Энергетическая модель формирования нервно-психических расстройств шизоидного регистра

Автор: Леончук С.Л.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Медицина

Статья в выпуске: 6 (83) т.15, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье предложены энергетическая модель формирования шизоидной структуры нервной психики, клинические шкалы шизоидии и регрессии, типов нервно-психического дефекта, определяющие шизоидный регистр нервно-психических расстройств. Выделяются энергетические модули функционирования нервной психики. Предлагается новый взгляд на шизотипическое расстройство.

Энергетический режим, энергетический уровень, шизоидия, шизофрения, шизотипическое расстройство, нервно-психический дефект

Короткий адрес: https://sciup.org/140248204

IDR: 140248204

Текст научной статьи Энергетическая модель формирования нервно-психических расстройств шизоидного регистра

К шизоидному спектру нервно-психических расстройств относятся шизофрения, шизотипическое расстройство, клинические типы процессуального нервно-психического дефекта и ядерные непроцессуальные формы шизоидии. Прогресс в области изучения расстройств шизоидного спектра связан с классическими работами E. Kraepelin [1], Е. Bleuler [2], E. Kretschmer [3], L. Kanner [4], К.

Schneider [5], P. Meehl [6], А. Snezhnevsky [7], A. Tiganov [8], A. Smulevich [9] и других авторов, однако, в связи со сложностью данной проблематики, необходимы дальнейшие научные изыскания.

До настоящего времени нет полного понимания внутренней связи между процессуальными и непроцессуальными расстройствами шизоидного спектра, ранним детским аутизмом и другими клиническими формами ядерной шизоидии, шизотипическим расстройством и шизофренией.

Дискуссия

Организм – это единое целое, система, способная сохранять постоянство внутренней среды при помощи механизмов гомеостаза. Постоянство внутренней среды, гомеостаз – это момент целостности и независимости организма от экосистемы, которая диктует его устройство через естественный отбор [10]. Нарушение гомеостаза – суть разрушения и смерти. Организм, как целое, система, формируется через отражение внутренней потребности и реципрокный запуск процессов саморегуляции, направленный на удовлетворение этой потребности, что приводит к гомеостазу и сохранению системы.

Реактивность – одно из главных свойств жизни. Реактивность – это способность организма внутренне реагировать на изменения к нему требований экосистемы, форма его взаимодействия с экосистемой, особый вид отражения, связанный с регуляцией гомеостаза. Интегративным фактором жизнедеятельности организма является отраженная потребность, а системообразующей реактивной структурой являются эмоции. Развитие эмоций идет из рефлекторного кольца и базальных ядер регуляции гомеостаза, работающих по принципу обратной связи [11]. Эмоции, как форма психики, отражают потребности организма в веществе, энергии и информации и несут энергетический заряд саморегуляции и целеполагания.

Эволюционно – генетически по типу «стимул – реакция» эмоции спарены с эффекторными процессами и составляют с ними единый комплекс реактивности организма. Реактивность организма сопряжена с энергетическими модулями его жизнедеятельности. Энергетической характеристикой реактивности является темперамент. Эмоции, отражая актуальные потребности, являются центром адаптивной реактивности, гомеостатической регуляции и интеграции [12], объединяющим элементы системы в единое целое, и через акцептор действия целеполагают создание гомеостатов, функциональных систем, отвечающих за реализацию потребности, гомеостаз и выживание организма.

В филогенезе, отражая доминирующие потребности, эмоции генерируют развитие сомы, как супергомеостата, сознания и интеллекта. С развитием интеллекта поведение организма, как системы, все более опосредуется от доминанты потребности и усложняется.

Следует выделить две клинические шкалы нервно-психических расстройств шизоидного спектра, отражающих дефицитарный уровень функционирования нервной психики:

  • 1.    Шкала шизоидии: ранний детский аутизм, врожденные астеническое, невропатическое, тревожное, диссоциальное и шизоидное расстройства. Врожденный энергетический дефицит эмоциональных структур ведет к неравномерности и асин-хронии развития социальной психики, ее шизоидной структуре с клиническими формами социального недоразвития [13, 14], так как развитие социальной психики требует высокого энергетического потенциала. Это ядерные непроцессуальные расстройства шизоидного спектра.

  • 2.    Шкала регрессии: шизофрения, шизотипическое расстройство, нервно-психический дефект. В отличие от шкалы шизоидии здесь наблюдаются синдромы процессуального регресса, прогредиентности и нервно-психического дефекта.

Шизофрения – это процесс формирования нервно-психического дефекта, который отражает адаптивный регресс, переход нервной психики на более низкий, но более устойчивый энергетический уровень функционирования [12]. Дефект нервной психики - это совокупность симптомов распада, стойкое упрощение, расщепление или выпадение нервно - психических функций [15].

На врожденную шкалу шизоидии могут накладываться процессуальные расстройства, возникает смешанная клиническая картина недоразвития и регресса нервно-психической деятельности.

Можно выделить следующие структурнофункциональные слои нервной психики, отражающие этапы филогенеза:

  • 1.    Биологическая психика – способность ЦНС, головного мозга отражать биологическую информацию и использовать ее в регуляции жизнедеятельности организма.

