Этнопедагогическое значение комического в творчестве мордовского народа

Автор: Осьмушина Анастасия Андреевна, Ингл Оксана Петровна

Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu

Рубрика: Академическая интеграция

Статья в выпуске: 3 (84), 2016 года.

Бесплатный доступ

Введение: в статье рассматриваются образовательные возможности фольклора, анализируется комическое в творчестве мордовского народа с точки зрения отображения в нем социально-философских категорий, выявляются основания и содержание комического и смеха мордовского народа, их эффект в формировании личности. Исследования подобного рода ранее не предпринимались. Работа носит интердисциплинарный характер. Материалы и методы: материалом для исследования послужили мифы, пословицы и поговорки, афоризмы, сказки, обрядовые песни мордвы. Применяются методы количественно-качественного анализа, обобщения, синтеза. Результаты исследования: в статье рассматриваются объект (недостаточная жизненная энергия, отклонения от справедливости и естественности) и предмет комического в творчестве мордовского народа (отклонение от предназначения человека - естественного творчества). С точки зрения авторов статьи, иллокутивная сила комического заключена в тропах, посредством чего и осуществляется воспитательное воздействие, перло-кутивный эффект выражается в ненависти и презрении к порокам, в стремлении и любви к добродетелям, представляющим собой дезиративную норму, т. е. норму, на достижение которой и направлено образование и воспитание. Дезиративная норма мокши и эрзи - достаточная жизненная энергия, организуемая в созидание, в умелый, творческий труд, оцениваемый по заслугам, разумное использование природных ресурсов, следование прогрессу, дружная жизнь. Образование также направлено на искоренение пороков. Санкционируемая посредством комизации пейоративная норма осуждает механическое выполнение работы без ее понимания, труд ради корысти, лишенный творчества, несправедливые оценки. Обсуждение и заключения: определены социально-философские категории, находящие отображение в комическом мокши и эрзи, создающие перлокутивный эффект и имеющие иллокутивную силу, оказывающие формирующее воздействие на личность реципиента, осуществляя основную образовательную функцию - социализацию и нормирование. Таким образом, мы убедились в том, что комическая составляющая фольклора имеет несомненное образовательное значение.

Еще

Воспитание, образование, норма, комическое, мокша, эрзя, радость, жизненная энергия, социальное, несправедливость, творчество, пороки

Короткий адрес: https://sciup.org/147137182

IDR: 147137182   |   DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.415-421

Список литературы Этнопедагогическое значение комического в творчестве мордовского народа

  • Гагаев А. А., Гагаев П. А. О «воспоминаниях» души, гносеологии и педагогике//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. № 3. С. 90-97. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13617403 (дата обращения: 25.03.2016).
  • Гагаев А. А., Гагаев П. А. Образование как сосредоточение на себе самом//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (29). С. 215-218. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21783068 (дата обращения: 25.03.2016).
  • Субботина Н. Д. Социально-философский анализ контрсуггестии//Гуманитарный вектор. Сер. «Педагогика, психология». 2008. № 4. С. 8-19. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11741566 (дата обращения: 25.03.2016).
  • Редкозубова О. С. Значение смеха в культуре//Аналитика культурологи. 2008. № 12. С. 282-286. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20141051 (дата обращения: 25.03.2016).
  • Редкозубова О. С., Ромах О. В. Смех как основа понимания в человеческом общении//Аналитика кульурологии. 2008. № 11. С. 186-189. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20140987 (дата обращения: 25.03.2016).
  • Гайнуллина Д. М. Смех как физиологическая, социальная и лингвистическая составляющая нашей жизни//Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). С. 34-39. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21181029 (дата обращения: 25.01.2016).
  • Дмитриев А. В. Социология юмора: Очерки. М., 1996. 214 с. С URL: http://philosophy.ru/iphras/library/wlaugh.html (дата обращения: 25.03.2016).
  • Сычев А. А. Смех в познании//Интеграция образования. 2004. № 1. С. 111-116. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18260708 (дата обращения: 25.03.2016).
  • Сычев А. А. Роль чувства юмора в сфере интеграции образования//Интеграция образования. 2001. № 4-2. С. 29-32. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19074004 (дата обращения: 25.03.2016).
  • Мельников С. С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного//Вестник экономики, права и социологии. № 1, 2015. С. 213-217. С URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-yumora-k-kritike-treh-fundamentalnyh-teoriy-smeshnogo (дата обращения: 25.03.2016).
  • Белова Л. И. Деструктивные и конструктивные функции юмора (социологический аспект)//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Социально-гуманитарные науки. № 32, 2012. С. 143-144. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/destruktivnye-i-konstruktivnye-funktsii-yumora-sotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 25.03.2016).
  • Зелезинская Л. А. Роль юмора в формировании личности//Мир науки, культуры, образования. № 3 (40), 2013. С. 226-228. С URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-yumora-v-formirovanii-lichnosti (дата обращения: 25.03.2016).
  • Козлова Т. Б. Использование юмористических текстов малой формы в преподавании иностранных языков//Ученые записки Российского государственного социального университета. № 4 (104), 2012. С. 75-78. С URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-yumoristicheskih-tekstov-maloy-formy-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 25.03.2016).
Еще
Статья научная