Э.В. Ильенков о феномене способностей в философии Г. Гегеля
Автор: Поляруш А.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 4-2 (67), 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена критическому анализу философской позиции Г. Гегеля по отношению к актуальной проблеме способностей, совершённому Э.В. Ильенковым. Даётся сравнение между стереотипным пониманием способностей в педагогике и философским осмыслением данной проблемы. Особое внимание уделяется диалектико-материалистическому подходу к выявлению причин неравенства в реализации способностей, заключающихся в общественном разделении труда.
Всеобщие формы деятельности, антропологические особенности, социальная среда, разделение общественного труда, образование
Короткий адрес: https://sciup.org/170193341
IDR: 170193341
Текст научной статьи Э.В. Ильенков о феномене способностей в философии Г. Гегеля
Способности как серьёзная антропологическая проблема в той или иной форме исследовалась философами во все времена. Особую остроту она приобретает в XIX в., когда человек становится главной производительной силой, в чём проявился отход от гуманистической позиции философов Древней Греции и эпохи Возрождения.
Большое внимание этой проблеме уделял Г.В.Ф. Гегель, который как основатель идеи панлогизма непосредственно выводил способности из мыслительной деятельности человека. К рассмотрению феномена способностей, детально исследованному величайшим философом Гегелем, уместным и целесообразно представляется подойти через анализ этого вопроса, проведённого философом-гегельянцем советского периода Эвальдом Васильевичем Ильенковым.
Трудности и разногласия, возникающие в разработке концепции способностей, Ильенков объяснят некритическим отношением теоретической педагогики к философским основаниям не только к проблеме способностей, но и ко всей педагогике. Здесь уместно привести фразу, приписываемую Гегелю: трудно ловить рыбу, стоя в воде – для этого нужно выйти на берег. Таким берегом для любой науки является философия, способная из предельных обобщений анализировать научные проблемы.
Э.В. Ильенков, констатируя размытость и некорректность определения понятия «способность» в педагогике, предлагает под ним «понимать реально осуществляемое умение действовать с предметами определенного рода», значит обрисовать реальный способ действий человека по его предметному составу», что полностью согласуется с позицией Гегеля. Отсюда философ исследование способности не ставит в зависимость от индивидуальных особенностей человека, усваивающих и реализующих это качество. Этот фундаментальный тезис вообще не рассматривается педагогикой, которая понимает способность как «совокупность антропологических, типологических или индивидуальных особенностей человека» [1]. Ильенков указывает, что в этом случае понятие «способность» употребляется неосознанно, без анализа его объективных оснований, лишь на вербальном уровне. И здесь школа совершает трагическую ошибку: вместо понимания способности как степени её усвоения данным человеком, этот термин употребляют как синоним таланта, одарённости, которые в свою очередь представляют собой «трудно определяемые эпитеты». Глубина этой педагогической ошибки заключается в невольном (по незнанию) или, того хуже, в произвольном отождествлении «умственной способности» и «врожденных способностях».
Философские аспекты Гегеля в рассматриваемой проблеме, очень точно очерчивают те вопросы, которые педагогика обязана разрешать совершенно конкретно и практически, не обвиняя ни социальную среду, ни прорехи в воспитании, не сваливая свою обязанность на них.
Ильенков видит особую заслугу Гегеля в том, что он рассматривал индивидуальные человеческие способности как общественно-человеческий феномен, философ выводил субъективные способности, т.е. все способы деятельности, из коллективных («всеобщих») формы, представленных в историческом развитии. Непревзойдённый историк философии, Г. Гегель произвёл переворот в методологических подходах к рассмотрению рассматриваемого феномена: субъектом «способностей» здесь был признан грандиозный «ансамбль» индивидов, при взаимодействии создающих всю сферы реальной человеческой жизни: политику, историю, религию, науку, искусство, науку, словом, все универсальночеловеческие формы культуры.
Гегель, таким образом, генерировал сущность универсального биогенетического закона, сформулированного век спустя Э. Геккелем: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Э.В. Ильенков уделяет особое внимание этому гениальному открытию Г. Гегеля и почти невероятному для восприятия современным педагогическим сознанием: «Превращение биологической особи вида «гомо сапиенс» в человеческую личность предстало перед его взором как процесс присвоения индивидом всего богатства исторически развившейся общественно-человеческой культуры» [1].
Для системы образования это философский тезис имеет фундаментальное значение. Ученику должны быть представлены не готовые законы, теоремы, правила как чистые результаты развития общечеловеческой культуры, а совместно с напряжённым, наполненным диалектических противоречий процессом производства этих знаний. В этой концепции Э. Ильенков замечает проблему, которую Гегель неизбежно создаёт с необходимостью разделения общественного труда, поскольку образование как особый общественно значи- мый процесс требует особых методов, средств, специально обученных людей.
В своих ранних работах Гегель утверждал демократический подход к проблеме способностей: каждый индивидуум является универсальным существом и имеет одинаковые возможности для их реализации в общественно-человеческой культуре. Э. Ильенков страстно поддерживает эту идею раннего Гегеля и на её основе решает проблему уникальности личности, так волнующую современных молодых людей, полных завышенных амбиций, формулирует её лаконично и убедительно: «Уникальность личности - в её универсальности» [2].
Однако эта гуманная концепция образования подверглась существенной корректировке в ходе дальнейшей жизни мыслителя. Гегель вынужден был признать, что способность как потенция осуществляется в реальной жизни фрагментарно, не каждому удаётся реализовать в себе основные всеобщие силы.
Гегель отрицает «индивидуальный подход» к ученику, потому что умный педагог не смеет вмешиваться и корректировать биологические особенности ученика.
Ильенков видит главное заблуждение Гегеля в том, что тот не устанавливает зависимости между развитием индивидуаль- ных способностей и разделением обще- виде: без прочного научного основания, ственного труда, сопровождающегося разделением людей на социальные страты, на когорты «узких специалистов» и т.д. Апологет панлогизма, Гегель видел в образовании обособленную сферу социальной жизни – сферу духовного развития, но не видел того факта, что школа всегда отражает форму экономического уклада конкретно-исторического общества, значит, систематически репродуцирует неравенство в реализации способностей, заложенного в самой идее разделения труда. В современной российской школе этот феномен проявляется в гипертрофированном произвольно педсовет разводит учеников по «профильным классам».
Э.В. Ильенков принимает и уверенно разделяет решение проблемы «способностей», представленной в ранней философии Г. Гегеля – это индивидуальное присвоение человеком всеобщих способов деятельности, выработанных человечеством. Для этого необходимо осознать, что не существует врождённых предопределённых способностей; они реализуются лишь в научно сформированном образовательном процессе.
Список литературы Э.В. Ильенков о феномене способностей в философии Г. Гегеля
- Ильенков Э.В. Гегель и проблема способностей.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. - Москва, 1991. - С. 376-381.
- Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - 495 с.