Эстетика и трагедия революции: взгляды Георга Лукача в "московский" период 1930-х годов
Автор: Павлов П.В.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Художественная культура: история и современность
Статья в выпуске: 1 (87), 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена осмыслению диалектики революции в эстетических работах Георга Лукача 1930-х годов. В отличие от «ультрареволюционного» мессианства «Истории и классового сознания», в московский период своего творчества Лукач обращается к проблеме трагедии революции, предлагая «шекспировский» взгляд на революционную драму. Важное место в работах «московского» Лукача занимает поиск «среднего пути» в истории культуры, который преодолевает крайности исторической эпохи и открывает возможность «взаимного понимания». Этому поиску посвящена, в частности, его фундаментальная работа «Исторический роман». Особое внимание в статье автор уделяет эссе Лукача «“Гиперион” Гельдерлина», в котором рассматриваются мировоззренческие позиции Гельдерлина и Гегеля как выражение двух противоположных стратегий осмысления Французской революции и постреволюционной действительности (термидора). Показано, что через осмысление этих двух стратегий Лукач пытается понять современную ему трагическую действительность 1930-х годов.
Георг лукач, гельдерлин, гегель, эстетика, трагедия, история, диалектика, революция, термидор
Короткий адрес: https://sciup.org/144161259
IDR: 144161259
Список литературы Эстетика и трагедия революции: взгляды Георга Лукача в "московский" период 1930-х годов
- Андерсон П. Исторический роман: от прогресса к катастрофе // Лукач Г. Исторический роман. Москва.: Commonplace, 2014. С. 9-42.
- Гольдман Л. Лукач и Хайдеггер. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2009. 292 с.
- Жижек С. 13 опытов о Ленине / [пер. с англ. А. Смирнов]. Москва: Ad Marginem, 2003. 255 с.
- Лифшиц Мих. Что такое классика?: онтогносеология, смысл мира, «истинная середина». Москва: Искусство - XXI век, 2004. 512 с. (Философские тетради)
- Лукач Г. «Гиперион» Гельдерлина // К истории реализма. Москва: Гослитиздат, 1939. С. 40-58.