Этические и образовательные идеалы в философской социологии знания Макса Шелера

Автор: Никулина Ольга Вячеславовна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 12, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется учение М. Шелера о трех видах знания - позитивном, нацеленном на достижение прагматических целей; сущностном, образовательном, направленном на развитие личности; метафизическом, спасительном, устремленном к постижению высшей основы бытия. Обосновывается, что идеалами указанных видов познания являются ученый, мудрец, святой. Цель ученого - получение естественно-научных и социально-гуманитарных знаний для использования вещей и господства над людьми. Цель мудреца - постижение сущностной структуры мироздания. Сущностное знание он преобразует в образовательное знание, создавая тем самым основу для формирования личности. Цель святого - получение метафизического знания об Абсолюте, которое становится спасительным знанием. Подчеркивается, что в исторической перспективе М. Шелер выдвигает образовательный идеал «всечеловека» как свободного всестороннего самоформирования личности. Достижение идеала «всечеловека» в современности философ связывает с процессами «уравнивания» физических, психических и духовных особенностей, присущих индивидам и группам; национальных, этнических, расовых и гендерных различий; менталитетов, культурных особенностей народов, стран и континентов; капитализма и социализма и т. д.

Еще

Бытие, человек, ценности, феноменология, социология знания, философская антропология, позитивное знание, сущностное знание, метафизическое знание,

Короткий адрес: https://sciup.org/149134746

IDR: 149134746   |   DOI: 10.24158/fik.2020.12.4

Текст научной статьи Этические и образовательные идеалы в философской социологии знания Макса Шелера

Сущность человека М. Шелер усматривал в его неукорененности в бытии, незавершенности в мире, вечном становлении. Человеку свойственна «коварная двусмысленность»: с одной стороны, он принадлежит «царству природы» и связан с естественными процессами, с другой -способен осуществлять «духовные акты», трансцендировать за пределы своего наличного бытия. Фундаментальные характеристики человека не определяются природными инстинктами, как это свойственно животному. В нем встречаются и соединяются два атрибута бытия - «порыв» и «дух», которые находятся в противоречивом единстве. Мощный, но слепой энергетически-ви-тальный «порыв» и зрячий, но слабый содержательно-смысловой «дух» манифестируют себя в эволюции жизни и истории общества. Становление человека и Бога взаимно предполагают друг друга [2, с. 181–182, 191].

Рассматривая человека как культурное существо, ориентированное на высшие ценности, М. Шелер раздвигает узкие горизонты классической антропологии. Человек не только познает, но и переживает, ему присущ не только дух, но и тело. Основоположник современной философской антропологии исходит из приоритета любви над познанием и действием. Изначально человек проявляет себя как «любящее существо» (ens amans) и только потом как «познающее существо» (ens cogitans) и «волящее существо» (ens volens). Тем самым человек строит свой ценностный микромир, неразрывно связанный с ценностным макромиром всего космоса [3, с. 341, 351– 358]. Ценности имеют собственное бытие и доступны людям через чувствование.

Человек является исходным и конечным пунктом исследования и в философской социологии знания М. Шелера. Антропологичность его учения об обществе заключается в понимании социума как мира, создаваемого людьми по своему образу и подобию [4, с. 265–266]. Всякое познание, утверждает немецкий мыслитель, может осуществляться только на основе феноменологии – особой когнитивной установки духовного созерцания, проявляющей себя в конкретных актах переживания, при непосредственном контакте с самими «вещами» [5, с. 198–199]. М. Шелер выделяет три вида знаний, которых способны достигнуть люди: во-первых, знание ради достижения или господства ; во-вторых, сущностное , образовательное знание; в-третьих, метафизическое , спасительное знание. Каждое из них служит познанию, преобразованию или постижению определенной сферы бытия: совокупности вещей , формы человека , сущности Абсолюта [6, с. 58–68].

Истоком первого вида знания служат специальные позитивные науки , результаты которых широко применяет цивилизация западного типа. Его высшая цель заключается в открытии законов пространственно-временных связей вещей и явлений, которые используются для контроля над силами природы и регулирования отношений между людьми.

Второй вид знания, которое формируется посредством «первой философии», направлен на изучение бытия и сущностной структуры природы и человека. Его главная цель состоит в том, чтобы ответить на вопрос, что такое физическое тело, живое существо, человек и мир в целом. Этот вид знания, способствующий формированию личности и развитию культуры, стремится выявить сущностные характеристики самого бытия, дать ответы на вопросы, что такое мышление, любовь, истина, красота и т. д. [7, с. 5–13].

Установка на обладание и контроль над объектами природы и людьми сменяется здесь установкой на сущностное открытие первофеноменов и идей мироздания для гармоничного устройства человека и его мира. Это «разумное познание», которое отличается от «рассудочного познания», используемого в первом виде знания. Источником второго вида знания, которое является результатом метафизического постижения бытия, служит любовь к идеальным сущностям и абсолютным ценностям, которые «проглядывают» сквозь природу и человеческую самость. Если эта цель достигнута, предметное сущностное знание становится образовательным знанием индивидов и групп людей. Оно формируется на основе одного или нескольких хороших образцов, включается в систему образования, а затем становится всеобщим правилом познания всех фактов возможного опыта [8, с. 22, 37–38].

