Эстетические аспекты трансформации режиссёрской профессии

Бесплатный доступ

Статья посвящена эстетическим аспектам театральной режиссуры. В статье рассматриваются причинно-следственные связи в сфере динамики сценического искусства и трансформации режиссёрского творчества. Особо выделены моменты, касающиеся генезиса режиссёрской профессии. Через призму метакатегории «эстетическое» на конкретных примерах из театральной жизни современной России раскрываются тенденции ценностной переориентации режиссёров в пространстве двух эстетических систем - модерна и постмодерна. Осмысляются основные факторы активизации режиссёрского экспериментирования в границах различных театральных жанров - от драматического спектакля до современных перформансов. Подчёркивается социально-культурная значимость проблемы трансформации института театра как транслятора ценностей гуманизма в развлекательный центр, а также тенденции возрастания эгоцентрической мотивации в деятельности современных режиссёров.

Еще

Эстетика, эстетическое, театральное искусство, театр, перформанс, спектакль, режиссёр, театральные эксперименты

Короткий адрес: https://sciup.org/144160380

IDR: 144160380

Текст научной статьи Эстетические аспекты трансформации режиссёрской профессии

традиция включения театрального искусства в проблемное пространство эстетической мысли восходит, как известно, к культуре древней Греции и связана с именами великих драматургов и философов. в v—iv ве- ках до н.э. жанр трагедии утвердился благодаря творчеству Эсхила, софокла и еврипида, а комедия обязана своей популярностью ари-стофану. не вдаваясь в подробности развития театральной культуры в пору античности, форд александра серГеевна — аспирантка кафедры теории культуры, этики и эстетики социальногуманитарного факультета московского государственного института культуры

ForD aleKsanDra sergeevna — doctoral student of Department of the theory of culture, ethics and aesthetics, Faculty of social studies and Humanities, Moscow state institute of Culture

подчеркнём момент, существенный для темы данной статьи: отсутствие профессии режиссёра как интерпретатора пьесы и создателя художественного образа спектакля. организационные функции при подготовке и проведении спектаклей осуществляли либо сами драматурги, либо ведущий актёр, то есть исполнитель главной роли (протагонист).

лишь в конце Xiх века, в контексте обновления языков искусства, возникает и стремительно развивается театральная режиссура как специфический вид эстетической деятельности. и с первых лет становления этой творческой профессии обнаруживается её эсте-ти че ская сущ ность. со глас но а. ф. ло се ву, по сред ст вом ме та ка те го рии «эс те ти че ское» обо зна ча ет ся раз но об ра зие вы ра зи тель ных форм. создание же спектакля как зрелищноигровой формы культуры реализуется на основе коллективного творчества в соответствии с замыслом постановщика.

как пи шет м. м. Ши бае ва: «су ще ст вен ное значение искусства — воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни» [4, с. 115]. именно поэтому поиск средств оптимальной выразительности всех компонентов спектакля как объекта искусства носит одновременно и интеллектуальный, и эстетический характер. можно сказать, что одним из атрибутов режиссёрского мастерства является, го-во ря сло ва ми м. к. ма мар да шви ли, «эс те ти ка мышления», предполагающая культуру прочтения драматургического материала (пьесы или сценария) и художественный вкус постанов щи ка спек так ля.

«дифференциация и сложность современного общества порождает новую культурную ситуацию, когда на первый план выходит мно го об ра зие куль тур ных форм…» [1, с. 32]. естественно, что кардинальные изменения социально-культурного характера, а также трансформация эстетических систем влияют и на состояние режиссёрского искусства. как известно, первое поколение театральных ре жис сё ров — Г. крэг, к. с. ста ни слав ский, в. и. немировича-данченко, в. Э мейерхольд, а не мно го позд нее — е. б. вах тан гов и а. я.

таиров — творило в пору расцвета модерна. современная театральная режиссура испытывает на себе влияние эстетики постмодернизма и китча. отсюда и такая проблема, как изменение мотивации и творческих ориентиров в сфере режиссёрского искусства.

если в эпоху модерна усилия режиссёра были направлены на расширение спектра вы-ра зи тель но-изо бра зи тель ных воз мож но стей театрального искусства, то в реалиях постмодернизма многие спектакли отражают «вне-дре ние» в те ат раль ную прак ти ку прин ци па эсте ти че ско го плю ра лиз ма.

