Этнокультурные и этнорелигиозные процессы в современной Сибири
Автор: Жигунова М.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XIX, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14522020
IDR: 14522020
Текст статьи Этнокультурные и этнорелигиозные процессы в современной Сибири
К началу XXI в. человек оказался «на границах» множества социальных и культурных миров, контуры которых все больше «размываются» в связи с глобализацией культурного пространства, высокой коммуникативностью, плюрализацией культурных языков и кодов, высокой миграционной активностью. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования закономерностей и особенностей развития современных этносов, сохранения этнокультурной идентичности. Анализ этой проблематики необходим не только для разработки концепций современного социокультурного развития регионов, но и для профилактики межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Основным источником для нашей работы послужили полевые этнографические и этносоциологические материалы, собранные экспедициями ОмГУ, Омского филиала ИАЭТ СО РАН, Сибирского культурного центра, а также лично автором в различных регионах Западной Сибири в 1974–2013 гг.
Современное население Западной Сибири отличается неоднородностью. Его специфику во многом обусловили следующие основные факторы:
-
1) история заселения (сюда ехали выходцы практически из всех губерний Европейской России и Урала, ссыльные и каторжане, репрессированные, мигранты из областей и бывших республик СССР, различные по конфессиональной, этнической и социальной принадлежности);
-
2) проживание в разнообразных природно-географических условиях (от тундры и тайги на севере до степей и гор на юге);
-
3) многообразие форм хозяйственной деятельности (земледелие и животноводство, охота и рыболовство, пчеловодство и собирательство, различные промыслы и ремесла);
-
4) пестрый этнический и религиозный состав окружающего аборигенного населения;
-
5) активные межэтнические контакты , включая брачные [Жигунова, 2013, с. 85].
В настоящее время в Западной Сибири проживают представители около 200 различных народов.
Под этнокультурными процессами понимаются основные изменения, происходящие в материальной и духовной культуре этноса. Наиболее 456
значимые работы по этой проблематике, включая методологические разработки, опубликованы в конце ХХ в. [Традиции в современном обществе…, 1990; Этнокультурные процессы…, 1992]. Среди главных факторов, детерминирующих этносоциальные процессы в разных регионах Сибири, можно выделить следующие: общие тенденции мирового развития; экономическая и национальная политика государства; особенности регионального этнокультурного массива и протекающих здесь миграционных процессов; исторический опыт этнокультурных взаимодействий [Попков, 2007, с. 67–71].
Современный период характеризуется не только экономическим кризисом, но и кризисом идентичности. Опросы 2000-х гг. демонстрируют многообразие вариантов этнического/национального самоопределения, среди которых встречаются самые различные категории. С каждым годом растет количество лиц, затрудняющихся четко определить свою этническую принадлежность либо указывающих смешанную и множественную идентичность. Ученые считают, что в XXI в. оценка людьми своей принадлежности к определенной нации станет чрезвычайно существенной, «поскольку признаки этнической принадлежности людей заключаются не в отмирающей показной символике, такой, как национальные костюмы или блюда, а в полных глубокого значения традициях их народов» [Льюис, 2001, с. 12].
Территория Сибири – зона активных этнических взаимодействий. Здесь издавна проживают представители различных народов, религий, культур [Население Сибири…, 2011]. Согласно обработанных нами данным архивов отделов ЗАГС, в 1950–1970-ее гг. в отдельных частях Западной Сибири межнациональные браки составляли 38–73 % всех зарегистрированных союзов, в настоящее время – около 20 %. Современное отношение к межнациональным бракам неоднозначно. Более половины опрошенных полагают, что национальность при вступлении в брак не имеет значения: «Лишь бы человек был хорошим, да любили друг друга» . Следует отметить, что подобная толерантность к этнической принадлежности брачного партнера больше всего характерна для представителей славянских народов.
