Эвристические возможности понятия энергии в философии культуры (казус Батая)

Бесплатный доступ

В статье разбирается пример использования понятия энергии в гуманитарном знании. Представлена междисциплинарная концепция французского писателя, философа, социального мыслителя Жоржа Батая, изложенная им в книге «Проклятая доля» (La Part maudite). Показано, что понятие энергии приложимо к изучению социокультурных систем. В свете этого подхода культура предстает (помимо прочего) как система устройств («органов», «машин»), которые утилизируют свободную (психическую, социальную) энергию. В отсутствие этих устройств социокультурные системы испытывают внутреннее давление избыточной энергии («проклятой части»), что чревато разрушением этих систем вследствие смут, гражданских войн и других конфликтов. Батай подробно разбирает три способа утилизации свободной энергии, которые могут быть описаны в рамках философии культуры как три «органа» или три «машины» - войну, религию и труд. В статье дается неклассическое понимание этих явлений. Война, согласно этому пониманию, не может быть сведена только к совокупности насильственных действий по захвату ресурсов или навязыванию воли противнику. Религия не может быть сведена только к установлению связи с божественным. Труд не может быть сведен только к производству материальных или духовных благ. Все эти виды деятельности отчасти автореферентны, и эта автореферентность может быть объяснена дополнительной функцией, которая и раскрывается в данной статье. В заключение показана актуальность использования понятия энергии в культурфилософском анализе современной ситуации. Современная ситуация характеризуется широким распространением индустрии развлечения как «машины», выжигающей избыточную энергию. Эта ситуация не может не привлечь внимания тех, кто опирается на гуманистическую позицию.

Еще

Батай, война, энергия, машина культуры, орган культуры, религия, труд, философия культуры

Короткий адрес: https://sciup.org/149141645

IDR: 149141645   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.3.8

Список литературы Эвристические возможности понятия энергии в философии культуры (казус Батая)

  • Аристотель 1981 – Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981.
  • Батай 2003 – Батай Ж. Проклятая доля. М.: Гнозис: Логос, 2003.
  • Белла 2019 – Белла Р. Религия в человеческой эволюции: от палеолита до осевого времени. М.: ББИ, 2019.
  • Жирар 2019 – Жирар Р. Завершить Клаузевица. Беседы с Бенуа Шантром. М.: ББИ, 2019.
  • Калдор 2015 – Калдор М. Новые и старые войны: организованное насилие в глобальную эпоху. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2015.
  • Калинина И., Мурашова Ю., Штретлинг С. (ред.) 2022 – Калинина И., Мурашова Ю., Штретлинг С. (ред.). Энергия: трансформации силы, метаморфозы понятия: сборник. М.: НЛО, 2022.
  • Кастель 2009 – Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда. СПб.: Алетейя, 2009.
  • Пигалев 2003 – Пигалев А.И. Призрачная реальность культуры (Фетишизм и наглядность невидимого). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
  • Психоаналитические термины 2000 – Психоаналитические термины и понятия: Словарь. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
  • Райкрофт 1995 – Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.
  • Сидорович 2005 – Сидорович О.В. Единоборство в системе ценностей римского гражданина эпохи Республики // Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2003/2004. Новые научные направления. М.: РОССПЭН, 2005. С. 18–30.
  • Слотердайк 2010 – Слотердайк П. Сферы. Плюральная сферология. Т. 3: Пена. СПб.: Наука, 2010.
  • Токмаков 2005 – Токмаков В.Н. Римлянин ранней республики на войне: права и обязанности // Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2003/2004. Новые научные направления. М.: РОССПЭН, 2005. С. 5–17.
  • Философская энциклопедия 1970 – Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 5. М.: Сов. энцикл., 1970.
  • Юнг 2008 – Юнг К.Г. Структура и динамика психического. М.: Когито-Центр, 2008.
  • Sahlins 1963 – Sahlins M. Poor Man, Rich Man, Big Man, Chief: Political Types in Melanesia and Polynesia // Comparative Studies in Society and History. 1963. № 5. P. 285–303.
Еще
Статья научная