Эмоция как коммуникативный посредник между автором, исполнителем-вокалистом и слушателем оперного произведения

Автор: Костюк Алексей Алексеевич, Алексеева Галина Васильевна

Журнал: Наследие веков @heritage-magazine

Рубрика: Музыка в потоке времени

Статья в выпуске: 1 (33), 2023 года.

Бесплатный доступ

Исследователи обращаются к материалу одной из наиболее эмоциональных партий в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» - партии Ленского, чтобы на данном примере продемонстрировать функции эмоций, заложенные композитором. Цель научных изысканий - доказать, что данные функции могут быть актуализированы при исполнении самых незначительных по объему отрывков оперной вокальной партии. Исследование основано на нотном тексте оперы П. И. Чайковского и результатах научных разработок российских искусствоведов, музыковедов, психологов и культурологов. Изменения параметров музыкального текста трактуются авторами как средства выражения различных функций, присущих эмоциям, возникающим при восприятии музыки. Авторами выявлены частая смена эмоций, различная степень выраженности той или иной функции эмоций в исследуемом клавире. Установлено, что разработка эмоциональных партитур оперных сочинений обеспечит более точное донесение до слушателей ключевых идей сочинения в оперной практике.

Еще

Эмоции, оперное исполнительское искусство, функции эмоций, эмоциональная партитура образа, эмоциональное содержание музыки, а. с. пушкин, п. и. чайковский, «евгений онегин»

Короткий адрес: https://sciup.org/170199691

IDR: 170199691   |   DOI: 10.36343/SB.2023.33.1.003

Список литературы Эмоция как коммуникативный посредник между автором, исполнителем-вокалистом и слушателем оперного произведения

  • Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии: исследование. М.: Музыка. 1991.
  • Асафьев Б. В. «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского // Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Л.: Музыка, 1972. С. 73–161.
  • Барашкова Е. В., Дробышева-Разумовская Л. И., Дорфман Л. Я. Эмоции в музыке и музыкально-исполнительской деятельности как субъектный фактор музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 2. С. 29–45.
  • Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
  • Джеймс У. Что такое эмоция? / Пер. с англ. О.С. Копиной и В.К. Вилюнаса // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса. СПб.: Питер, 2008. С. 100-111.
  • Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986.
  • Красинская Л. Оперная мелодика П. И. Чайковского. Л.: Музыка, 1986.
  • Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.
  • Морозов В. П. Язык эмоций и эмоциональный слух. Избранные труды. М.: Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2017.
  • Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.
  • Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.
  • Петрушин В. И. Моделирование эмоций средствами музыки. Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 141–145.
  • Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб. пособие. М.: Академический проект; Трикста, 2008.
  • Платонов К. К. Занимательная психология. Санкт-Петербург: Питер Пресс, 1997.
  • Ражников В. Г. Партитурная транскрипция // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 137–141.
  • Cавельев В. В. Восприятие эмоционального компонента музыкального лада // Психологические исследования эмоций. 2012. № 6. С. 107-117.
  • Соловьева С. Л., Парфенова Д. Ф., Одерышева Е. Б. Эмоционально-волевая сфера личности (учебно-методическое пособие) СПб.: Изд-во Сев.-Зап. гос. мед. ун-та им. И.И. Мечникова, 2018.
  • Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие. СПб.: Композитор, 2008.
  • Чайковский П. И. Евгений Онегин: Лирические сцены в 3-х действиях / Либр. П. Чайковского и К. Шиловского по одноим. роману в стихах А. Пушкина; Перелож. для пения с ф.-п. Москва: Музыка, 1979.
Еще
Статья научная