Энергия и проблема «собственного бытия» человека

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются возможности применения понятия «энергия» и концепта «собственное бытие» для антропологических изысканий. Определив значение «энергии» в онтологии Аристотеля как осуществление «первой сущности», автор показывает как в учении св. Григория Паламы о божественных энергиях это понятие получило свое антропологическое измерение, став обозначением действия лица. Как осуществление «первой сущности» (›рьуфбуйт), энергия движения тесно связана с другим понятием Аристотеля: «собственного» (еойж) вещи. «Собственное» у Аристотеля означает не покоящуюся «сущность» (что) вещи, а неотъемлемый способ (как) осуществления вещи в мире. Демонстрируется, что знание об энергии чего-либо возможно только вместе со знанием о характере собственного бытия. На примере деления исторических эпох западной цивилизации автор иллюстрирует взаимосвязь энергии и истолкования характера собственного бытия человека в мире. Понятие «собственное бытие» в ранней философии Мартина Хайдеггера рассматривается как рецепция мысли Аристотеля и как проект философского ответа на основной антропологический вопрос о «собственном», а значит и об энергии человека. Вопрос о «собственном способе бытия» человека в философии «Бытии и времени» ставится на пути к основной задаче обнаружить горизонт для вопрошания о самом бытии. «Собственное бытие» человека Хайдеггер обнаруживает в модусе аутентичного бытия-к-смерти, имеющем черты ужаса и решимости. В результате проведенного анализа этого понятия у раннего Хайдеггера, автор указывает на проблему «безмирности» описанного мыслителем собственного способа бытия-в-мире. Эта проблема становится очевидной при попытке применить понятие энергии к хайдеггеровскому понятию собственного бытия. Делается вывод об ограниченности понятия Хайдеггера «собственное бытие», закономерно возникающее в методе «экзистенциальной аналитики». Кратко рассматривается современная ситуация отказа от поиска «собственного бытия» человека как в западной культуре в целом, так и в западной философии.

Еще

Энергия, аристотель, «собственное», хайдеггер, собственное бытие, антропология

Короткий адрес: https://sciup.org/149141531

IDR: 149141531   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.3.7

Список литературы Энергия и проблема «собственного бытия» человека

  • Арендт 2000 - Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни СПб.: Алетейя, 2000.
  • Аристотель 2010 - Аристотель Политика. М.: РИПОЛ классик, 2010.
  • Колесников 2019 - Колесников И.Д. «Собственное» вещи по Аристотелю // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2019. № 2 (26). С. 13-18.
  • Колесов 2021 - Колесов В.В. Концептуальное поле русского сознания. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2021.
  • Новая философская энциклопедия 2010 - Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 2010.
  • Сафрански 2005 - Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. М.: Молодая гвардия, 2005.
  • Хайдеггер 2015 - Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Акад. проект, 2015.
  • Хоружий 2005 - Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.
  • Хоружий 2015 - Хоружий С.С. Бибихин, Хайдеггер, Палама в проблеме энергий // Стасис. 2015. № 1. С. 89-109.
  • Heidegger 2002 - Heidegger M. Grundbegriffe der aristotelischen Philosophie. Frankfurt am Maine: Vittorio Klostermann, 2002.
Статья научная