Эстетическая специфика невербальных компонентов речи в творчестве Е. Гротовского

Бесплатный доступ

Статья посвящена деятельности выдающегося театрального режиссёра Е. Гротовского. Раскрывая сущность специфического подхода Е. Гротовского к инструментам сценического воздействия и миссии актёра, автор статьи сопоставляет функции невербальной коммуникации в архаическом ритуале и экспериментальном театре Гротовского, приводит убедительные примеры из спектаклей Е. Гротовского, доказывающие, что катарсис, достигаемый за счёт сопричастности зрителя, чувственно подготавливается при использовании особой дыхательной техники: усиленное дыхание провоцирует эмоциональную девиантную речь. Автор указывает и на особую технику пластической и голосовой выразительности, направленную на создание «особых состояний», отличных от обыденных. Намеренное использование возможностей выразительности девиантной речи, в том числе невербальных, позволяет достигнуть в театре такого эффекта подлинности и исповедальности, который достигался в архаическом ритуале.

Еще

Театр и ритуал, невербальные компоненты речи, дыхание и голос, сценическая речь, тренинг е. гротовского

Короткий адрес: https://sciup.org/14489852

IDR: 14489852

Список литературы Эстетическая специфика невербальных компонентов речи в творчестве Е. Гротовского

  • Барба Э. Бумажное каноэ. Трактат о театральной антропологии. Санкт-Петербург: СПб ГАТи, 2008. 304 с.
  • Гротовский Е. От Бедного театра к искусству-проводнику. Москва: Артист. Режиссёр. Театр, 2003. 351 с.
  • Кузина Е.Е. Тренинг Гротовского: от физики к органике. Санкт-Петербург: СПб ГАТИ, 2008.
  • Лурия А.Р. Курс общей психологии: мышление и речь/МГУ им. М.В. Ломоносова; факультет психологии. Москва: изд-во МГУ, 1970.
Статья научная