Эстетическое и чувственное, или почему искусство часто сравнивают с вином

Автор: Шоломова Т.В.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 9, 2023 года.

Бесплатный доступ

В данной статье на основании известного сравнения восприятия искусства с восприятием вина, предложенного М. Фридлендером, рассмотрены действительно существующие для подобного сравнения основания. Сегодня вино и искусство являются предметом инвестиций и на рынке ведут себя примерно одинаково, отличаясь сходной волатильностью, нуждаясь в подтверждении провенанса, поддержке со стороны экспертов, становясь жертвой фальсификаторов и т. п. Но самая интересная область для сравнения - это область восприятия элитных вин и наиболее выдающихся произведений искусства. Эмпирические исследования показывают, что невозможно отличить одно превосходное от другого превосходного как в области чувственного, так и в области эстетического. Но эта несравнимость несравненного, которую современная наука понимает как открытие, эстетике было известно как минимум во времена Э. Берка. Современная культурная ситуация отличается тем, что результаты частных вкусовых предпочтений оказывают влияние на экономические процессы.

Еще

Искусство, культура виноделия, вино, знаточество, арт-рынок, волатильность, провенанс, эстетическое восприятие, чувственное восприятие

Короткий адрес: https://sciup.org/149144065

IDR: 149144065   |   DOI: 10.24158/fik.2023.9.9

Список литературы Эстетическое и чувственное, или почему искусство часто сравнивают с вином

  • Барабаши А.-Л. Формула: универсальные законы успеха: что наука говорит о причинах успеха и неудач / пер. с англ. З. Мамедьярова. М., 2020. 327 с.
  • Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / пер. с англ. Е.С. Лагутиной; общ. ред., вступ. статья и коммент. Б. В. Мееровского. М., 1979. 237 с.
  • Джонсон Х. История вина / пер. с англ. М., 2004. 480 с.
  • Кант И. Критика способности суждения // Cочинения: в 8 т. / под общ. ред. проф. А.В. Гулыги. М., 1994. Т. 5. 414 с.
  • Конифф Р. Естественная история богатых: полевые исследования / пер. с англ. М. Леоновича. Екатеринбург, 2006. 457 с.
  • Мельтцер П.А. Ключ к винному погребу. Составление винных коллекций. Инвестиции в вино / пер. с англ. М., 2008. 256 с.
  • Соколин У. Текучие активы: вино как объект для инвестиций – выгодных и приятных / пер. с англ. М. Васянина. М., 2006. 191 с.
  • Фридлендер М. Знаток искусства / пер. В. Блоха; под ред. Б. Виппера. М., 1923. 43 с.
  • Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве / пер. с нем. М. Ю. Кореневой. СПб., 2001. 205 с.
  • Lenain T. Art Forgery: The History of a Modern Obsession. Londers, 2011. 384 p.
  • Provenance research today: Principles, practice, problems / ed. by Arthur Tompkins. London, 2020. 225 p.
  • Salisbury L., Sujo A. Provenance: How a Con Man and a Forger Rewrote the History of Modern Art. New York, 2014. [Without Pagination].
Еще
Статья научная