Этические вопросы ксенотрансплантации в свете религиозных воззрений

Автор: Шарифова Р. А., Аль Брейзат А. Х. С., Каабак М. М., Масликова У. В., Яремин Б. И.

Журнал: Вестник медицинского института "РЕАВИЗ": реабилитация, врач и здоровье @vestnik-reaviz

Рубрика: Донорство и трансплантация органов и тканей

Статья в выпуске: 1 (55), 2022 года.

Бесплатный доступ

Трансплантология позволяет уверенно спасать жизни ранее обречённых пациентов. К сожалению, у этого колоссального достижения человеческого прогресса есть проблемная сторона - дефицит донорских органов. Решить ее могло бы использование органов животных. В настоящее время вопросы ксенотрансплантации снова получили актуальность после выполнения в 2021 году экспериментальной ксенотрансплантации почки генетически модифицированной свиньи, в 2022 году - ксенотрансплантации сердца. Эта практика порождает ряд этических вопросов. Этично ли подвергать риску человечество, спасая одного человека? Этично ли ограничивать гражданские права ксенореципиенту? Создаст ли ксенотрансплантация ещё один повод для дискриминации? Можно ли считать создание ксенохимер недопустимым вмешательством в Божественный план с религиозной точки зрения? Этично ли использование высших животных в целях ксенотрансплантации? Не создаст ли рост числа ксенотрансплантаций риска идентичности человеческого рода? Создаст ли ксенотрансплантация новые вопросы справедливой аллокации органов? Проанализированы источники ученых богословов, относящихся к основным авраамическим религиям по указанной тематике. Рассмотрение теологических подходов к предъявляемым ксенотрансплантацией новым этическим проблемам не позволяет обнаружить единства мнений. Тем не менее, по мере конкретных клинических успехов этого нового раздела медицинской науки будет совершенствоваться отношение к ней общества, религиозных лидеров и рядовых верующих. С индивидуальной точки зрения иудаизм не возражает против ксенотрансплантации для продления и спасения человеческой жизни, даже в случае некошерных животных с генетическими модификациями. Сохранение жизни перевешивает другие ценности почти без исключения. Ксенотрансплантация, даже от свиньи, приветствуется как поддерживающее жизнь медицинское вмешательство с еврейской этической точки зрения большинством авторов. В христианстве мотивацией является попытка следовать примеру Иисуса Христа, приносящего исцеление всем нуждающимся. Хотя физиологическое исцеление важно, конечной целью является общее благополучие человека, которое требует духовного, психического и социального благополучия в дополнении к физическому здоровью. Самым верным обобщающим замечанием об исламских биоэтических взглядах на ксенотрансплантацию было бы то, что, учитывая состояние науки, окончательное этико-правовое определение остаётся неоднозначным, однако в целом ксенотрансплантация как средство спасения жизни человека может быть приемлемой.

Еще

Ксенотрансплантация, биомедицинская этика, религия

Короткий адрес: https://sciup.org/143178374

IDR: 143178374   |   DOI: 10.20340/vmi-rvz.2022.1.TX.1

Список литературы Этические вопросы ксенотрансплантации в свете религиозных воззрений

