Этнопедагогическое значение комического в творчестве мордовского народа
Автор: Осьмушина Анастасия Андреевна, Ингл Оксана Петровна
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: Академическая интеграция
Статья в выпуске: 3 (84), 2016 года.
Бесплатный доступ
Введение: в статье рассматриваются образовательные возможности фольклора, анализируется комическое в творчестве мордовского народа с точки зрения отображения в нем социально-философских категорий, выявляются основания и содержание комического и смеха мордовского народа, их эффект в формировании личности. Исследования подобного рода ранее не предпринимались. Работа носит интердисциплинарный характер. Материалы и методы: материалом для исследования послужили мифы, пословицы и поговорки, афоризмы, сказки, обрядовые песни мордвы. Применяются методы количественно-качественного анализа, обобщения, синтеза. Результаты исследования: в статье рассматриваются объект (недостаточная жизненная энергия, отклонения от справедливости и естественности) и предмет комического в творчестве мордовского народа (отклонение от предназначения человека - естественного творчества). С точки зрения авторов статьи, иллокутивная сила комического заключена в тропах, посредством чего и осуществляется воспитательное воздействие, перло-кутивный эффект выражается в ненависти и презрении к порокам, в стремлении и любви к добродетелям, представляющим собой дезиративную норму, т. е. норму, на достижение которой и направлено образование и воспитание. Дезиративная норма мокши и эрзи - достаточная жизненная энергия, организуемая в созидание, в умелый, творческий труд, оцениваемый по заслугам, разумное использование природных ресурсов, следование прогрессу, дружная жизнь. Образование также направлено на искоренение пороков. Санкционируемая посредством комизации пейоративная норма осуждает механическое выполнение работы без ее понимания, труд ради корысти, лишенный творчества, несправедливые оценки. Обсуждение и заключения: определены социально-философские категории, находящие отображение в комическом мокши и эрзи, создающие перлокутивный эффект и имеющие иллокутивную силу, оказывающие формирующее воздействие на личность реципиента, осуществляя основную образовательную функцию - социализацию и нормирование. Таким образом, мы убедились в том, что комическая составляющая фольклора имеет несомненное образовательное значение.
Воспитание, образование, норма, комическое, мокша, эрзя, радость, жизненная энергия, социальное, несправедливость, творчество, пороки
Короткий адрес: https://sciup.org/147137182
IDR: 147137182 | DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.415-421
Текст научной статьи Этнопедагогическое значение комического в творчестве мордовского народа
ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
Педагогика и философия (в частности, социальная философия) – науки взаимосвязанные. Общими моментами, на которые мы опирались в нашем исследовании, выступают формирование личности, социализация, общественные нормы.
В своей работе мы исходили из следующих гипотез:
-
1) Образование – это приобретение и преобразование индивидом на психической основе некоего внешнего для него социокультурного опыта [1; 2]. Фольклор является средством хранения и передачи социальных, моральных, культурных норм – как дезидеративных, так и пейоративных.
-
2) В основе комического лежит чувство радости, комическое и смех имеют источником избыточную жизненную энергию.
-
3) Комическое имеет значительную иллокутивную силу, перлокутивный эффект и высокую суггестивность, а также используется для оказания воздействия на реципиента [3], за счет чего осуществляет основные педагогические функции: социализирующую и нормирующую.
Целью исследования является выявление социального содержания и категорий, составляющих основу и содержание комического в творчестве мордовского народа и несущих образовательный и воспитательный потенциал.
Материалы и методы
Объектом исследования является мордовский (мокшанский и эрзянский) фольклор (сказки, песни, мифы, афоризмы, пословицы и поговорки). Необходимо отметить, что собранный материал демонстрирует в значительной степени общность картин мира двух субэтносов. Однако ряд характерных и особых по содержащимся в них категориям примеров позволяет выявить различия и особенности социально-философского содержания фольклора мокши и эрзи, представляющего собой предмет нашего исследования.
Кроме проведенного компонентного анализа произведений мокшанского и эрзянского фольклора в построении наших гипотез был использован метод изучения первоисточника, а именно работ ученых, анализирующих гносеологические и социальные функции, а также суггестивный потенциал комического.
