Эпитеты как одно из средств образной выразительности в прозе К. Паустовского
Автор: Бойко Н.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 11-4 (86), 2023 года.
Бесплатный доступ
Настоящая статья посвящена описанию функциональных и лингвометодических особенностей эпитета как средства образной выразительности в прозе К.Г. Паустовского, представленных на лексическом уровне и проявляющихся в использовании эпитета в качестве основного изобразительно-выразительного средства художественного языка.
Средства образной выразительности, к. паустовский, эпитет, проза
Короткий адрес: https://sciup.org/170201428
IDR: 170201428 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-11-4-162-164
Текст научной статьи Эпитеты как одно из средств образной выразительности в прозе К. Паустовского
Взгляд человека со временем на мир менялся, и изменение это изменило систему эпитетов: от общих, постоянных эпитетов перешла литература к передаче личной, субъективной изображаемой оценки реальности и отражению определения взгляда индивидуального на мир.
Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи: Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский и др. [2]. Однако, у науки нет до сих пор проработанной идеальной теории эпитетов, и нет терминологической единой системы для характеристики эпитетов различных типов. Вот почему иногда неоправданно понятие «эпитет» расширяется, потому что относят к нему любое прилагательное, имеющее определительные функции. Но, несмотря на это, прилагательные, которые представляют характеристики отличительные объекта и не дают его характеристик образных, не следует рассматривать как эпитет [1].
Поэтому эпитет является показателем не только стиля и направления, но и показателем определенного выражения средства образности. Для того чтобы определить функцию и характеристики лингвистические эпитетов как средства выражения образности, можно в качестве примера рассмотреть прозу К.Г. Паустовского.
Как показывают исследования, эпитеты, встречающиеся в произведениях
К.Г. Паустовского, могут классифицироваться с точки зрения структурных и грамматических характеристик и выражаются в первую очередь описанием словесным без зависимых слов: тоскливый день рождения, восхищенные курсанты, тихий рассвет, золотой свет, жалостливые старухи, жгучая вода, скрипучая калитка, глухой вечер, пустынный городок и др. [5].
Эпиты, которые имеют сложную структуру, т.е. в произведениях К.Г. Паустовского прилагательные представлены эпитетами, находящимися в соотношении между их компонентами в сочинительных видах связи, при этом части эпитетов равноправными считаются, например: обаятельно-добрый, стандартно-примитивный и др.; или противопоставленных, например: грустно-веселый, черно-белый, сладковато-горький, пугливо-любопытный, бодразаунывный и др.; или составляющие одного сложного качества, или подчинения, в этом случае первый компонент структуры отражает уточнение семантического содержания и конкретизирует смысл основной реализации опорного компонента: канареечно-желтый и др. [8].
В произведениях К.Г. Паустовского встречаются также поликорневые составные множественные эпитеты, состоящие из трех и более компонентов: «Чачиков предпочитал объясняться с ними на смешанном русско-греческо-французско-грузинском диалекте…». Как видно, ярко в эпитетных образованиях проявляется образная выразительность.
Также моделью распространенной является та, эпитет в которой выражается в особой форме глагола - причастии, имеющем зависимые слова, или без них, которое указывает, в первую очередь, на состояние субъекта, его динамику или психологическую значимость для качественных характеристик: удрученный несчастьем, старик послал Настю ухаживать за раненым (Кружевница Настя); окруженный любопытствующими курсантами, он долго разворачивал что-то твердое (Приказ по военной школе); посмотрела на встревоженное лицо Петрова (Белая радуга); холод вздрогнувших милых губ (Белая радуга); Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках (Телеграмма); останавливающие глаза (Астаповские пруды), растрепанный моторист с неизменным пучком пакли в руке (Уснувший мальчик). Причастные эпитеты могут передавать впечатление от объектов внешнего мира, увиденных персонажем произведения, а также естественные эмоции, соответствующие душевному состоянию героя: заглохшее русло Оки (Воитель), застоявшийся воздух (Телеграмма), растрепанные платаны в саду; разъяренная акула (Толя-капитан); мерцающий огонь (Кордон «273»), опустошенные осенью огороды (Ледостав), золотеющий край неба (Шиповник), позванивающая подо льдом речушка, дремлющий зимний день (Секвойя) и др. [7].