  • Tisato V, Cozzi E. Xenotransplantation: An Overview of the Field. In: Costa C, Manez R, eds. Xenotransplantation: Methods and Protocols. Totowa, NJ: Humana Press; 2012:1-16.
  • Nuffield Council on Bioethics. Animal-to-Human Transplants: The Ethics of Xenotransplantation. London: Nuffield Council on Bioethics; 1996.
  • Cooper DKC, Gaston R, Eckhoff D, et al. Xenotransplantation-the current status and prospects. Br Med Bull. 2017;125:5-14.
  • Vincent DE, Anker AE, Feeley TH. Religion and the decision to donate organs: Exploring the potential role of religious leaders. J Community Appl Soc Psychol. 2011;21:312-328.
  • Randhawa G, Neuberger J. Role of religion in organ donationdevelopment of the United Kingdom faith and organ donation action plan. Transplant Proc. 2016;48:689-694.
  • Grosse HW. Xenotranslantation from a Christian-ethical perspective. Altex. 2003;20:259-269.4.
  • Wachholtz AB. Bioethics of xenotransplantation: Three Religious Perspectives. https://escholarship.umass-med.edu/psych_pp/540. Accessed February 12, 2018.
  • Sautermeister J, Mathieu R, Bogner V. Xenotransplantation theological-ethical considerations in an interdisciplinary symposium. Xenotranspl. 2015;22:174-182.
  • Mathieu R. Jewish ethics and xenotransplantation. Xenotranspl. 2016;23:258-268.
  • Sautermeister J. Xenotranslantation from the perspective of moral theology. Xenotranspl. 2015;22:183-191.
  • Hagelin J. Public opinion surveys about xenotransplantation. Xenotranspl. 2004;11:551-558.
  • Rios A, Lopez-Navas AI, Martinez-Alarcon L, et al. A study of theattitude of Latin-American residents in Spain toward organ xenotransplantation. Xenotranspl. 2014;21: 149-161.
  • Stadlbauer V, Stiegler P, Muller S, et al. Attitude toward xenotransplantation of patients prior and after human organ transplantation. Clin Transplan. 2011;23:495-503.
  • Jang K, Paris W, Bargainer R, et al. Student opinions in xenotransplantation (abstract). Transplan. 2016;100:S869.
  • Abalovich A, Matsumoto S, Wechsler CJ, et al. Level of acceptance of islet cell and kidney xenotransplants by personnel of hospitals with and without experience in clinical xenotransplantation. Xenotranspl. 2017;24; https://doi.org/10.1111/xen.12315
  • Paris W, Jang K, Bargainer R, et al. Psychosocial challenges of Xenotransplantation: the need for a multi-disciplinary; religion; and cultural dialogue. Xenotranspl. 2016;23:335-337.
  • Steinberg A Encyclopedia of Jewish Medical Ethics. 2003; 2:524 http://nleresources.com/kiruv-and-chi-nuch/online-books/halacha/793-2/#.WlOUujdG3IU Accessed October 1, 2017.
  • Adler M. Religious Commitment in Medical Practice, A Jewish Perspective. Yale J Biol Med. 1976;49:295-300.
  • Kinzbrunner B. Jewish medical ethics and end-of-life care. J Pall Med. 2004;7:558-573.
  • Mackler A. Medical care in the end of life. In: Mackler A, ed. Life and Death Responsibilities in Jewish Biomedi-calethics. New York, NY: G & H Soho; 2012:233.
  • Второзаконие (Deuteronomy) 30:19.
  • Asher M. Animal Suffering: The Jewish View. www.aish.com/jl/i/mn/Animal_Suffering_The_Jewish_View. Accessed October 1, 2017.
  • Rosner F. Pig organ transplants into humans. In: Rosner F, Shulman R, eds. Medicine and Jewish Law V3. Brook-lyn,NY: Yashar Books; 2005:149-162.
  • Cohen P. A Practical Guide to the Laws of Kashrut. Jersusalem, Israel: Yashar Books; 2010.
  • Teutsch D. A Guide to Jewish Practice. Seattle, WA: Amazon Books; 2011.
  • Moses Maimonides, Hilkhot Yesodei Torah 5:6.
  • Nachmanides M. Commentary to Leviticus 19:19.
  • Reform Response MRR-217-222 (pig valve xenotransplant).
  • Goren S. Mizrachi-Po'al (November 30, 1984).
  • Rosner F. Contemporary Biomedical Ethical Issues and Jewish Law. Portland: Book News; 2007:1-14.
  • Rabbinical Assembly, Committee of Jewish Law and Standards, Yoreh Deah 297 (2015).
  • Address of Pope Francis to Participants in the Conference of the Italian Society of Surgical Oncology on "Digestive Surgery New Trends and Spending Review." 12 April 2014. https://w2.vatican.va/content/fran-cesco/en/speeches/2014/April/documents/papa-francesco_20140412_congresso-chirurgia-oncologica.html. Accessed November 15, 2017.
  • Bioethics N.C.O., Animal-to-human Transplants: the Ethics of Xenotransplantation. London, UK: Nuffield Council on Bioethics; 1996.
  • Matt, Daniel C. The Zohar: Pritzker Edition, Volume One. Stanford: Stanford University Press, 2003.
  • Paris W, Seidler RJH, FitzGerald K, Padela AI, Cozzi E, Cooper DKC. Jewish, Christian and Muslim theological perspectives about xenotransplantation. Xenotransplantation. 2018;e12400. https://doi.org/10.1111/xen.12400
  • Padela AI, Duivenbode R. The ethics of organ donation, donation after circulatory determination of death, and xenotransplantation from an Islamic perspective. Xenotransplantation. 2018;25:e12421. https://doi.org/10.1111/xen.12421
  • Padela AI. Islamic bioethics: between sacred law, lived experiences, and state authority. Theor Med Bioeth. 2013;34:65-80.
  • Shabana A. Bioethics in Islamic thought. Relig Compass. 2014;8: 337-346.
  • Fakhry M. Ethical Theories in Islam. 1st ed. Leiden: Brill; 1991.
  • Kamali MH. Principles of Islamic Jurisprudence, 3rd edn. Cambridge, UK: The Islamic Texts Society; 2003.
  • Ebrahim AFM. An Introduction to Islamic Medical Jurisprudence. Durban: The Islamic Medical Association of South Africa; 2008.
  • Agrama HA. Ethics, tradition, authority: Toward an anthropology of the fatwa. Am Ethnol. 2010;37:2-18.
  • Al-Mutairi MZ. Necessity in Islamic Law. [Ph.D Thesis]. Edinburgh: The University of Edinburgh; 1997.
  • Shafi M. Islam on Grafting & Transplanting of Human Organs, 1st edn. Karachi Pakistan: Darul Ishaat; 1995.
  • Al-Nawawi AZYIA. Riyad as-Salihin. Sunnah.com. http://sunnah.com/riyadussaliheen.
  • Rashid R. Organ Transplantation - An Islamic Perspective to Human Bodily Dignity and Property in the Body. [Master Thesis]. Manchester: University of Manchester; 2011.
  • Sachedina A ed. Islamic Biomedical Ethics, Principles and Application, 1st ed. Oxford, MA: Oxford University Press; 2009:173-194.
  • Mahmassani S. Falsafat Al-Tashri' Fi Al-Islam: The Philosophy of Jurisprudence in Islam (Translated into English by Farhat Ziadeh). Leiden, the Netherlands: E.J. Brill; 1961.
  • Ghannam O. Organ Donation and Islam. (Ismail S, ed.). United Kingdom: The Muslim Healthcare Students Network
  • Padela AI, Shanawani H, Arozullah A. Medical experts & Islamic scholars deliberating over brain death: gaps in the applied Islamic bioethics discourse. Muslim World. 2011;101:53-72.
  • Veatch RM, Ross LF. Transplantation Ethics, 2 edn. Washington D.C.: Georgetown University Press; 2015.
  • Yacoub AAA. The Fiqh of Medicine: Responses in Islamic Jurisprudence to Development in Medical Science, 1st edn. London, UK: Ta-Ha Publishers Ltd; 2001.
  • Moazam F. Sharia law and organ transplantation: through the lens of Muslim jurists. Asian Bioeth Rev. 2011;3:316-332.
Еще
Статья научная