Этнокультурные различия в имплицитных представлениях о жизнеспособном человеке
Автор: Ященко Елена Федоровна, Саркисян Лилия Вагановна, Мелатен Римма Раисовна
Журнал: Психология. Психофизиология @jpps-susu
Рубрика: Социальная психология
Статья в выпуске: 3 т.12, 2019 года.
Бесплатный доступ
Обоснование. Идея изучения имплицитных представлений о жизнеспособности человека в кросскультурном контексте представляется новой и интересной в плане выявления внутренних механизмов формирования стратегий поддержания жизнеспособности у представителей разных этносов. Цель исследования заключается в выявлении кросскультурных различий в имплицитных представлениях о жизнеспособном человеке. Материалы и методы. Выборка включала: 470 человек представителей казахской национальности; 470 граждан Российской Федерации; 410 человек, имеющих гражданство США. На первом этапе использовался ассоциативный эксперимент, заключающийся в выявлении реакций в ответ на стимул «жизнеспособный человек». На следующем этапе применялся метод субъективного шкалирования. Результаты были обработаны посредством факторного анализа с использованием пакета Statistica 15.0. Результаты. Выявлены различные факторные структуры ментальных репрезентаций жизнеспособного человека. Заключение. В ходе исследования было выявлено, что обыденные представления о жизнеспособном человеке у респондентов, проживающих в Российской Федерации, Республике Казахстан и Соединенных Штатах Америки, имеют черты сходства и различия. Все опрошенные ассоциируют высокую жизнеспособность с наличием жизненного смысла, оптимизма и жизнелюбия; отмечают высокую значимость целеустремленности, адаптивности, саморазвития и личностного роста.Факторная структура имплицитных представлений российских студентов воспроизвела результаты проведенной ранее факторизации имплицитных представлений о жизнеспособном человеке у взрослых россиян. Выраженные кросскультурные различия отмечены в ассоциациях, касающихся семьи. Эти ассоциации значимы для студентов из Казахстана и Америки, но не попадают в зону значимости у россиян. У американской молодежи семья воспринимается как «то, что помогает нашей жизнеспособности». У студентов казахской национальности жизнеспособность ассоциирована с умением создать и содержать семью, оправдать надежду родителей. В представлениях казахских студентов главным для сохранения жизнеспособности является наличие цели и смысла жизни, оптимизм, человечность, вера в Бога (Аллаха), служение ему, смирение («не быть гордым»). Для россиян и американцев более значимыми в контексте поддержания жизнеспособности являются ценности собственной гордости, чувства собственного достоинства. У американцев жизнеспособность определяется силой, выносливостью. Российские студенты убеждены, что быть жизнеспособным человеку помогает, прежде всего, его целеустремленность, самостоятельность, ум, способность хорошо адаптироваться и успешность.
Жизнеспособность человека, имплицитные представления, этнокультурные различия, ассоциативный эксперимент, метод семантических универсалий, факторный анализ
Короткий адрес: https://sciup.org/147234141
IDR: 147234141 | DOI: 10.14529/jpps190304
Список литературы Этнокультурные различия в имплицитных представлениях о жизнеспособном человеке
- Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики/Е.Ю. Артемьева; под ред. И.Б. Ханиной. -М.: Наука, Смысл, 1999. -350 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. -536 с.
- Гаязова, Л.А. Кросс-культурные исследования ресурсов сопротивляемости в детском возрасте/Л.А. Гаязова//Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. -2011. -№ 139. -С. 35-41.
- Кубрякова, Е.С. К проблеме ментальных репрезентаций/Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков//Вопросы когнитивной лингвистики. -2007. -№ 4. -С. 8-16.
- Прохоров, А.О. Имплицитная ассоциативная составляющая ментальных репрезентаций психических состояний/А.О. Прохоров, Е.М. Алексеева//Сибирский психологический журнал. -2017. -№ 63. -С. 36-48. DOI: 10.17223/17267080/63/3