Эпистемологический реализм как необходимое условие диалога

Автор: Труфанова Елена Олеговна

Журнал: Studia Humanitatis Borealis @studhbor

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4 (25), 2022 года.

Бесплатный доступ

В современной эпистемологии происходят изменения, связанные с трансформациями среды обитания человека, прежде всего, вызванными цифровизацией. В эпистемологии сейчас доминируют две противостоящие тенденции - «натурализирующая» и «социализирующая». Можно предположить, что усиление тенденции «натурализации» эпистемологии является реакцией на главенствующую ранее социально-конструкционистскую тенденцию, характеризующуюся отказом от эпистемологического реализма и подвергающую критическому пересмотру понятия истины, реальности, объективности и знания. Для этого подхода характерно представление о зависимости знания от социальных факторов, где знание - инструмент в руках власти, т. е. тех социальных групп, которые обладают силой принуждения других к своему пониманию реальности. Такие представления ведут к обесцениванию авторитета науки и знания в целом, и опасны тем, что вызывают дезинтеграцию общества, поскольку возможность говорить об общей реальности отрицается, и каждая социальная группа обладает своим «знанием» о мире. Между познающим субъектом и реальностью формируется радикальный разрыв, поскольку современный человек имеет дело с большим количеством информационных потоков, а также цифровых объектов и взаимодействий, так что знания, получаемые в непосредственном опыте вытесняются информацией, получаемой опосредованно через различные источники, преподносящие информацию искаженно. Проблематичной является и современная цифровая среда, которая устроена так, что замыкает человека в привычных ему картинах мира, не позволяя выглядывать за их пределы и видеть альтернативные точки зрения. Ключевой проблемой становится утрата доверия - современный субъект не имеет критериев, по которым он мог бы отбирать надежные, заслуживающие доверия источники информации, и в итоге не доверяет никому, что становится существенным препятствием для познания. Можно сделать вывод, что обращение к реализму важно не только для решения вышеуказанных эпистемологических проблем, но и для диалога между разными социальными группами, что необходимо для выживания человечества.

Еще

Реализм, знание, социальный конструкционизм, цифровизация, реальность, постправда, недоверие, доверие

Короткий адрес: https://sciup.org/147238823

IDR: 147238823

Список литературы Эпистемологический реализм как необходимое условие диалога

  • Агацци Э. Научная объективность и ее контексты. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 688 с.
  • Бажанов В.А. Политические идеологии в свете современной нейронауки // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 1. С. 117–135. DOI: 10.5840/eps202259110
  • Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с.
  • Касавин И.Т., Лекторский В.А., Швырев В.С. Старый и новый рационализм // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты. М.: Наука, 2005. С.68–122.
  • Кошовец О.Б. Экономическое знание и власть: от научной объективности к технологиям имперсональности и социальному конструированию // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 1. С. 171–189.DOI: 10.5840/eps202259113
  • Лекторский В.А. Восприятие // Эпистемология классическая и неклассическая. М.: URSS, 2001. C. 121–127.
  • Лекторский В.А. Нуждается ли эпистемология в исследовании эмпирических фактов? //Философия науки и техники. 2021. Т.26. № 2. С.22–28. DOI: 10.21146/2413-9084-2021-26-2-22-28
  • Лекторский В.А. Трансформация эпистемологии: новая жизнь старых проблем // Эпистемология: перспективы развития. М., 2012. С.5–49.
  • Лекторский В.А. Философия перед лицом когнитивных исследований // Вопросы философии. 2021. № 10. С.5–17. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-10-5-17
  • Лисенкова А.А. Трансформация социокультурной идентичности в цифровом пространстве. Пермь: ПГИК, 2021. 286 с.
  • Смирнова Н.М. Феноменология в парадигме натуралистического поворота // Вопросы философии. 2021. № 12. С. 56–66. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-56-66
  • Труфанова Е.О. Истина, знание и реальность в эпоху «постправды» // Поиск истины как аксиологическая парадигма гуманитарного знания: прошлое, настоящее, будущее. Материалы по итогам VII Иоанновских научных чтений: сборник статей. М., 2018. С. 17–25.
  • Труфанова Е.О. Субъект и познание в мире социальных конструкций. М.: Канон+, 2018. 318 с.
  • Фролов А.В. Экзистенция и мир в цифровую эпоху // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2018. № 3. С. 18–30.
  • Фуллер С. Постправда: Знание как борьба за власть. М.: ВШЭ, 2018. 368 с.
  • Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 176 с.
  • Gergen K.J. Realities and Relationships: Soundings in Social Constructionism. Cambridge: Harvard University Press, 1994. 368 p.
  • Gergen K.J. Social Construction in Context. London: SAGE, 2001. 240 p.
  • Nguyen C.T. Echo Chambers and Epistemic Bubbles // Episteme. 2020. Vol. 17. No. 2. P. 141–161.
Еще
Статья научная