Эстетическое в контексте онтологического постижения: опыт феноменологического видения
Автор: Думинская Марина Викторовна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 2, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с аналитикой эстетического с позиций онтологического и феноменологического подходов. В контексте онтологического подхода эстетическое понимается как модус бытия человека. Актуализируется проблема разработки и применения особого методологического инструментария для его целостного постижения. В качестве одного из его структурных компонентов предложен феноменологический метод, который позволяет раскрыть эстетическое как процесс, основными характеристиками которого являются незавершенность, цикличность, со-бытийность. Эстетическое со-бытие выступает механизмом разворачивания эстетической процессуальности. На основе опыта феноменологического описания в структуре эстетического процесса выделены первичный и вторичный циклы, раскрыты фазы и условия их осуществления, показана динамика усложнения структуры во вторичном цикле. В работе наиболее развернуто представлено феноменологическое описание фаз вторичного цикла. Художественное творение рассматривается как одна из возможных модификаций со-творческого акта, воспроизводимая в бесконечной цели потенциальных художественно-эстетических перерождений. Зафиксированы условия непрерывности осуществления процесса со-бытийной эстетизации и основные траектории ее осуществления (линейная и круговая), которые постоянно сменяют друг друга, образуя спиралевидную конфигурацию эстетического процесса. Показано, что опыт феноменологического видения раскрывает онтологическое пространство эстетической со-бытийности как многомерное, модальное, постоянно обновляемое и преобразуемое в актах эстетизации. Сделан вывод о том, что осмысление эстетического бытия как целостного процесса позволяет объединить описание его различных онтологических режимов в едином поле рассмотрения с учетом равнозначности субъективных начал (творец, творение и сотворец), включенных в процесс эстетизации.
Онтология эстетического, модальная онтология, эстетическая процессуальность, эстетическая событийность, онтологическая эстетика, цикличность, творение, феноменологическое видение
Короткий адрес: https://sciup.org/149134103
IDR: 149134103 | DOI: 10.24158/fik.2020.2.1
Список литературы Эстетическое в контексте онтологического постижения: опыт феноменологического видения
- Лишаев С.А. Эстетика Другого: монография. Самара, 2000. 366 c
- Мёдова А.А. Онтология модальности: дис. … д-ра филос. наук. Красноярск, 2015. 326 с
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / пер. с нем. А.В. Михайлова. Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999. 336 с
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / пер. с нем. А.В. Михайлова. Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999. С. 63.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / пер. с нем. А.В. Михайлова. Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999. С. 22, 74.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления / пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб., 1998. 315 с
- Конашкова А.М. Методологические основания феноменологической онтологии: архитектоника смысла бытия: дис.... канд. филос. наук. М., 2007. 182 с
- Радеев А.Е. Значение идей Л.С. Выготского для современной эстетики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 2, № 3. С. 108-123
- Радеев А.Е. "Художественный треугольник" и варианты его преодоления // Там же. 2011. Т. 2, № 3. С. 182-183
- Радеев А.Е. Значение идей Л.С. Выготского для современной эстетики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 2, № 3. С. 121.
- Радеев А.Е. Значение идей Л.С. Выготского для современной эстетики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 2, № 3. С. 120-121.
- Радеев А.Е. "Художественный треугольник" и варианты его преодоления // Там же. 2011. Т. 2, № 3. С. 184.
- Радеев А.Е. "Художественный треугольник" и варианты его преодоления // Там же. 2011. Т. 2, № 3. С. 181.
- Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб., 2001. 334 с
- Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное / сост. и пер. с фр. В.Е. Лапицкого. СПб., 2004. 128 с
- Думинская М.В. Онтологические особенности эстетически сотворенной целостности // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 22-29
- Хайдеггер М. Исток художественного творения / пер. с нем. А.В. Михайлова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков: трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 264-312
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина. М., 1974. 392 с
- Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / пер. с нем. Ю.Н. Попова. СПб., 2000. 272 с