Этнические стереотипы в межкультурной коммуникации
Автор: Мутавчи Еликанида Павловна, Глотова Жанна Владимировна
Журнал: Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса @vestnik-rguts
Рубрика: Межкультурные коммуникации
Статья в выпуске: 1 т.12, 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросам формирования и функционирования этнических стереотипов. Особое внимание уделяется механизмам формирования стереотипов, а также выделению основных типов стереотипов.
Стереотипы, межкультурное взаимодействие, коммуникация, образ
Короткий адрес: https://sciup.org/140236987
IDR: 140236987 | DOI: 10.24411/2414-3863-2018-10110
Фрагмент статьи Этнические стереотипы в межкультурной коммуникации
Каждый житель нашей планеты имеет определенный набор представлений о своих соседях, который формируются в процессе взаимодействия за длительный период времени. Эти представления складываются как на основе личного опыта и опыта друзей, так и из фильмов, художественной литературы, средств массовой коммуникации. Такой опыт относят к этническим стереотипам. Нам эти стереотипы известны в устойчивых выражениях: «пунктуальные немцы», «галантные французы», «чопорные англичане» и т.д. Наглядным примером этнических стереотипов могут служить анекдоты, в которых показаны определенные наборы национальных характеристик типичных только для данной нации. Любимая русскими троица: англичанин, американец и русский попадают в определенную ситуацию и справляются с ней согласно стереотипам русских, т.е. русские всегда оказываются самыми находчивыми и умными. Длительный период межкультурного взаимодействия народов друг с другом способствует установлению устойчивых стереотипов. Эти стереотипы передаются из поколения в поколения. Так для многих поколений русских Германия ассоциируется с образом врага, связано это с тем, что наши страны воевали друг с другом. Со временем, под влиянием многих обстоятельств эти представления могут меняться. В начале 2000-х годов, в Калининградской области, был очень популярен, так называемый, ностальгический туризм. Немцы приезжали в область, чтобы посетить места, в которых жили сами в детстве или их родители. Они находили дома, знакомились с русскими хозяевами, иногда оставляли деньги на ремонт. Со временем этот поток снизился, но у жителей остался стереотип, что путешествуют только пожилые немцы, что все бабушки у них ходят в штанах и одеваются только в «помятые одежды». Относительно устойчивые [5], обобщенные [1, 4] упрощенные представления [2, 3 корд], такие определения дают ученые понятию «стереотип». Само слово стереотип произошло от греческого гstereos - твердый и typos - отпечаток. Использовался термин «стереотип» в сочетании с социальным - социальный стереотип. Ввел понятие У. Липман, американский социолог. Этнический (национальный) стереотип - это схематизированный образ какого-либо народа, этнической общности, обычно упрощенный, иногда неточный или даже искаженный, выражающий знания или представления о психологических, поведенческих и бытовых особенностях представителей какой-либо другой нации [6]. Этнические стереотипы делятся на автостереотипы - представления о своей этнической группе, в основном положительные качества и гетеростереотипы - представления о других этнических группах, чаще всего негативные. Основой для стереотипа, становится, как правило, какой-либо отличительный признак: - внешний вид человека: прибалтийцы - блондины, ирландцы - рыжие; - одежда: шотландцы - килт, мексиканцы - сомбреро, индуски - сари; - производимая продукция: Германия - машины, Швейцария - часы, Голландия - тюльпаны; - природные явления: Англия - туман (Туманный Альбион), Россия - вечный холод (зима); - животный мир: Индия - слон, Россия - медведь, Австралия - кенгуру; - исторические памятники: Франция - Эйфелева башня, Италия - коллизей; Египет - пирамиды. На формирование этнических стереотипов могут оказывать конфликты, которые присутствовали между странами, так англичане называют французов «лягушатниками», а французы англичан «ростбифами». За основу берутся пищевые пристрастия. Эти стереотипы ушли за пределы этих стран. Исторические особенности общества, также играют важную роль в формировании этнических стереотипов. Если попросить назвать, что вам приходит на ум при слове Япония, то основная масса скажет: самураи, гейши, кабуки, икебана. Климат тоже способствует образованию этнических стереотипов. Многие считают, что в Австралии вечное лето, в Африке одни пустыни, а в России - зима. Образование, религия, быт, национальный состав и многое другое оказывают немалое влияние на формирование этнических стереотипов: все монголы живут в юртах. Большое влияние также оказывают социальные и политические отношения между государствами: так для Прибалтийских государств Россия - враг, а Америка - друг. Мы рассматриваем чужую культуру с точки зрения своей культуры, т.е. «своя» и «чужая». Так мы считаем, что все финны очень медлительны, англичане за завтрак кушают овсянку, а китайцы ходят толпами и все фотографируют. Жители стран на протяжении длительного времени наблюдали (наблюдают) друг за другом и делают соответствующие выводы. В русской культуре не принято без повода всем улыбаться, поэтому русских принято считать угрюмой нацией. Во многих странах улыбку расценивают как доброжелательность, уважение (Германия, Америка), а в Австрии ее считают признаком ума. Поэтому приезжающие в Россию туристы очень удивляются, почему им не улыбаются в магазинах, ресторанах, музеях, гостиницах. В России принята только искренняя улыбка. Когда русские смогли путешествовать по миру, у них был культурный шок от того, что все улыбаются: зачем, почему, что не так? Формирование этнических стереотипов - это длительный процесс, который складывается на протяжении длительного периода времени у большинства населения страны. Этот стереотип трудно изменить. Но с развитием межкультурных отношений у молодого поколения меняются и этнические стереотипы. Сегодня в российской гостиничной индустрии, улыбка является неотъемлемой частью каждого сотрудника встречающего гостя. Правда, этого не скажешь о людях, спешащих по своим делам на улицах города. В современных международных отношениях стереотипы играют важное значение в межэтнических коммуникациях. Так как стереотипы могут быть положительными и отрицательными. Они являются своего рода барометром отношений между странами. Отсутствие отрицательных стереотипов говорит о дружелюбии по отношению к соседям, и способствуют плодотворному развитию отношений, что очень важно в современном мире.
Список литературы Этнические стереотипы в межкультурной коммуникации
- Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов/Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 352 с.
- Кордуэлл М. психология А-Я: словарь-справочник. М.: Прогресс, 200. 475 с.
- Мещеряков Б.Г. Психология. Тематический словарь. СПб,: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 439 с. С. 400.
- Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. 336 с. С. 82.
- Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 209. 288 с. С. 279.
- Этнопсихологический словарь /под ред. В.Г. Крысько. М., 1999.