Энергия «проклятой стороны вещей»

Бесплатный доступ

Концепт «энергия» лег в основу многочисленных концепций европейской философии: от Аристотеля до Ж. Бодрийяра. Начиная с Аристотеля, понятием энергии обозначается бытие в его статике и становлении. Античная и средневековая теории энергии развиваются в рамках эссенциалистского подхода. Согласно этому подходу, мир - это система возникающих, развивающихся и разрушающихся вещей. Энергия - это движение. Этот онтологический подход к исследованию проблемы энергизации процессов развития в Новое время практически пропал из сочинений философов. Он был заменен физикалистским энергетизмом. Энергия - это потенциал для движения вещей. В ХХ в. проблематика энергии снова актуализируется во всех ее аспектах. Французский философ Ж. Бодрийяр рассматривает такой источник энергии, который он называет «принцип Зла». Это принцип разрушения, деструкции, который поддерживает жизнь систем. Бодрийяр описывает механизм порождения энергии, которую он называет энергией «проклятой стороны вещи»: внутри системы есть асистемные элементы, которые сопротивляются центростремительным силам, давая жизнь центробежным силам. Проклятая сторона вещи высвобождает энергию для строительство новых элементов системы, но эта энергия вырабатывается теми процессами, которые обществом порицаемы. Французский философ приходит к выводу, что различные виды разрушения нужны системам для выживания. Разрушения части системы позволяет ей выроботать иммунитет, учит систему более сложному поведению при адаптации к среде. По мнению философа, системы, ориентированные на стабильность как на райское искусственное состояние, парадоксальным образом превращаются в «искусственный ад» и стремятся к смерти.

Еще

Энергия, современная философия, метафизика, этика, проблема зла

Короткий адрес: https://sciup.org/149141533

IDR: 149141533   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.3.10

Список литературы Энергия «проклятой стороны вещей»

  • Бибихин 2010 - Бибихин В. Энергия. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010.
  • Бирюков 2015 - Бирюков Д. С. О теме причастности к божественной сущности и оппозиции по сущности-по причастности Симеона Нового Богослова в контексте предшествующей патристической мысли // EINAI: Проблемы философии и теологии. 2015. Т. 4. № 1-2 (7-8). С. 431-445.
  • Бодрийяр 2009 - Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет: КДУ, 2009.
  • Карсавин 2012 - Карсавин Л. Монашество в Средние века. М.: Ломоносовъ, 2012.
  • Мейендорф 1997 - Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. СПб.: Византинороссика, 1997.
  • Плотин 2004 - Плотин. Вторая эннеада. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004.
  • Фейнман 2007 - Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т. 1-2. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
  • Чертов 1990 - Чертов А.Г. Физические величины (терминология, определения, обозначения, размерности, единицы): справочное пособие. М.: Высш. шк.,1990.
  • Экхарт 2010 - Экхарт М. Трактаты. Проповеди. М.: Наука, 2010.
Статья научная