О. С. Редкозубова, О. В. Ромах, Д. М. Гайнуллина выделяют познавательную и санкционирующую функции комического [4–6]), А. В. Дмитриев – функции социальной идентификации и информатизации [7], А. А. Сычев – функцию ресоциализации [8; 9],
-
Н. Д. Субботина – суггестивный потенциал [3]. Такие образовательные функции комического, как социализация, или передача социального опыта, а также интеллектуальные и информативные функции выделяются многими исследователями [10–12].
Интерес также представляют работы ученых, выделяющих как нормирующую, мотивационную или активизирующую [13] среди воспитательных функций комического, и подчеркивающих его важную роль в педагогическом процессе как средства саморазвития [11].
Методы обобщения и синтеза использованы нами при объединении теоретического и эмпирического материала в единую модель, а также при построении интердисциплинарной гипотезы.
Результаты исследования
В результате проведенного исследования было определено, что как в мокшанском, так и в эрзянском фольклоре комизированы следующие проявления недостаточной жизненной энергии (недостаток избыточной энергии и информации): неумелость, лень, неряшливость, худоба как признак недостаточного здоровья, бедность.
Такие проявления неверной организации жизненной энергии как лицемерие, лживость, сквернословие, глупость, подлость, жадность и трусость также подвергаются комизации.
Кроме индивидуальных пороков комизации подвергаются социальные (в первую очередь несправедливость) как в творчестве мокшан, так и эрзян (в качестве примера приведем сказку «Как слепни плату за работу просили»1). Посредством комизации обличаются также воровство, картежничество, пьянство.
Необходимо отметить, что мордовский фольклор выполняет нор- мирующую функцию не только через обличение и комизацию пороков, но и посредством прямого выражения желательной (дезидеративной) нормы: в песнях разных видов, пословицах и поговорках, подчеркивается исключительная важность умелого, творческого труда2. Также в качестве дезидератив-ной нормы выступают рациональное использование природных ресурсов, следование прогрессивным, производящим хозяйственным моделям3, дружная жизнь, взаимное согласие (пословицы «С соседом – рублем, а с женой – ласкою»; «муж говорит – жена думает»).
Обратим внимание на афоризм «эряфсь фалу моли инголи, и кие аф кенери мель-ганза, ся фалу иляды фталу (жизнь идет вперед, и кто не успевает за ней, тот всегда отстает)», указывающий на модель прогресса / регресса, важность постоянного развития и самосовершенствования, социальную ответственность в соответствии с требованиями современности.
В эрзянских сказках противопоставляются целые категории: например, несправедливость и притеснения со стороны привилегированного класса – хитрость и смекалка простого человека, раздоры и дружная жизнь, умелость и неумелость. Дружная жизнь, доброта и мудрость оцениваются как дезидеративная норма также напрямую, преимущественно в эрзянских песнях и сказках. Так, если мудрость как житейская хитрость получает положительную (дезидера-тивную и мелиоративную, не пейоративную) оценку и в мокшанском, и в эрзянском фольклоре, то справедливость как проявление истинной мудрости, как распределение, участие, признание оценивается именно в эрзянской сказке «Сураля»4. Большое значение в ментальности обоих этносов придается жизненной энергии, силе. В качестве примера приведем миф, согласно которому мордовская женщина отодвинула небо от земли сковородкой / кочергой5.
Количественно-качественный анализ комического в произведениях мордовского народа показал, что обличению и осуждению посредством комизации подвергаются следующие человеческие пороки и социально-философские категории: лень и жадность (по 9 % случаев упоминания), неумелость, несправедливость, ложь и лицемерие (по 8 % случаев), пьянство и глупость (по 7 %), воровство (6 %), тщеславие (хвальба) и зависть (по 4 %), неряшливость и предательство (подлость) (по 3 %); комизация легкомысленности, нездоровой худобы, бедности, сварливости, сквернословия, картежни-чества и трусости составляет всего по 2 % случаев; комизация взяточничества и ростовщичества также составляет 2 %. Однако данные категории можно рассматривать как разновидность комизации несправедливости, которая в этом случае составит 10 % случаев и займет первое место по частоте упоминания. Мокшанскому и эрзянскому народам присуще обостренное чувство социальной несправедливости.
Отдельное место занимает мокшанская сказка «Куйгорож»6, в которой комизируются и осуждаются алчность и труд (понятие «тийкс» противопоставляется концепту «работамс»), направленный исключительно на создание материальных благ.