Начиная с 1990-х гг., все чаще стали встречаться люди, определяющие себя сибиряками. Интересно, что таковыми считают себя некоторые русские, немцы, казахи, татары, армяне и др. Летом 2012 г. в президиуме СО РАН прошла презентация исследования «Сибиряк: составляющие образа: особенности идентичности», проводившегося при поддержке фонда Фридриха Эберта (Германия). Социологи А. Анисимова и О. Ечевская подтвердили неоднозначность понятия «сибиряк». Согласно свидетельствам переписчиков, участвовавших во Всероссийской переписи населения 2010 г., среди вариантов национального самоопределения встречались «сибиряки». Отношение в современном российском обществе к этому факту неоднозначно: от чувства гордости за сформировавшееся и официально зафиксированное региональное самосознание жителей сибирского региона до обвинений в национализме и сепаратизме [Жигунова, 2011, с. 11–15; Ремнев, 2011, с. 109–128]. Существенную роль в трансляции современной региональной идентичности играют музейные и другие экспозиционно-выставочные проекты [Роль музеев…, 2013]. В качестве примеров можно упомянуть выставку «Сибиряки» в Новосибирском государственном краеведческом музее и региональную художественную выставку «Сибирь-XI» в г. Омске в 2013 г.
Культурную специфику каждого этноса во многом обуславливают религиозные представления и обряды, нормы поведения. В конце ХХ в. произошли существенные изменения в отношении общества к религии (от «воинствующего атеизма» до «повсеместной религиозности»). Характерным явлением стало возрождение и строительство новых культовых сооружений. Примерно половина опрошенных призналась, что хотя бы иногда посещают церкви, молитвенные дома и т.д. Чаще всего это происходит во время религиозных праздников и обрядов, а также «по душевной потребности», «из любопытства». Однако конфессиональное самоопределение большинства респондентов свидетельствует о приверженности не столько к определенной религии и образу жизни, сколько к исторически сложившейся народной традиции, принятию чисто внешних элементов религиозной культуры.
Из семейных обрядов наиболее консервативны обряды похороннопоминального цикла, а наименьшей сохранностью отличаются родильнокрестильные обряды. В свадебной обрядности наряду с многочисленными новациями немало традиционных черт. Все большую популярность приобретают церковные ритуалы, приуроченные к обрядам жизненного цикла. Некоторые молодожены совершают гражданский и церковный обряды, которые могут проходить одновременно или со значительным временным отрывом.
Самым устойчивым среди фольклорных жанров остается внеобрядо-вая лирическая песня. Утрачивается знание обрядового фольклора, былинных эпических сказаний и легенд. Активно бытуют частушки, анекдоты, пословицы и поговорки. Основу развития современной духовной культуры составляет синтез фольклорной и профессиональной культур. Влияние современных процессов глобализации, урбанизации и стандартизации быта наиболее четко прослеживается в сфере материальной культуры [Жигунова, Шелегина, 2004, с. 62–89].
Процессы, протекающие в современной Сибири, являются отражением тенденций развития российского обществе в целом. Социальная стратификация и поляризация по уровню доходов, ориентация на различные традиции (народные, советские, религиозные, западные, восточные и т.д.) породили многообразие форм современной культуры. Определяющее значение стали играть не этническая, религиозная или сословная принадлежность, а финансовые возможности и личные вкусовые предпочтения отдельной семьи или человека. Современное состояние самосознания можно охарактеризовать как кризисное, поскольку зачастую не совпадает самоидентификация и реальная ситуация, этноним и происхождение, а также языковая, этническая, конфессиональная и этнокультурная иден- тичности. Что касается традиционной культуры, то одни ее элементы сохраняются (полностью или частично), другие трансформируются и приспосабливаются к изменяющимся условиям общественного быта. Наряду с этим идет процесс появления и включения в традиционно-бытовую культуру новых и заимствованных элементов. Несмотря на многообразие культурных процессов, наличие многослойных напластований и синкретизм различных культурных традиций, основными являют этнокультурная консолидация и выработка общесибирских форм традиционно-бытовой культуры в русле общенациональных русских традиций.