русской литературы, т. XVII. Ленинград, Москва: Наука, 358–368.
- Финас, Кириакос И. (2009) Тайна школа: миф или реальность?, http://pravoslavie.ru-/orthodoxchurches/41517.htm.
- Кольцова, Т.М., сост. (1995) Резные иконостасы и деревянные скульптуры Русского Севера. Каталог выставки. Архангельск, Москва.
- Корольков, И.Н. (1899) «Изображения эллинских мудрецов и сивилл в русских православных храмах», Известия XI Археологического съезда в Киеве 1-10 августа 1899. №3. С. 122–123.
- Кувшинская, И.В. (2009) «Восхождение на гору мудрости. Изображение мудрецов и сивилл на мозаиках Сиенского собора», Труды кафедры древних языков (к 75-летию исторического факультета МГУ и 60-летию кафедры). Вып. II. Москва: Индрикс, 103–132.
- Медаковuh, Д. (1960) «Представе античких философа и сивилла у живописца Богородице Левишке», ЗРВИ 6, 43–57.
- Муравьев, А.Н. (1990) Путешествия по святым местам русским. Москва (репринтное издание 1846 г.).
- Мусин, А.Е. (2006) Московские этюды. О «двойных стандартах», применяемых руководством Московской патриархии к культурному наследию. http://krotov.info/history/20/1990/musin2006.htm
- Мутафов, E. (2010) «ΕΙΚΟΝΟΠΑΘΕΙΑ или Кои са древните мъдреци, изобразени в Трапезарията на Бачковския манастир и църквата „Рождество Христово”?», Проблеми на изкуството 2, 15–19.
- Окунев, Н.Л. (1935) «Арилье. Памятник сербского искусства 13 века», Семинариум Кондаковианум. VIII. Прага, 221–258.
- Петрици Иоаннэ (1984) Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. Пер. И.Д. Панцхава. Москва: Мысль.
- Раевская, Н.Ю. (2011) Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. Санкт-Петербург: Сатисъ.
- Реутин, М.Ю. (ред.) (2018) Шартрская школа. Москва: Наука.
- Сарабъянов, В.Д. (2004) «Иконографическая программа росписи середины XVI в. В трапезной церкви Пафнутьева Боровского монастыря», Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. Тезисы докладов научной конференции 17-18 ноября 2004 г. Москва: МАКС Пресс, 25–26.
- Сергеев, В.Н. (1985) «О надписях к изображениям еллинских мудрецов», Труды отдела древнерусской литературы. т. XXXVIII. Москва, Ленинград, 326–331.
- Сойкин, П.П. (1910) Православные русские обители. Санкт-Петербург.
- Сперовский, Дм. (1894) «О древнерусских иконостасах вообще и новгородских в частности», Отдел письменных источников Новгородского музея заповедника. Ф.6.Оп.1 Ед.хр.13.
- Толстой, В.М. (1862) Святыни и древности Великого Новгорода. Москва.
- Успенский, А. (1906) «Фрески паперти Благовещенского собора в Москве», Золотое Руно 2, 41–45.
- Цигарадис, Е.Н., Ловерду-Цигариду, К. (2016) Священная Великая Обитель Ватопед. Византийские иконы и оклады. Пер. с греч. А.В. Захаровой. Москва: ИП Верхов С.П. Чумакова, Т.В. (2004) «К вопросу о рецепции Аристотеля в древнерусской культуре», Вече. Альманах русской философии и культуры 16. Санкт-Петербург, 243–256.
- Шахматов, М.В. (1930) «Платон в Древней Руси», Записки русского исторического общества в Праге. Кн.2. Прага, 49–70.
- Djurić, B. (2006) “Plato, Plutarch and the Sibyl in the Fresco of the Episcopal Church of the Virgin Ljeviska,” Byzantine Narrative Papers. XIV th. Conference of the Australian Association for Byzantine Studies. In Honour of Roger Scott. Eds. J. Burke, V. Betka, R. Scott. Melbourn: Australian Association for Byzantine Studies, 274–283.
- Dorofeev, D., Svetlov, R., Mikeshin, M., Vasilieva, M. (2020) “Iconography of Plato in Antiquity and in Medieval Orthodox Painting,” ΣΧΟΛΗ (Schole) 15, 31–53.
- Erbse, H., Hrsg. (1941) Fragmente griechischer Theosophien. Hamburg.
- Gersh, S., Hoenen, M.J.M., ed. (2002) The Platonic tradition in the Middle Ages: a doxographic approach. Berlin / New York.
- Premerstein, Α. von. (1926) “Griechisch-heidnische Weise als Verkünder christlicher Lehre in Handschriften und Kirchenmalereien,” in Festschrift der Nationalbibliothek in Wien. Wien, 647–666.
- Stefanescy, J. (1929) L’evolution in peinture religieuse en Bucovina et en Moldavia. Paris: Geuthner.
- Taylor, M.D. (1972) “The Prophetic Scenes in the Tree of Jesse at Orvieto,” The Art Bulletin 54, 403–417.
- Taylor, M.D. (1980/1981) “Historiated Tree of Jesse,” Dumbarton Oaks Papers 34–35, 125–176.
- Zografidis G. Plato in Byzantine and Post-Byzantine Art, http://n1.intelibility.com/ime/lyceum/?p=lemma&id=786&lang=2.
- Σπετσιέρης, K. (1963) «Εικόνες Ελλήνων φιλοσόφων εις Εκκλησίας», Επιστημονική Επετηρίς της Φιλοσοφικής Σχολής του Πανεπιστημίου Αθηνών 14, 386–458.