Эпистемологическая доктрина сватах-праманья мимансы

Автор: Роман Лилия Геннадьевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4, 2023 года.

Бесплатный доступ

Работа представляет собой введение в исследование одной из важнейших эпистемологических доктрин как для всей истории индийской философии, так для современной западной философской мысли - доктрины сватах-праманья. Это доктрина одной из наиболее влиятельных философских школ Древней Индии - мимансы, которая утверждает внутреннюю достоверность, априорную истинность знания. Автор изучает самые ранние первоисточники происхождения доктрины сватах-праманьи, обращаясь к Миманса-сутрам (приблизительно III-I вв. до н. э.) - главному тексту традиции мимансы, а также наиболее раннему доступному на сегодняшний день комментарию к ним Шабары-бхашья (ок. V в.). Формулируя характерные черты данной концепции и привлекая сравнительное исследование с противоположными эпистемологическими точками зрения, автор приходит к выводу об уникальности данной эпистемологической доктрины, которая обеспечивает общую философскую направленность школы миманса, сочетающей в себе характеристики реализма и «тонкого прагматизма», и задает тем самым необычный подход к пониманию знания как такового.

Еще

Миманса, сватах-праманья, эпистемология, индийская философия, ньяя, веды, миманса-сутры, шабара-бхашья

Короткий адрес: https://sciup.org/149142510

IDR: 149142510   |   DOI: 10.24158/fik.2023.4.10

Список литературы Эпистемологическая доктрина сватах-праманья мимансы

  • Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша) / сост., пер., коммент., исследование Е.П. Островской, В.И. Рудого. СПб., 2006. 523 с.
  • Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию / пер. с англ. А. Радугина, Е. Тучинской и А. Романенко. М., 1955. 380 с.
  • Arnold D. Buddhists, Brahmins, and Belief. Epistemology in South Asian philosophy of religion. N. Y., 2005. 328 p.
  • Arnold D. Of Intrinsic validity: A study on the relevance of Purva MTmamsa // Philosophy East and West. 2001. Vol. 51, no. 1. P. 26-53. https://doi.org/10.1353/pew.2001.0002.
  • Bilimoria P. Sabdapramana: Word and knowledge in Indian philosophy. New Delhi, 2008. 413 p.
  • Freschi E. MTmamsa // Routledge history of Indian philosophy / ed. by P. Bilimoria, J.N. Mohanty, A. Rayner, J. Powers, S. Phillips, R. King, C. Key Chapple. L.; N. Y., 2017.
  • Hiriyanna M. Outlines of Indian philosophy. Delhi, 1993. 419 p.
  • Keith A.B. The Karma-MTmamsa. L., 1921. 112 p.
  • McCrea L. The transformations of MTmamsa in the larger context of Indian philosophical discourse // Periodization and historiography of Indian philosophy / ed. by E. Franco. Wien, 2013. P. 127-143.
  • Potter K.H. Does Indian epistemology concern justified true belief? // Journal of Indian Philosophy. 1984. Vol. 12, no. 4. P. 307-327.
  • Taber J. A Hindu critique of Buddhist Epistemology: Kumarila on perception. The "Determination of Perception" chapter of Kumarila Bhatta's Slokavarttika: Translation and commentary. L.; N. Y., 2005. 288 p.
  • Taber J. What did Kumarila Bhatta mean by Svatah Pramanya? // Journal of the American Oriental Society. 1992. Vol. 112, no. 2. P. 204-221. https://doi.org/10.2307/603701.
Еще
Статья научная