  • а)    нервно – вегетативные и нервно – эндокринные структуры (участвуют в регуляции гомеостаза и физиологической адаптации организма в экосистеме);

  • б)    нервно – психические структуры (организуют адаптивное биологическое поведение особи в природе).

  • 2.    Социальная психика – высшая форма развития психики, отражение социальной информации и использование ее в практической деятельности, связана с развитием сознания и интеллекта. Социальная психика подчиняет и присваивает биологическую психику себе, организует адаптивное поведение человека в природе и социуме. Высшими ступенями развития социальной психики являются нравственность и красота.

Созревание головного мозга – это биосоциальный процесс. Биологическое созревание идет одновременно с формированием его психосоциаль- ных функций путем количественных изменений и качественных скачков - метаморфозов, которые отражают этапы развития. Биологическое и психосоциальное - это две стороны одного процесса развития [16]. Биологическое созревание головного мозга - это рост, увеличение мощности структур, дифференциация и интеграция нервной ткани. Психосоциальное созревание головного мозга - это развитие его психосоциальных функций - сознания, речи, высших эмоций, мышления, интеллекта, воли. Биологическое развитие реализует его врожденный психосоциальный потенциал. Биологическая и психосоциальная детерминанты развития взаимосвязаны. Биологическая детерминанта интенсивна во время биологических кризов, психосоциальная детерминанта интенсивна в сензитивных периодах развития. Процессы созревания головного мозга идут от простых психических актов к высшим социальным формам. Объем потенций развития нервной психики индивидуален и ограничен врожденным энергетическим потенциалом головного мозга. Врожденный энергетический дефицит нижних этажей мозга приводит к неравномерности и асинхронии развития социальной психики, ее шизоидной структуре с клиническими формами ее психосоциального недоразвития.

Считаю, что для созревания человека, как социально - биологической системы, необходимы следующие факторы:

  • 1)    наличие в организме социально - биологической структуры, способной отражать социальную информацию. Такой структурой у человека является неокортекс;

  • 2)    социальная среда, социальный сигнал -стимул для развития социальных потенций социально - биологической структуры;

  • 3)    богатый энергетический потенциал системообразующих реактивных структур головного мозга.

Наиболее энергозатратными в работе мозга являются социально - биологические структуры неокортекса, так как обработка социального сигнала требует гораздо более сложной и дифференцированной работы, чем обработка биологического сигнала.

В нервной системе имеются различные энергетические режимы и уровни функционирования, жесткая и гибкая регуляция энергообмена, что обеспечивает пластичность ее работы. Смена энергетических модулей работы является биологической адаптацией, предохраняющей нервную систему от перенапряжения. Энергетический режим является переменной величиной, его смена наблюдается при изменении мотивации, биоритмах, колебаниях аффекта. Энергетический уровень - это врожденная энергетическая константа, энергетический потенциал регуляторных эмоциональных структур [17], определяющий степень реактивности, темперамент и силу интегративных и гомеостатических реакций.

Структура нервной психики отражает ее энергетические процессы. Врожденный энергетический дефицит нижних этажей мозга приводит к неравномерности и асинхронии развития и шизоидной де-фицитарной структуре нервной психики. Шизоидная структура выражает себя через недоразвитие социальной психики, требующей высокого энергетического потенциала. Шкала энергетического дефицита при шизоидии является большой, поэтому возникает разнообразие ее ядерных клинических форм.

При шизофрении, синдромах Ретта, Геллера происходит адаптивное снижение уровня энерговооруженности и структурно-функциональной организации нервной психики и всего организма, как целостной системы, формирование патологического гомеостаза и повышение энтропии с целью повысить его устойчивость в экосистеме [18]. Нервно-психический дефект, связанный с регрессом, процессуальным переходом нервной психики на более низкий, но более устойчивый энергетический уровень функционирования, является биологической адаптацией и направлен на защиту нервной структуры от дезорганизации и распада. Клинические типы нервно-психического дефекта отражают уровни энергетического регресса [12].

На шкалу ядерной шизоидии могут накладываться процессуальные расстройства. Шкала ши-зоидии является энергетически дефицитарной, реактивность нервной психики при шизоидии низкая, поэтому шизофрения на фоне шизоидии течет вяло, уступами в виде шизотипического расстройства. Шизотипическое расстройство - это ареак-тивная, вялотекущая форма шизофрении со смешанной клиникой недоразвития и регресса нервнопсихической деятельности. Острые развернутые полиморфные приступы шизофрении возникают при высокой реактивности нервной психики.

Сравнение шкал шизоидии и регрессии - типов нервно-психических дефекта представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение шкал шизоидии и регрессии

Шкала шизоидии, ядерного недоразвития социальной психики

Шкала регрессии, типов нервно - психического дефекта

Астеническое расстройство

Зависимый

Невропатическое расстройство

Ипохондрический

Тревожное расстройство

Уклоняющийся

Диссоциальное расстройство

Диссоциальный

Шизоидное расстройство

Шизотипический

Синдром Аспергера

Аутистический

Дезинтегративное расстройство

Диссоциативный

Синдром Каннера

Апатоабулический

Параорганический

Параорганический

Ядерный энергетический дефицит

Энергетический дефект

При врожденном энергетическом дефиците реактивных структур головного мозга формируются ядерные формы шизоидии [19, 20]. При процессуальной патологии происходит формирование типов нервно-психического дефекта, регрессия, переход нервной психики на более низкий энергетический уровень функционирования, сравнимый с уровнем энергетического дефицита при шизоидии. Каждому энергетическому уровню функционирования нервной психики соответствует свой клинический феномен.

