Эмоциональные, коммуникативные и социальные возможности реализации современного горожанина

Автор: Попова Анна Юрьевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 12, 2012 года.

Бесплатный доступ

Данная статья публикуется в рамках проекта «Междисциплинарное исследование барьеров, препятствующих развитию и реализации человеческого потенциала в Пермской городской агломерации и возможностей ПГПУ в его актуализации» и является обобщенным представлением проблемы реализации современного жителя в сфере интимности.

Интимность, эмоции, барьеры, возможности, современный город, коммуникация

Короткий адрес: https://sciup.org/14933943

IDR: 14933943

Текст научной статьи Эмоциональные, коммуникативные и социальные возможности реализации современного горожанина

Summary: The article is published as a part of the project “Interdisciplinary research of the barriers preventing from the human development and fulfillment in Perm urban agglomeration, and capabilities of the Perm State University for Education Science and the Humanities in its actualization”. It is a general presentation of the issue of the modern dweller’s fulfillment in the sphere of intimacy.

Под эмоциональным, коммуникативным и социальным осуществлением личности мы будем подразумевать интимность – особую близость между людьми, которая характеризуется следующими чертами:

  • -    персонализированностью отношений;

  • -    частностью, приватностью (любовь, дружба);

  • -    отношениями, основанными на эмоциональной близости;

  • -    закрытостью от внешнего мира.

Также, интимность может в равной степени проявляться как в рамках институтов (семья, коллектив), так и в виде чистых отношений (любовь и дружба).

Города имеют особое значение в становлении сферы интимности. Когда они массово начинают возникать в Европе XII в., то тут же становятся символами ухода от феодализма. Самосознание человека данного периода связано с двумя противоположными тенденциями, с одной стороны, человек обретает самостоятельностью в профессиональной деятельности, с другой – в повседневной жизни горожанина находит отражение новая табуированность сознания, связанная с появлением частной жизни. В XIX в. Ф. Теннис [2, с. 207-229] отмечал, что общность в большей степени ориентируется на индивидуальность и ее осуществление.

Высшие слои общества, имеющие больше возможностей для мистификации приватной сферы, стали основным ретранслятором опыта в сфере эмоционального осуществления личности. Таким образом, все составляющие процесса реализации человека имели жесткие иерархизированные формы.

От семьи «традиционной», в которой жена обслуживает семью и занимается воспитанием детей, муж обеспечивает экономическую безопасность семьи, а интимность является «избыточной», семья сначала эволюционирует в сторону таких форм, как «товарищество» и «романтическая» (XVII-XIX вв.). Примером первого типа является аристократическая семья «Галантного века», созданная во имя династических, родовых, имущественных интересов. В такой семье присутствуют дружеские отношения, сексуальность, но любовь для нее не обязательна. Неслучайно именно в этот период получает распространение институт любовников. Примером второго указанного типа семьи является семья викторианская, при которой интимность реализуется в любви и чувственных переживаниях. Интимность в этот период носит публичный характер, то есть является частью презентации влюбленного.

  • Г . Йонас [3] считает, что на протяжении большей части человеческой истории разрыв между «микро» и «макро» уровнями общественной жизни не представлял проблемы. Это он связывает с изначальной ограниченностью последствий человеческих действий.

В современном мире жизнь в городе предполагает мобильность. Постоянные переходы индивида из одной институции в другую подразумевают обладание определенным капиталом. Фрагментированный человек [4, с. 207-229] воспринимается по достигнутым признакам (деньги и образование) и одной из ведущих целей будет считаться отделение сферы интимности от обязательств. Освобождение от ответственности за последствия - это наиболее желанное и высоко ценимое приобретение капитала, обеспечиваемое новой мобильностью, свободой перемещения сквозь любые границы. Издержки преодоления негативных последствий отныне могут не учитываться при подсчете «эффективности» инвестиций [5]. В этом случае сайты знакомств являются главными атрибутами «мобильной» свободы. Индивид, использующий новую систему межличностного взаимодействия, заранее исключает ошибку. Он находится в ситуации множественных выборов как относительно партнера, так и - форм отношений. Помимо межличностных контактов, результат которых можно назвать «типичным», то есть предполагающий какие-либо долговременные близкие отношения - дружбу или любовь, мобильность позволяет обзавестись ситуативными контактами.

