Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства

Автор: Астахова О.Я., Федорищева А.Ю.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 12 (21), 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросам, связанным с ответственностью за нарушение лесного законодательства. Проводится дифференциация составов, предусмотренных УК РФ И КОАП РФ. Разграничение проводится на основании судебной практики. Актуальность темы подтверждена статистикой, составленной Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Юридическая ответственность, лесное законодательство, экологическое правонарушение, экологическое преступление, ущерб

Короткий адрес: https://sciup.org/140263237

IDR: 140263237

Текст научной статьи Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства

Институт юридической ответственности представляет собой один из важнейших институтов любой правовой системы. В самом общем виде юридическая ответственность – это установленная в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего правонарушение, претерпевать адекватные лишения личного, имущественного или организационного характера, предусмотренные санкцией нарушенной нормы права.

В отношении ответственности в сфере действия лесного законодательства можно отметить, что юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства представляет собой установленную государством и предусмотренную санкцией юридической нормы меру принуждения, применяемую к лицу, совершившему лесонарушение – противоправное виновное действие (бездействие), наносящее вред лесам как природному объекту, ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок использования защиты, охраны и воспроизводства лесов1.

Цель ответственности за нарушение лесного законодательства – обеспечение соблюдения лесопользователями и иными участниками лесных отношений правил, сроков лесопользования, а также возмещение вреда, причиненного лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд.

Основным нормативным правовым актом в рассматриваемой сфере является Лесной кодекс Российской Федерации (далее – ЛК РФ2) от 04 декабря 2006 г. Однако перечня лесонарушений ЛК РФ не предусматривает. Он лишь устанавливает, что в зависимости от характера совершенного нарушения в сфере лесного законодательства, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Административная ответственность устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ3) и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Основанием возложения такой юридической ответственности является административное правонарушение. Субъектами административной ответственности признаются вменяемые физические лица, достигшие 16 лет, должностные лица и юридические лица.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность за следующие нарушения лесного законодательства: самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26); нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (ст. 8.27); незаконную рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32).

Административная ответственность выражается в применении мер административного воздействия к виновным лицам, среди них: административный штраф, предупреждение, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. При этом административная ответственность наступает в том случае, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Говоря об уголовной ответственности, необходимо отметить, что это наиболее строгий вид юридической ответственности, применяемый в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Можно выделить некоторые ее особенности:

во-первых, уголовная ответственность в сфере лесопользования представляет собой особую форму защиты общества от преступлений в области использования и охраны лесов, имеющих наивысшую степень общественной опасности;

во-вторых, субъектом применения рассматриваемого вида юридической ответственности является только суд при условии проведения предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то органами;

в-третьих, она предусматривает более суровые меры ответственности для нарушителей по сравнению с иными видами ответственности. Среди них, например, штраф (в несколько раз превышающий размер, установленный при административных взысканиях), лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные или обязательные работы, лишение свободы и др.;

в-четвертых, к уголовной ответственности не могут привлекаться организации и их структурные подразделения. Субъектом преступления могут быть только вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

К основным составам экологических преступлений в сфере лесных отношений Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ4) относит ст. 260 УК (незаконная рубка лесных насаждений) и ст. 261 УК (уничтожение или повреждение лесных насаждений).

Более того, преступления в сфере лесных отношений по своему составу схожи с административными правонарушениями. Так, например, объективная сторона ст. 8.28 КоАП и ст. 260 УК выражается в одинаковом деянии – незаконной порубке деревьев и кустарников. Таким образом, возникает вопрос, как же квалифицировать данное лесонарушение?

Ответ на данный вопрос содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования5». Так, в качестве основного критерия, позволяющего разграничить данные деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 260 УК) и административная (ст. 8.28 КоАП), выступает значительный размер причиненного посягательством ущерба.

Значительный размер определяется примечанием, указанным в ст. 260 УК. Под ним понимается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий 5000 рублей.

Более того, вышеназванное постановление устанавливает, что критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК, от административного правонарушения (статья 8.28 КоАП) является степень повреждения лесных насаждений. В случае, если повреждение насаждений не приведет к прекращению их роста, содеянное должно быть квалифицировано по статье 8.28 КоАП. При этом повреждение до степени прекращения роста может проявляться в раздроблении, уничтожении части растения (корневой системы, ветвей и пр.) и т.д., которое нарушает способность деревьев, кустарников и лиан продолжения роста.