Довольно распространёнными являются эпитеты-наречия, которые, как правило, выполняют функцию мотивационных качественных прилагательных и придают различный спектр художественной речи экспрессивных оттенков действия: кричал пронзительно (Английская бритва), дышал хрипло (Белые кролики), художники-анималисты, бесподобно рисующие зверей (Робкое сердце), вода в озере тускло отсвечивала (Ночь в октябре), с дерева беззвучно сорвалась птица, снега тускло светили в окна; он вошел в дом, что-то смущенно бормоча (Снег), смущенно смотрел на бойца (Бабушкин сад).
Для того, чтобы в художественном тексте соединить антонимичные эпитеты, используются противительные союзы «а», «но» и т.д., например: умная, но сухая жизнь (Акварельные краски), изящные, но старомодные платья (Молитва мадам Бо-вэ); совсем не старинная, а очень современная шляпа (Бакенщик). В некоторых случаях антонимическая связь может быть достигнута за счет объединения эпитетов союзом «и»: леса, умирающие величаво и просто и др. Однородные эпитеты художественно синтезируют значение имен прилагательных, что способствует более всестороннему воображению и восприятию информации [6].
Эпитеты могут повторяться в текстах К.Г. Паустовского, так: «Насте было страшно говорить с женой Балашова. Ей было страшно в городской квартире, среди шелковых пыльных диванов, рассыпанной пудры, настойчивых телефонных звонков» (Кружевница Настя), а теперь сравним: «Нам грустно, что мы не в силах превратить это мимолетное осеннее утро в бесконечный шелест сухого золотого листа, в бесконечный блеск прохладных озер, в бесконечный хоровод легких, как дым, облаков» (Кордон «273»). Писателем используется повторяющийся эпитет «бесконечный» в значении «не имеющий конца, пределов» [4], чтобы объединить семантически различные понятия, усиливая тем самым чувство печали, вызванное неспособностью замедлить ход времени.
Кроме того, писатель использует часто в произведениях своих повторы эпитетов, характерные для языковых народных традиций, что способствует усилению эмоциональной выразительности и образным характеристикам изображаемых явлений в окружающей действительности, а также усилению выразительности художественного повествования в целом: «Когда придут эти времена для ее далекой-далекой, почти забытой страны!» (Молитва мадам Бовэ) [10; 3]; «У нас село широкое-широкое, над балкой» (Роза ветров); «…их край был знаменит с давних-предавних времен своими живописцами» (Акварельные краски) [9].
Следовательно, характеризуя эпитет, можно выделить его существенные характеристики: это образное определение предмета. Эпитет всегда субъективен, так
К.Г. Паустовского наблюдается использование нескольких (двух, трех и более) эпитетов как часть единства эпитетов, которые характеризуют объект эпитетации как в нем воплощается уникальность ми- весьма многопланово и разносторонне.
роощущения, присущая личности. В прозе
Список литературы Эпитеты как одно из средств образной выразительности в прозе К. Паустовского
- Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 2015. - 188 с.
- Веселовский А.Н. Из истории эпитета // Историческая поэтика. - М.,1989. - С. 59-65.
- Губанов С.А. Эпитет и его функционирование в // Вестник КемМГУ. - 2017. - №4. - С. 133-136.
- Загоровская О.В. О семантических различиях образных и экспрессивных единиц языка // Экспрессивность на разных уровнях языка. - Новосибирск: НГУ, 1984 - С. 74-80.
- Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 8 т. - М.: Художественная литература, 2016. - 877 с.
- Сивова Т.В. Взаимосвязь цвета, света и хронотопа в языке произведений К.Г. Паустовского: автореф. дисс. … канд. филол. наук. - Минск, 2018. - 31 с.
- Словарь языка К.Г. Паустовского / сост. Л.В. Судавичене. - М.: Просвещение, 2016. - 210 с.
- Фадеева Т.М. Сложный эпитет - ядерная единица художественного пространства в русском языке: дис.. докт. филол. - М., 2014. - 458 с. EDN: ARFRXZ
- Филиппова Е.Н. Свет и цвет в повестях К. Паустовского (Опыт практического анализа) // Цвет и свет в художественном произведении. - Сыктывкар, 1990. - С. 104-110.
- Чистякова И.Ю. Структура и функции описательных контекстов в художественной прозе К. Паустовского: автореф. дисс. … канд. филол. наук. - М., 1988 - 15 с.