Основой третьего вида знания, которое соединяет результаты позитивных наук, изучающих окружающую действительность, мудрость «первой философии», устремленной к сущности мира, и достижения аксиологии, стремящейся постигнуть высшие ценности, служит сущностная онтология мира и человеческой самости. Метафизическое знание об Абсолюте необходимо для духовного мира человека, подчеркивает немецкий мыслитель, поскольку «личность… есть индивидуальное уникальное самососредоточение божественного духа» [9]. Если его влияние на людей ослабевает, самосознание заполняется идолами и фетишами, и тогда пустым становится духовный центр индивида.

Эти три вида знания возникают в обществе на стадии цивилизации, сосуществуют на всем протяжении его развития и не могут быть сведены друг к другу, считает философ. Ни один из них не будет когда-либо изжит или заменен другим. Все виды познания в соответствии со своими гносеологическими и аксиологическими задачами формируют идеальные типы личностей, в качестве которых выступают ученый , мудрец , святой [10].

Указанные типы личностей, по М. Шелеру, являются этическими идеалами данных видов познания. Так, главная цель ученого – получение нового знания, включение его в систему естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, на основе которых осуществляется использование вещей и контроль над людьми. Главная цель философа – познание бытия на основе открытия первофеноменов и идей мира, постижение сущностной структуры мироздания. Сущностное знание он преобразует в образовательное знание, создавая основу для процесса само- формирования личности. Главная цель святого – достижение метафизического знания об Абсолюте, которое через любовь человека к другим людям, Богу и всему миру становится спасительным знанием. Святость – абсолютная ценность, которая находится на вершине иерархии ценностей. Немногие праведники, святые, чистые и цельные натуры служат мерилом духовного роста индивидов, показывают назначение их существования.

В исторической перспективе М. Шелер выдвигает образовательный идеал «всечеловека» как свободного всестороннего самоформирования личности [11, с. 105–106]. Это образ будущего человека, который не может быть результатом только природного развития. Речь идет о формировании тех ценностных качеств людей, которые доступны их духу и воле. В абсолютном смысле «всечеловек» представляет собой идею человека, в бесконечной форме и конечном многообразии раскрывающего все свои сущностные возможности. Этот идеал далек от людей, живущих обычной жизнью, как далек от них Бог. В относительном смысле для каждой исторической эпохи существует доступный максимум «всечеловечности», предполагающий участие в высших формах человеческого бытия. Достижение идеала «всечеловека» в условиях современности философ связывает с процессами «уравнивания» физических, психических и духовных особенностей, присущих индивидам и группам; национальных, этнических, расовых и гендерных различий; менталитетов, культурных особенностей народов, стран и континентов; капитализма и социализма и т. д. В будущем человек посредством духа и сердца сможет вернуть себе контроль над демонией овеществленных сил для спасения всего человечества и осмысленной реализации ценностей [12].

Результатом этого процесса, приходит к выводу М. Шелер, может стать всестороннее и целостное мировоззрение личности через получение и усвоение образовательного и других видов знания, которые определяют структуру упорядочивания и осмысления фактов возможного опыта людей.

Ссылки:

  • 1.    Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. М., 1994. С. 70–97.

  • 2.    Шелер М. Положение человека в космосе // Там же. С. 129–193.

  • 3.    Шелер М. Ordo amoris // Там же. С. 339–377.

  • 4.    Малинкин А.Н. Философская социология Макса Шелера // Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы / отв. ред. Д.Ю. Дорофеев. СПб., 2011. С. 256–281.

  • 5.   Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. С. 195–258.

  • 6.   Шелер М. Проблемы социологии знания / пер. с нем. А.Н. Малинкина. М., 2011. 320 с.

  • 7.  Шелер М. Философское мировоззрение // Шелер М. Избранные произведения. С. 3–14.

  • 8.   Шелер М. Формы знания и образование // Там же. С. 15–56.

  • 9.    Там же. С. 34.

  • 10.    Малинкин А.Н. Указ. соч. С. 269.

  • 11.    Шелер М. Человек в эпоху уравнивания // Шелер М. Избранные произведения. С. 98–128.

  • 12.    Там же. С. 107–108.

Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична

Список литературы Этические и образовательные идеалы в философской социологии знания Макса Шелера

  • Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. М., 1994. С. 70-97.
  • Шелер М. Положение человека в космосе // Там же. С. 129-193.
  • Шелер М. Ordo amoris // Там же. С. 339-377.
  • Малинкин А.Н. Философская социология Макса Шелера // Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы / отв. ред. Д.Ю. Дорофеев. СПб., 2011. С. 256-281.
  • Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. С. 195-258.
  • Шелер М. Проблемы социологии знания / пер. с нем. А.Н. Малинкина. М., 2011. 320 с.
  • Шелер М. Философское мировоззрение // Шелер М. Избранные произведения. С. 3-14.
  • Шелер М. Формы знания и образование // Там же. С. 15-56.
  • Там же. С. 34.
  • Малинкин А.Н. Указ. соч. С. 269.
  • Шелер М. Человек в эпоху уравнивания // Шелер М. Избранные произведения. С. 98-128.
  • Там же. С. 107-108.
Статья научная