Выделим социальный объект и предмет этнической составляющей комического в творчестве мордовского народа. Объектом являются недостаточная жизненная энергия, отклонения от справедливости (занятие своего места в соци- альной структуре, семье) и от естественности, от естественной жизни личности и коллектива, семьи, а предметом – отклонение от предназначения человека – естественного творчества, замещаемого созданием зла и занятия чужого места в локальной социальной структуре. В мокшанском языке есть два слова для обозначения работы – «тийкс» (делать, творить) и «работамс» (выполнять работу на других за плату или без нее7). Комическое в творчестве мокши обличает и осуждает труд ради денег, тогда как комическое эрзи содержит незаслуженные оценки, доходы и возмездие, относительный протест против несправедливости и наслаждения жизнью. Мокшанский народ склонен к общей теории справедливости, а эрзянский ‒ к частной.
Обсуждение и заключения
Итак, исключительную ценность в ментальности мордовского этноса представляет избыточная жизненная энергия, справедливость как занятие своего места и соответствие ему, дези-деративная норма – достаточная / избыточная жизненная энергия, организуемая в созидание, в творчество, в творческую работу и индивидуальный труд, оцениваемый по заслугам (у мокши ‒ общая эффективность, у эрзи ‒ частная). На достижение этих норм и направлена воспитательная функция комического в творчестве мокши и эрзи. Соответственно, наиболее комизируемое общественное отношение ‒ несправедливость и неравенство жизни, а в ней социальные пороки – недостаточность жизненной энергии, ее неверное применение, вы- ражающиеся в неумелости, лени, неряшливости, пьянстве (направляющем избыточную жизненную энергию в русло разрушения, делающим ее неуправляемой).
Комизируется социальная несправедливость: незанятие своего места, неравная доля распределения, непризнание чести и достоинства человека, неучастие в принятии решений группой людей и личностью. Дезидеративная норма – доброта, созидательный труд, дружная жизнь в согласии и мире. Пейоративная норма ‒ осуждено слепое выполнение обязанностей без своего понимания их. Объект комического мокши и эрзи состоит в недостаточной жизненной энергии, отклонениях от справедливости, естественной жизни личности и коллектива, а предмет – в отклонении от естественного творческого труда; при этом мокша комизи-рует труд без творчества ради денег, а эрзя – несправедливость и неравенство оценок труда по заслугам. Илло- кутивная сила комического содержится в тропах, перлокутивный эффект – ненависть и презрение к порокам, обличаемым посредством этнического комического и стремление и любовь к добродетелям, представляющим собой дезидеративную норму этноса.
Комическое мокши и эрзи в целом моделирует нарушения в коллективе, семье, видах деятельности, справедливости как социального отношения, занятия своего места в социальной структуре, получения своего продукта в общем благе и согласно заслуге (общая и частая теория справедливости), непризнание свободы личности и ложного терпения, не участия личности в определении своей судьбы в движении по России. Образовательное значение комического мокши и эрзи состоит в демонстрации дезидератив-ных норм и санкционировании нарушения данных норм с целью формирования личности и социализации в соответствии с данной моделью.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
1. Гагаев А. А., Гагаев П. А. О «воспоминаниях» души, гносеологии и педагогике // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. № 3. С. 90–97. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13617403 (дата обращения: 25.03.2016).
-
2. Гагаев А. А., Гагаев П. А. Образование как сосредоточение на себе самом // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (29). С. 215–218. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=21783068 (дата обращения: 25.03.2016).
-
3. Субботина Н. Д. Социально-философский анализ контрсуггестии // Гуманитарный вектор. Сер. «Педагогика, психология». 2008. № 4. С. 8–19. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11741566 (дата обращения: 25.03.2016).
-
4. Редкозубова О. С. Значение смеха в культуре // Аналитика культурологи. 2008. № 12. С. 282–286. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20141051 (дата обращения: 25.03.2016).
-
5. Редкозубова О. С., Ромах О. В. Смех как основа понимания в человеческом общении // Аналитика кульурологии. 2008. № 11. С. 186–189. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20140987 (дата обращения: 25.03.2016).
-
6. Гайнуллина Д. М. Смех как физиологическая, социальная и лингвистическая составляющая нашей жизни // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). С. 34–39. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21181029 (дата обращения: 25.01.2016).
-
7. Дмитриев А. В . Социология юмора: Очерки. М., 1996. 214 с. С URL: http://philosophy.ru/iphras/ library/wlaugh.html (дата обращения: 25.03.2016).
