Эсхатологические смыслы «Мертвых душ» Н.В. Гоголя

Бесплатный доступ

Анализируются эсхатологические смыслы первого тома «Мертвых душ». Показывается, что всеобщее душевное омертвение, превращающее персонажей в бездуховную плоть, оказывается необходимым рубежом духовного воскрешения не только героев поэмы, но и всего русского мира. В его основе лежит превращение отъединенных друг от друга и потому неподвижных фигур во всеобщее и вечное вихревое движение Руси - «необгонимой тройки».

Эсхатология, омертвение души, ветхая оболочка, духовное воскрешение, богатырство

Короткий адрес: https://sciup.org/148166913

IDR: 148166913

Список литературы Эсхатологические смыслы «Мертвых душ» Н.В. Гоголя

  • Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем//Его же. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Изд-во «Правда», 1966. Т. 3.
  • Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М.-Л.: ОГИЗ, 1934.
  • Воропаев В.А. Мертвые души: кто они? О названии поэмы Н.В. Гоголя//Русская речь. 2002. № 3. С. 10-13.
  • Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 14 т. М.-Л.: АН СССР, 1937-1952.
  • Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя М.: ФЛИНТА, Наука, 2012.
  • Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997.
  • Данте Алигьери. Божественная Комедия/пер. М. Лозинского. М.: Изд-во «Правда», 1982.
  • Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск. ун-та, 1995.
  • Иваницкий А.И. Что могут означать «мертвые души» в поэме Гоголя?//Гоголь и славянский мир (Русская и украинская рецепции). Вып. 3. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2010. С. 161-170.
  • Иваницкий А.И. Сюжет «Мертвых душ» как барочная метафора//Двенадцатые Гоголевские чтения. Гоголь и традиционная славянская культура. Новосибирск: Новосиб. изд. Дом, 2012. С. 113-120.
  • Ивинский Д.П. К гоголевской типологии характеров: «галерея помещиков» в «Мертвых душах»//Русская словесность. 1997. № 6. С. 11-14.
  • Ковалева Ю.Н. Пейзаж и становление замысла «мертвых душ»//Пейзаж в русской литературе: материалы Всерос. науч. конф. Волгоград: 2000. С. 50-56.
  • Кривонос В.Ш. Порог и «пороговый» герой в поэме Гоголя «Мертвые души»//Известия РАН. Серия литературы и языка. 2008. Т. 67. № 3. С. 33-39.
  • Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит., 1978.
  • Монахов С.И. Жанрово-стилевые модели в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»//Русская литература. 2007. № 1. С. 24-46.
  • Полтавец Е.Ю. «Мертвые души» Н.В. Гоголя: Опыт комментированного чтения//Литература в школе. 1998. № 2.
  • Сазонова Л.И. Литературная родословная гоголевской птицы-тройки//Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 59. № 2. 2000. С. 23-30.
  • Смирнов А.С. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и романтическая ирония//Литературный текст: проблем и методы исследования. Вып. V: «Свое» и «чужое» слово в художественном контексте. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. С. 80-86.
  • Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л.: Наука, 1987.
  • Шагинян Р.П. Пафос «Мертвых душ» и его художественное воплощение//Проблемы поэтики. Ташкент: Фан, 1968. С. 40-50.
Еще
Статья научная