Эволюция бурханизма в Горном Алтае

Автор: Алексеев-апраксин А.М.

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Стратегии дискурса

Статья в выпуске: 3 (68), 2023 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрена самобытная религия Горного Алтая известная как бурханизм или -Ак-янг (белая, чистая вера) от момента зарождения этого этнософско-религиозного народного движения до наших дней. Представленный материал основывается на анализе научной литературы по теме и материалах культурологической экспедиции 2023 г. (включенные наблюдения, неструктурированные интервью), сопровожденных компаративным анализом и соблюдением общего культурологического подхода. В соответствии с исторической хронологией автором выявляется три основных этапа развития бурханизма: возникновение новой веры, латентный (советский) и современный (реформированный) периоды. Проведенное изучение современных форм бурханизма на Алтае указывает на его неоднородность, поскольку он существует в двух ипостасях: тенгрианско-шаманском и буддийском. Первое направление отражает попытки алтай-кижи адаптировать древнейшие формы культуры к современной жизни. Духовное наследие воспринимается здесь как фактор этнической консолидации и культурной идентичности. Второе направление, также опираясь на историю региона, демонстрирует пути возрождения алтайского буддизма, добившись включения Горного Алтая в число традиционных буддийских регионов России. Объединившись в текущем году в Центральное духовное управление буддистов Алтая, а в содержательном плане представляя собой национальную версию тибетской традиции Гелук, эта организация вносит заметный вклад в устойчивое развитие республики и ее этнокультурного своеобразия.

Еще

Ак-бурхан, ак-янг, алтай-кижи, буддизм, традиция гелуг, ойроты

Короткий адрес: https://sciup.org/140303317

IDR: 140303317   |   DOI: 10.53115/19975996_2023_03_034-039

Список литературы Эволюция бурханизма в Горном Алтае

  • Алексеев-Апраксин А.М. Старшее, моложе младшего (традиции и новации отечественного буддизма) // Studia Culturae. – 2016, № 4 (30). – С. 9–17.
  • Анохин А.В. Бурханизм в Западном Алтае // Сибирские огни. – 1927, № 5. – С. 162–167.
  • Данилин А.Г. Бурханизм. – Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. – 208 с.
  • Знаменский А. «Белая вера» в Горном Алтае: тибетский буддиззм, Монголия и Ойротское пророчество (1880-е – 1920-е гг.) // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. – 2020, № 2 (38). – С. 123–151.
  • Косьмин В.К. Влияние монгольского буддизма на формирование и развитие бурханизма на Алтае // Этнографическое обозрение. – 2005, № 4. – С. 45–64.
  • Малинов А.В. Картина мира алтайской этнософии // Международный журнал исследований культуры. – 2023, № 1 (50). – С. 3355.
  • О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25.10.1990 № 267-I // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990, № 21. – С. 189.
  • О свободе совести и религиозных организациях: Закон СССР от 01.10.1990 № 1689-I // Ведомости СНД и ВС СССР. – 1990, № 41. – Ст. 813.
  • Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. – М.; Л.: АН СССР, 1953. – 444 с.
  • Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. – Новосибирск, 1984. – 121 с.
  • Тадина Н.А. Бурханизм и этикет у алтайцев // Этнографическое обозрение. – 2011, № 6. – С. 127–140.
  • Торбоков А.В. Буддийская община в Республике Алтай в начале XXI века // Народы Алтая в социокультурном пространстве России на рубеже эпох. – Горно-Алтайск, 2021. – С. 274–380.
  • Хвастунова Ю.В. Новый тип религиозного лидера в неоязычестве на примере группы «Алтай Jан‾ Ак Jан‾» в Республике Алтай // Народы и религии Евразии. Том 18. – 2019, № 1. – С. 104–112.
  • Чарышова М.Ю. Символика традиционного свадебного обряда алтай-кижи // Вестник ТГУ. Серия: Культурология и искусствоведение. – 2019, № 36. – С. 251–258.
  • Шерстова Л.И. Бурханизм: истоки этноса и религии. – Томск: Томский государственный университет, 2010. – 288 с.
Еще
Статья научная