-
8. Сычев А. А. Смех в познании // Интеграция образования. 2004. № 1. С. 111–116. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=18260708 (дата обращения: 25.03.2016).
-
9. Сычев А. А. Роль чувства юмора в сфере интеграции образования // Интеграция образования. 2001. № 4-2. С. 29–32. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19074004 (дата обращения: 25.03.2016).
-
10. Мельников С. С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного // Вестник экономики, права и социологии. № 1, 2015. С. 213–217. С URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sotsiologiya-yumora-k-kritike-treh-fundamentalnyh-teoriy-smeshnogo (дата обращения: 25.03.2016).
-
11. Белова Л. И. Деструктивные и конструктивные функции юмора (социологический аспект) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Социально-гуманитарные науки. № 32, 2012. С. 143–144. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/destruktivnye-i-konstruktivnye-funktsii-yumora-sotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 25.03.2016).
-
12. Зелезинская Л. А. Роль юмора в формировании личности // Мир науки, культуры, образования. № 3 (40), 2013. С. 226–228. С URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-yumora-v-formirovanii-lichnosti (дата обращения: 25.03.2016).
-
13. Козлова Т. Б. Использование юмористических текстов малой формы в преподавании иностранных языков // Ученые записки Российского государственного социального университета. № 4 (104), 2012. С. 75–78. С URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-yumoristicheskih-tekstov-maloy-formy-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 25.03.2016).
Поступила 01.04.16; принята к публикации 25.04.16; опубликована онлайн 30.09.16.
Об авторах :
Осьмушина Анастасия Андреевна, ассистент кафедры гуманитарных дисциплин Рузаевского института машиностроения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 93), ORCID: ,
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы Этнопедагогическое значение комического в творчестве мордовского народа
- Гагаев А. А., Гагаев П. А. О «воспоминаниях» души, гносеологии и педагогике//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. № 3. С. 90-97. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13617403 (дата обращения: 25.03.2016).
- Гагаев А. А., Гагаев П. А. Образование как сосредоточение на себе самом//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (29). С. 215-218. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21783068 (дата обращения: 25.03.2016).
- Субботина Н. Д. Социально-философский анализ контрсуггестии//Гуманитарный вектор. Сер. «Педагогика, психология». 2008. № 4. С. 8-19. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11741566 (дата обращения: 25.03.2016).
- Редкозубова О. С. Значение смеха в культуре//Аналитика культурологи. 2008. № 12. С. 282-286. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20141051 (дата обращения: 25.03.2016).
- Редкозубова О. С., Ромах О. В. Смех как основа понимания в человеческом общении//Аналитика кульурологии. 2008. № 11. С. 186-189. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20140987 (дата обращения: 25.03.2016).
- Гайнуллина Д. М. Смех как физиологическая, социальная и лингвистическая составляющая нашей жизни//Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). С. 34-39. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21181029 (дата обращения: 25.01.2016).
- Дмитриев А. В. Социология юмора: Очерки. М., 1996. 214 с. С URL: http://philosophy.ru/iphras/library/wlaugh.html (дата обращения: 25.03.2016).
- Сычев А. А. Смех в познании//Интеграция образования. 2004. № 1. С. 111-116. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18260708 (дата обращения: 25.03.2016).
- Сычев А. А. Роль чувства юмора в сфере интеграции образования//Интеграция образования. 2001. № 4-2. С. 29-32. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19074004 (дата обращения: 25.03.2016).
- Мельников С. С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного//Вестник экономики, права и социологии. № 1, 2015. С. 213-217. С URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-yumora-k-kritike-treh-fundamentalnyh-teoriy-smeshnogo (дата обращения: 25.03.2016).
- Белова Л. И. Деструктивные и конструктивные функции юмора (социологический аспект)//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Социально-гуманитарные науки. № 32, 2012. С. 143-144. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/destruktivnye-i-konstruktivnye-funktsii-yumora-sotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 25.03.2016).
- Зелезинская Л. А. Роль юмора в формировании личности//Мир науки, культуры, образования. № 3 (40), 2013. С. 226-228. С URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-yumora-v-formirovanii-lichnosti (дата обращения: 25.03.2016).
- Козлова Т. Б. Использование юмористических текстов малой формы в преподавании иностранных языков//Ученые записки Российского государственного социального университета. № 4 (104), 2012. С. 75-78. С URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-yumoristicheskih-tekstov-maloy-formy-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 25.03.2016).