Множественность одновременно осуществляемых равнозначных форм интимности -партнерство, предполагает достижение общей цели и заинтересованность всех участников в положительном результате деятельности.

Но не стоит забывать, что партнерство на современном этапе сильно отличается от того, что было в эпоху архаики. Интимность там была синкретична. А.М. Лобок в своей «Антропологии мифа» [6, с. 203-206] утверждает, что в Древнем мире существовал культ чувственного наслаждения. Долгое время перверсии допускались лишь в пределах храма. Только в Древней Греции, создавшей институт философов, выступивших с претензией на истолкование божественных истин, происходит обмирщение некоторых форм сексуального поведения. Партнерство в этот период предполагало совмещение роли учителя, товарища, а иногда и любовника. Сексуальность, таким образом, здесь является неотъемлемой частью интимной сферы жизни общества, а одной из форм ее выражений становится эротизация повседневности, наполнение обыденных ритуалов сакральными смыслами.

С течением времени, начиная со Средневековья, сексуальность выполняет скорее знаковую, физиологическую или репродуктивную роль, но не выступает в качестве самоцели и тем более интимного переживания. Вплоть до начала XX в. эта ситуация остается неизменной. Но с появлением теорий психоанализа и последующем распространении этих идей посредством СМИ и искусства, сексуальность открывают заново. При всем этом сам Эрос начинает предполагать двойственность: низменность и возвышенность. Чистая сексуальность воспринимается как физиологическая потребность, которую можно подавить с помощью сублимации. Таким образом, культура воспринималась, как то, что способно сдерживать человека, а итогом должно стать произведение или изобретение, сексуальность же проявляется в форме эротизации самого процесса творчества.

На сегодняшний день одним из наиболее перспективных источников формирования интимности является проектная деятельность, где интимность выступает в роли и субъекта, и объекта деятельности, так как сама является сопутствующей целью в достижении генеральной, и служит фактором командообразования. Партнерские отношения здесь будут предполагать доверие и ответственность за общий результат. Проекты изначально предполагают отбор участников, поэтому главной отличительной чертой данного способа реализации эмоциональных, коммуникативных и социальных возможностей индивида является то, что все заинтересованы в положительном результате. Кроме того, проекты носят временный характер, поэтому основной проблемой групп является не слаженность в решении проблем. Для достижения наибольшей сплоченности участники подобного неформализованного взаимодействия часто прибегают к тимбилдингу. Одним из критериев эффективности проведения которого будет уровень интимности, установившийся между участниками. Последняя будет исключать прямые сексуальные контакты, но в некоторых случаях будет подразумевать эротизацию (оргиистич-ность) процесса становления команды. Последняя может проявляться в совместных походах в баню или поездки на природу.

Выводом к статье может послужить тезис о том, что наиболее актуальной проблемой для решения в сфере интимности является вопрос о неформализованных межличностных контактах, которые в равной степени могут быть реализованы при интерактивном взаимодействии, предполагающем меньшие риски и отсутствие ответственности за действия в сети; и при уча- стии в проектах, где интимность является одним из критериев успешности дела, и синонимична общей заинтересованности.

Ссылки и примечания:

  • 1.    Материал подготовлен в рамках Проекта №018-П «Программы стратегического развития ПГПУ».

  • 2.  Теннис Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1998. № 3/4. С. 207-229.

  • 3.   Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2005. URL:

  • 4.   Теннис Ф. Указ. соч.

  • 5.   Бауман З. Указ. соч.

  • 6.    Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997. С. 203-206.

(дата обращения: 27.11.2012).

Статья научная