Примером может служить приговор Новоспасского районного суда Ульяновской области6. Суд установил, что лицо совершило преступные действия, направленные на незаконную рубку сырорастущих деревьев породы сосна до степени прекращения роста деревьев общим объемом 1,47

куб. метров стоимостью 198 рублей 90 копеек за 1 куб. метр на сумму 292 рубля 38 копеек, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 «Такс для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям» приложения №1 к постановлению Правительства РФ от 08 мая 2007 года №273 и пунктам 5,6,7,8,9 приложения №3 «Методика исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства» к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 года №273, с учетом 150-кратной таксовой стоимости взыскания за ущерб увеличенный в три раза, составило 43 857 рублей, то есть значительный размер ущерба. Лицо было приговорено к 300 часам обязательных работ за незаконную рубку лесных насаждений.

Проводя разграничение между статьей 260 УК РФ и статьей 8.28 КоАП РФ, необходимо указать на практическое применение последней. Так, постановлением судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области7 лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, поскольку совершил повреждение лесных насаждений, а именно: спилил две ветки от сырорастущих деревьев породы дуб до стадии не прекращения роста. Приобщенный к делу расчет стоимости ущерба свидетельствует об отсутствии значительного ущерба в совершенном лицом деянии. А соответственно, совершенно обоснованно суд назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Цель предусмотренной в ст. 260 УК нормы заключается в обеспечении порядка лесопользования, предотвращении повреждения и уничтожения лесов и иной растительности путем незаконной порубки, а тем самым – обеспечение рационального использования и охраны лесов, эффективного ведения лесного хозяйства, сбережения и защиты лесов8.

Статистика, составленная Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, по данной статье, указывает о довольно внушительном количестве осужденных по ней за последние шесть лет. Их наибольшее количество пришлось на 2012 год – 5917 человек (как по основной, так и по дополнительной статье). Минимум пришелся на 2017 год – всего 4328 человек. Однако тенденцию к падению числа осужденных данная статья не имеет, а совсем наоборот, о чем свидетельствует опубликованная статистика за первое полугодие 2018 года, поскольку уже за этот период по данной статье число осужденных достигло 2189 человек.

Еще один состав экологического преступления в сфере лесных отношений – ст. 261 УК. Она предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.

В соответствии с опубликованной статистикой по данной статье ее можно назвать по сути «спящей» нормой, так как количество судебных решений по ней крайне мало, не превышает сотни. Необходимо отметить, что в 2012 году в нее была включена часть 3, однако и это существенно не повлияло на число осужденных по ней, их количество даже пошло на спад. Так, в период действия данной статьи в настоящей редакции максимальное количество осужденных составило 53 человека (2015 год), минимальное – 29 человек (2017 год). Однако, как и со статьей 260 УК РФ, на основании составленной за первое полугодие 2018 года статистики, число осужденных растет, их число составило 20 человек лишь за половину календарного года.

При этом уничтожение означает полное сгорание леса или указанных насаждений либо полное превращение их в сухостой; а повреждение – частичное сгорание древесно-кустарниковой растительности, деградация ее на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражения болезнями и т.д.

Неосторожное обращение с огнем может выражаться как в нарушении общих мер предосторожности (непогашенный костер, выброшенный окурок), так и специальных правил противопожарной безопасности (например, при проведении взрывных работ). Источниками повышенной опасности могут признаваться транспортные средства, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества и т.д.

В случаях нарушения требований правил пожарной безопасности в лесах следует разграничивать ст. 261 УК и ст. 8.32 КоАП. Если неосторожное обращение с огнем или иным источником повышенной опасности в лесах не повлечет за собой возникновение лесного пожара, уничтожение или повреждение насаждений, то такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП.

Примером привлечения к уголовной ответственности может послужить приговор, вынесенный Селемджинским районным судом Амурской области9. Лицо, не имея умысла на поджог лесного фонда РФ, и не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий в виде повреждения лесных насаждений и иных насаждений и причинении лесному фонду РФ ущерба в крупном размере, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, осуществил поджог травы вдоль автодороги, возгорание которой под действием ветра, распространилось на покрытую лесом территорию лесничества, тем самым повредил лесные насаждения путем неосторожного обращения с огнем, причинив РФ в лице лесничества материальный ущерб. В соответствии с данными обстоятельствами, лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 261 УК РФ, в связи с чем ему было назначено наказание в виде 7 месяцев исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства.

Проводя дифференциацию со ст. 8.32 КоАП можно привести постановление Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края10. Лицо нарушило правила пожарной безопасности в лесах, а именно осуществило розжиг костра. При отсутствии лесного пожара, уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, а также особого противопожарного режима, лицо правомерно признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Таким образом, анализ данных норм и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что за отдельные виды правонарушений может наступить как административная, так и уголовная ответственность. Все будет зависеть от того каков был размера ущерба, причиненного лесонарушением, а также другими признаками, предусмотренными законом.

Список литературы Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства

  • Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к гл. 20 УК РФ. М., 1998. С. 322.
  • Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учеб. М., 2002. С. 512.
  • Романов В. Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства // Рос. юстиция. 1998. № 5.
Статья научная