Эрмитажное собрание Рембрандта как трансмедийный ресурс русской культуры

Бесплатный доступ

В русской поэзии восприятие Рембрандта долгое время представляло собой не интерпретацию отдельных произведений, но выводы из рассмотрения существовавших в России коллекций. Это было связано с противопоставлением «сценичного» искусства итальянских мастеров Рембрандту, в котором увидели гения интроспекции. Романтическая концепция природы, преломленная в разных видах творчества, потребовала воспринимать не сюжеты Рембрандта, а общие впечатления от эффектов его манеры, и поэтому случайно сложившиеся собрания стали определять ход сюжетов поэтических произведений. Поэзия, претендуя открыть тайну человеческой природы и непредсказуемости поступков, обращалась к таким перекличкам между произведениями внутри собраний, прежде всего Эрмитажного. Сюжеты произведений Лермонтова, Добролюбова, Брюсова, Пастернака, Поплавского становятся понятными, если увидеть в них трансмедийный экфрасис: описание не отдельных произведений, а общих впечатлений от посещения галереи, которое должно объяснить, как возможна интроспекция, отличающаяся от сюжетного самоанализа с его заранее определёнными паттернами. Таким образом, Рембрандт оказывается образцом подражания внутренней природе, отличающейся от внешней роли, что позволяет обновить миметическую теорию и соединить интуиции великого художника с особенностями понимания внутренней жизни в русской культуре.

Еще

Эрмитаж, рембрандт, русская поэзия, экфрасис, мимесис, трансмедийность, впечатления, интроспекция, жанры живописи

Короткий адрес: https://sciup.org/144160848

IDR: 144160848   |   DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10409

Список литературы Эрмитажное собрание Рембрандта как трансмедийный ресурс русской культуры

  • Бардовский И. Ф. Патриотический институт за 100 лет. Санкт-Петербург, 1913. 72 с.
  • Бенуа А. Н. Путеводитель по картинной галерее императорского Эрмитажа. Санкт-Петербург: Издание общины св. Евгении, 1911. 448 с.
  • Мальцева О. Шекспир, Шопен, Рембрандт и другие: Концепция гения в христианской парадигме Бориса Пастернака // Acta Polono-Ruthenica. 2016. Том 21. С. 205-216.
  • Поташова К. А. Эстетика света и поэтика контрастов в художественных системах Рембрандта и Лермонтова // Литературоведческий журнал. 2014. №. 35. С. 107-116.
  • Сурат И. З. Автопортрет, кувшин и мученик Рембрандт // Новый мир. 2017. № 10. С. 202-212.
  • Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения / ред. Т. Автухович. Siedlce, 2018. 703 с.
Статья научная