в период становления режиссёрской профессии большое значение придавалось уровню интеллектуальной культуры, эстетического сознания и творческого дарования постановщика. Эстетическая сущность его работы с пьесой, актёрами, сценографом и композитором проявляется в тех спектаклях или театрализованных массовых представлениях, которые имеют смысловую основу и яркую выраженность основной идеи. лишь при этом условии достигается тот эффект катарсиса, о котором размышлял в своих «поэтике» и «ри то ри ке» ари сто тель. од на ко уче ние древнегреческого философа о катарсисе, как и «эс те ти ка мыш ле ния» те ат раль ных ре жис сё-ров постепенно вытеснялись новыми установками и «веяниями моды» в пространстве информационного общества и массовой культу ры.

установки на самовыражение постановщика, на его самоутверждение в статусе ниспровергателя традиций классического искусства, а также на достижение любыми выразительными средствами не катарсиса, а эстетического и психологического шока оказывают в последние годы большое влияние на театральную жизнь в мире, в том числе и в россии.

в то же время нельзя отрицать и того, что отмеченные установки современных режиссёров привели к различным экспериментам в области театрального искусства в соответствии и с духом неклассической эстетики, и с товарно-рыночной стихией, охватившей и сферу досуга. ряд театральных критиков объяс- няют разнообразие экспериментальных про-ек тов на на ча лах эс те ти че ской «все яд но сти» тем, что каждый индивид воспринимает реальность так, как он её чувствует и выражает эстетическими средствами свой взгляд на ряд открытых вопросов. соответственно, и объективной позиции по отношению к каждому предмету искусства не может быть, все очень субъективно, а потому режиссёр имеет право на любую трактовку пьесы.

кро ме то го, ре жис сёр ско-экс пе ри мен та-торский «бум» связан с тем, что в последнее время сценическое искусство не пользуется прежней популярностью, поэтому для привлечения внимания к постановкам многие художественные руководители современных театров пошли на такой эксперимент, как приглашение к участию в постановках людей смежных профессий, чаще — режиссёров театрализованных представлений. так, модный дизайнер андрей бартенев был приглашён в те атр «от кры тая сце на» для по ста нов ки перформанса по классическому произведению а. п. Че хо ва «три се ст ры». Этот спек такль был также представлен на фестивале театрального искусства «золотая маска» 9 и 10 апреля 2013 года и сразу обнаружил несовпадение с традиционным представлением о пьесах а. п. Чехова. здесь сцена — это не классический чёрный, а полностью белый кабинет. все го 20 уча ст ни ков, раз гра ни чен ных по половому признаку. они явно никак не отождествляются с героями пьесы. они практически полностью обнажены, на них однотонное красное белье, они либо вместе, либо чередуются друг с другом в этом едином белом пространстве. своей экспрессивной пластикой они явно хотят донести до зрителя некую мысль. мысль становится понятной только после интервью с художником. оказывается, этот спектакль-перформанс есть не что иное, как семь новелл о том, как бы могла сложиться судьба сестёр в современном мире. в главных ролях не профессиональные актёры, а «друзья по цеху» режиссёра-постановщика данного перформанса — это известная мировая модель данила поляков, чемпионка евро- пы по уличному танцевальному направлению hip-hop ирина малая и так далее. и хотя действие длилось всего сорок пять минут, равнодушным из зала не выходил никто.

возможно, такого рода театральные эксперименты, когда на классических театральных подмостках демонстрирует свои фантазии человек нетеатральной профессии, а играют в данном представлении непрофессиональные актёры, и есть эклектика, что характерно для постмодернистского пространства. как от ме ча ет учё ный н. б. мань ков ская: «и если можно говорить о системе деконструкции в эстетике, то ею станет принципиальная аси сте ма тич ность, не за вер шён ность, от кры-тость конструкции, множественность языков, рождающая миф о мифе, метафору метафоры, рассказ о рассказе, перевод перевода» [2, с. 25].

