Эстетические функции ремейка: от технического приема до обновления художественности

Автор: Воеводина Лариса Николаевна, Гуркина Мария Ивановна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Философия культуры

Статья в выпуске: 5 (79), 2017 года.

Бесплатный доступ

В сфере научных исследований на сегодняшний день отсутствует единство в оценке эстетической значимости ремейка. Одни констатируют его негативное влияние на состояние искусства, связывая с коммерческим пафосом потребления, другие, принимая неизбежность деконструкции текстов и смыслов в современной культуре, констатируют его наличие, третьи, в попытке избежать полемики с традиционной эстетикой, вводят новые концепты, противопоставляемые понятию «ремейк», в частности, такие, как «реинтерпретация», «реконцептуализация». Распространено мнение, что ремейк - всего лишь повтор оригинала и поэтому не может претендовать на самодостаточный онтологический статус художественного произведения, а следовательно, не является художественным объектом. Тем не менее на практике существует прецеденты, когда ремейки превосходили свои «оригиналы» по художественным качествам, а в поле эстетических исследований ремейк признан как характерная для постмодернистского мышления форма. В данной статье выявляется эстетическая сущность данных процессов и обусловленных ими художественных приёмов, отмечается, что ремейк, пройдя тернистый путь обвинений в ангажированности, коммерциализации, китче и т.п., стал повсеместным явлением цифровой среды, так как его сущность совпала с фундаментальным принципом эпохи - обновлением. Возможно, это и стало решающим фактором трансформации и эволюции самого ремейка от пастиша и эстрады к горизонтам «высокого искусства». Вместе с индустрией звуко - и видеозаписывающих устройств ремейк прошёл эволюцию от технического приёма до творческого принципа и метода художественного мышления.

Еще

Эстетика, постмодернизм, художественная культура, ремейк, искусство цифровой эпохи

Короткий адрес: https://sciup.org/144160738

IDR: 144160738

Список литературы Эстетические функции ремейка: от технического приема до обновления художественности

  • Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. и вступ. ст. Наталии Автономовой. Москва: Ad Marginem, 2000. 511 с.
  • Кондаков И. В. Культура России: краткий очерк истории и теории: учебное пособие по специальности «Культурология». Москва: Университет, 2008. 356 с.
  • Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / сост. Р. Г. Григорьева. Санкт-Петербург: Академический проект, 2002. 543 с.
  • Подорога В. А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы: в 2 томах. Том 1. Москва: Культурная революция; Логос, Logos-altera, 2006. 688 с.
  • Прайд В., Медведев Д. Феномен NBIC-конвергенции: реальность и ожидания // Философские науки. 2008. № 1. С. 97-116.
  • Хайдеггер М. Исток художественного творения: избранные работы разных лет / [пер. с нем. Михайлова А. В.]. Москва: Академический Проект, 2008. 527 с.
  • Loock K., Verevis C. Film Remakes, Adaptations and Fan Productions: Remake/Remodel. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012. 272 p.
  • Remake Television. Reboot, Re-use, Recycle. Edited by Carlen Lavigne. Lexington Books, 2014. 363 p.
  • Transnational Television Remakes. Edited by Claire Perkins, Constantine Verevis. Routledge, 2016. 126 p.
Еще
Статья научная