Этнокультурная идентичность жителей Алтайского края в обычаях и обрядах родительского дня в 1950-2020-х годах (по материалам этнографических экспедиций 2013-2023 годов)

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы сохранения календарных обычаев и традиций Родительского дня (Радоницы) у жителей Алтайского края в 1950-2020-х гг. как проявление этнокультурной идентичности. Дана характеристика поминальных традиций пасхального периода (раздача «помина», приготовление поминальных яств, трапеза у могил и катание яиц по могиле), исполнения молитв (индивидуальное и коллективное пение, чтение молитв), соблюдение запретов, и пр. Проведен анализ трансформаций в сфере народного образа жизни, а именно поминальных обычаев и обрядов Родительского дня в 1950-2020-х гг. противоречивого периода стабилизации мира после ВОВ, восстановления народного хозяйства, бурного развития науки и технологий, распада СССР и постсоветского развития России. Особое внимание автором уделяется анализу адаптационных форм поминальных практик («тайное» посещение кладбищ, поминание дома, в гостях) в 1950-1960 гг., когда происходили гонения, накладывались запреты на посещение кладбищ. Сохранение обычаев и обрядов Родительского дня «несмотря ни на что» (вусловиях антирелигиозной пропаганды, давления со стороны органов власти, исключения из партии, гонений, и пр.), свидетельствует о важности пасхальных поминальных практик в сохранении этнокультурной идентичности у жителей Алтайского края на лично-семейном, групповом уровнях. В научный оборот введены такие источники по данной проблеме, как полевые интервью с жителями Алтайского края, фотоматериалы из полевых экспедиций, организованных Институтом археологии и этнографии СО РАН в 2013-2023 гг., собранные методом включенного наблюдения (сс. Озерки, Шипуново, Шипуновского р-на). Проблема впервые рассмотрена на узкорегиональном уровне (Шипуновский, Алейский, Мамонтовский, Романовский, Усть-Пристанский, Краснощековский р-ны Алтайского края).

Еще

Родительский день, радоница, алтай, праздник, трансформации, старожилы, переселенцы, поминальные обычаи

Короткий адрес: https://sciup.org/145146736

IDR: 145146736   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0987-0992

Список литературы Этнокультурная идентичность жителей Алтайского края в обычаях и обрядах родительского дня в 1950-2020-х годах (по материалам этнографических экспедиций 2013-2023 годов)

  • Аксенова И.Ю. Пасхальные традиции у потомков старожилов и южнорусских переселенцев Алтая в середине XX - начале XXI века // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 9-й междунар. науч. конф., посвящ. 25-летию центра устной истории и этнографии лаб. ист. краеведения Алт. гос. педагог, ун-та. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. пед. ун-та, 2015. - Вып. 9. - С. 66-74. EDN: UYOISF
  • Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. - М.: Вост. лит. РАН, 2002. - 198 с.
  • Корнева В.Ю. Зерновой код в календарной обрядности русских. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2012. - 188 с. EDN: QPWZZL
  • Куприянова И.В. Календарная обрядность // Залесовское Причумышье: очерки истории и культуры. - Барнаул: Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 2004. - С. 214-226.
  • Курсакова А.В. Детские подвижные игры Бийского района // Бийский район: история и современность. - Барнаул: Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 2005. - Т. 1. - C. 268-284.
Статья научная