Этот пример приводит к мысли о возникновении эстетического дисбаланса между многовековой традицией функционирования театра как привлекательного и эффективного института приобщения зрителя к художественным ценностям и использованием его в наши дни в качестве одного из центров развлечений и источников кассовых доходов. если раньше трактовка пьесы и её образное воплощение на сцене в соответствии с постановочным планом режиссёра рождали у зрителя установку на мимесис, то есть стремление подражать благородным персонажам, и вызывали чувство катарсиса, то сейчас очень часто возникает реакция психологического шока или «драй ва».

ещё одной эстетической особенностью жизни многих современных театров является то, что в целях привлечения зрителя усиливается зрелищная компонента спектакля. при этом речь идёт не столько о том, чтобы средствами синтетического искусства театра выразить основную мысль, влияющую на зри тель ское вос при ятие дей ст ви тель но сти, сколько о красочных эффектах актёрского существования на сцене. так, например, на фес ти ва ле те ат раль но го ис кус ст ва «зо ло тая маска» в москве был представлен пластиче- ский спектакль начинающего хореографа и постановщика дениса бородицкого с впечатляю щим на зва ни ем «мне жаль, что вы ме ня не по ня ли». пла сти ка ка ж до го ак тё ра вы ра жа ла стремление к красоте и идеалу, пары встречались, сливались в страстных па и разбегались, но главная мысль, которую хотел донести режиссёр, — это, чтобы не происходило вокруг, всегда слушай свою душу.

одной из характерных черт современной режиссуры является и концепт самовыражения посредством субъективной, подчас па-ро ди рую щей ин тер пре та ции клас си че ской дра ма тур гии. на сме ну прин ци пу к. с. станиславского — «люби искусство в себе, а не себя в искусстве» — пришла эстетизация режиссёрского эгоцентризма: на первый план выходят собственные чувства и эмоции, перекрывая объективное восприятие реальности.

инноватика в сфере режиссёрской деятельности обнаруживается и в тенденциях отношения к вопросу об актёрском творчестве. если ещё в прошлом веке артистическое начало в значительной мере определяло успех театральной постановки, то в век инновационных технологий феномен актёрского ансамбля, объединённого творческой сверхзадачей, ушёл на второй план, а на первый вышли достижения технического характера. примером тому служит следующий факт. во франции в средневековой крепости в нормандии Шато-Гайар был сыгран спектакль без единого актёра. Это был спектакль, построенный только на технических эффектах. если бежали кони, то это был топот копыт и тени от стада на замке, светодиодами была спроецирована гроза, лил ливень, кто-то бежал защищать крепость — мы слышим этих людей, ощущаем их присутствие, но в реальности их нет. атмосфера спектакля создаётся исключительно за счёт сценографических и звуковых технологий, а не благодаря самой пьесе и актёрской игре.

Эс те ти че ская пе ре ори ен та ция ха рак тер на и для режиссёров массовых зрелищ, популярность которых возросла в связи с активизацией политических акций в виде митингов и шествий, а также различных форм реконструкций исторических событий. усиливаются тенденции карнавализации и театрализации, дающие участникам иллюзию свободы.

как отмечает известный режиссёр и. Г. Ша-ро ев: «вы стро ить еди ный пла сти че ский об раз — спектакль — это значит создать конструкцию, где каждый самостоятельно существующий действенный элемент находится в соответствии и взаимодействии с другими элементами и, следовательно, с динамической конструкцией в целом, определяющей место и функцию каждого элемента в отдельности» [3, с. 139]. на самом же деле все, что происходит во время театрализованных представлений, даже любая импровизация, — это тща-тель но спла ни ро ван ная им про ви за ция.

отрадно, что, несмотря на влияние инновационных технологий, без режиссёра на пло-щад ке вы страи ва ние «им про ви зи ро ван ных» сцен фактически невозможно. в этом и есть спе ци фи ка ре жис сёр ской про фес сии.

Список литературы Эстетические аспекты трансформации режиссёрской профессии

  • Воеводина Л.Н. Философия культуры в эпоху постсовременности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С 29-35.
  • Маньковская Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма) / Российская академия наук, Институт философии. Москва: ИФРАН, 1994. 25 с.
  • Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник для студентов театральных высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. Москва: РАТИ-ГИТИС, 1992. 432 с.
  • Шибаева М.М. Русская эстетика: опыт исканий и обретений: учебное пособие / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2012. 115 с.
Статья научная