Этнокультурные сообщества севера в этнокино "У берегов Чукотского моря" Григория Смирнитского: история съемок

Бесплатный доступ

Основанная на анализе архивных материалов, данных печатной периодики и кинохроники статья вводит в научный оборот информацию о советском этнографическом фильме «У берегов Чукотского моря» режиссера Г. И. Смирнитского как визуально-антропологическом документе. В работе рассмотрены особенности киноповествования об эволюции этнического сообщества чукчей в период культурных и экономических преобразований в СССР в начале 1930-х гг. Оно создавалось в контексте специфики советского кинопроизводства и в связи с соответствующими процессами в государственной национальной политике. Методом анализа фильма как визуально-текстового произведения явилась его исследовательская расшифровка - представление в виде кинотекста. Показан потенциал кино как формы фиксации и трансляции этнографического материала в качестве многослойного исторического источника.

Еще

Чукотка, этнографическое кино, визуальная антропология, г. и. смирнитский

Короткий адрес: https://sciup.org/147220081

IDR: 147220081   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-3-35-44

Список литературы Этнокультурные сообщества севера в этнокино "У берегов Чукотского моря" Григория Смирнитского: история съемок

  • Аманжолова Д. А. Советская этнополитика (1929-1941 гг.) // Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции Российского государства. М.: Новый хронограф, 2012. С. 207-262
  • Головнев И. А. Феномен советского этнографического кино (творчество А. А. Литвинова). М.: Изд-во ИЭАРАН, 2018. 216 с
  • Гурвич И. С. Принципы ленинской национальной политики и применение их на крайнем Севере // Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера. М.: Наука, 1971. C. 9-49
  • Дерябин А. С. О фильмах-путешествиях и Александре Литвинове // Вестник «Зеленое спасение». Алматы: Гермес, 1999. Вып. 11. С. 14-24
  • Красовицкая Т. Ю. Конфликт идеалов и практик ранней советской государственности. Механизмы и практики этнополитических процессов (1917-1929) // Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции Российского государства. М.: Новый хронограф, 2012. С. 151-206
  • Лебедев Н. А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918-1934 гг. М.: Искусство, 1965. 373 с
  • Литвинов А. А. Снежнымитропами Чукотки // Кино. 1933. 29 нояб. C. 4
  • Литвинов А. А. Путешествия с кинокамерой. М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1982. 54 с
  • Магидов В. М. Кинодокументы по визуальной антропологии России // Материальная база сферы культуры. М.: Изд-во РГБ, 1998. Вып. 2. 100 c
  • Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ, 2005. 254 с
  • Разлогов К. Э. Искусство экрана: отсинематографадо Интернета. М.: РОССПЭН, 2010. 287 с
  • Терской А. Н. Этнографическая фильма. Л.; М.: Теакинопечать, 1930. 187 c
  • Тишков В. А. Российский народ. М.: Просвещение, 2010. 191 с
  • Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история советской России в 30-е годы: город. М.: РОССПЭН, 2008. 333 с
  • Шлегель Х. Й. Немецкие импульсы для советских культурфильмов 20-х годов // Киноведческие записки. 2002. № 58. С. 368-380
  • Якимов Ф. Выехалачукотская экспедиция // Кино. 1932. 30 июня. С. 4
  • Якимов Ф. Вернулась полярная экспедиция // Кино. 1933. 22 нояб. С. 3
  • Sarkisova Oksana. Taming the frontier: Aleksandr Litvinov’s expedition films and representations of indigenous minorities in the Far East. Studies in Russian and Soviet Cinema. London, Routledge, 2015, p. 2-23
Еще
Статья научная