Тяжелые формы шизоидии осложняются умственной отсталостью. Злокачественное течение шизофрении ведет к выраженному нервно - психическому дефекту, тотальной дезинтеграции и распаду нервно - психической деятельности [7, 8, 21].

Выводы:

  • 1.    Отраженная потребность является интегрирующим, системообразующим фактором организма. Эмоции, отражая потребности организма, являются центром адаптивной реактивности, гомеостатической регуляции и интеграции.

  • 2.    Структура нервной психики отражает происходящие в ней энергетические процессы.

  • 3.    Имеются различные энергетические модули функционирования нервной психики, смена которых является биологической адаптацией. Смена энергетического режима наблюдается при изменении мотивации, биоритмах и аффективных расстройствах. Снижение энергетического уровня, регресс, переход нервной психики на более низкий энергетический уровень функционирования происходит при шизофрении, формировании нервнопсихического дефекта. При шизоаффективном расстройстве имеет место сочетание обоих механизмов адаптации.

  • 4.    Шизоидный регистр нервной психики включает две клинические шкалы:

  • а)    шкала ядерной непроцессуальной шизои-дии: ранний детский аутизм, врожденные астеническое, невропатическое, тревожное, диссоциаль-ное и шизоидное расстройства психики с выходом в специфические ядерные расстройства личности;

  • б)    шкала регрессии, типов процессуального нервно-психического дефекта: зависимый, ипохондрический, уклоняющийся, диссоциальный, шизотипический, аутистический, диссоциативный, апа-тоабулический. Отражает уровни энергетического регресса.

  • 5.    Клинические формы шизоидии и типов процессуального нервно-психического дефекта сравнимы по содержанию. Каждому энергетическому уровню функционирования нервной психики соответствует свой клинический феномен.

  • 6.    Шизофрения на фоне ядерной шизоидии течет вяло, уступами в виде шизотипического расстройства. Шизотипическое расстройство – это ареактивная, вялотекущая форма шизофрении, со-

  • четающая в себе черты недоразвития и регресса нервной психики.
  • 7.    При патологии сначала страдает социальная психика, как наиболее энергозатратная и сложная, высшими уровнями которой являются нравственность и красота.

Список литературы Энергетическая модель формирования нервно-психических расстройств шизоидного регистра

  • Kraepelin E. Psychiatry. A textbook for students and doctors. Leipzig: J. A. Barth 1899. Sixth, completely revised edition. 2 v. 362 p, 607 p.
  • Bleuler E. Manual of Psychiatry. Trans. from German. Berlin; 1920. 542 p.
  • Kretschmer E. Der sensitive beziehungsswahn. Ein beitrag zur paranoidefrage und zur psychiatrischen charakterlehre. Berlin: Springer 1919.
  • Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nerv. Child. 1943. № 2:. Р. 217-250.
  • Schneider K. Primary und secondary Symptoms bee Schizophrenia // Fortschr. Neurol. Psichiatr. 1957. № 25. 487 s.
  • Meehl P. Schizotaxia, schizotypic, schizophrenia // American Psychologists. 1962. № 17. Р. 827.
  • Снежневский А.В. Руководство по психиатрии. М.: М, 1983. Т. 1, 2.
  • Тиганов А.С. Руководство по психиатрии. М.: М, 1999. Т. 1, 2.
  • Смулевич А.Б. Расстройства личности. М.: МИА, 2007. 189 с.
  • Cannon W.B. Organization for physiological homeostasis. // Physiological reviews. 1929. Vol. 9, № 3. Р. 399- 431.
  • Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. - М.: Н, 1980. 196 с.
  • Leonchuk S.L., Leonchuk S.S. Emotional Volitional Defect - Quintessence of Schizophrenia // USA. Acta Psychopathological. 2017. № 3. Р. 3.
  • Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: М, 1999. 236 с.
  • Борисова Д.Ю. Особенности формирования клинической картины шизоидного расстройства личности у подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2005. № 2. Р. 13-19.
  • Мелехов Д.Е. Клинические основы прогноза трудоспособности при шизофрении. М. Государственное издательство медицинской литературы, 1963. 197 с.
  • Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. Изд. АПН, 1960. 499 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд. МГУ, 1969. 504 с.
  • Бехтерева Н.П. Принципы функциональной организации мозга человека // Вестник АМН СССР. М., 1972. № 9. С. 43-49.
  • Мнухин С.С., Зеленицкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего детского аутизма или синдроме Каннера // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова; 1967.
  • Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. М.: МГУ, 1985. 148 с.
  • Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей. М.: М, 1985. 285 с.
Еще
Статья научная