Юридическая ответственность за совершение экологических преступлений

Автор: Агапова Я.А.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 5-1 (21), 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию процедуры реализации мер юридической ответственности за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды. На основании положений нормативных правовых актов сделан следующий вывод: целесообразно ввести в российское законодательство правовые нормы, регламентирующие уголовную ответственность юридических лиц.

Правоприменитель, юридическая коллизия, квалификация, правовая регламентация

Короткий адрес: https://sciup.org/140282556

IDR: 140282556

Текст научной статьи Юридическая ответственность за совершение экологических преступлений

Ст. 42 Конституции РФ регламентирует основные неотчуждаемые экологические права человека и гражданина, среди которых необходимо выделить следующие: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением1. Их реализация, в первую очередь, осуществляется посредством эффективного применения мер юридической ответственности.

Виды ответственности, применяемые правоприменителями при рассмотрении и разрешении дел, связанных с экологическими правонарушениями, перечислены в статье 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» это имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная2. В связи с тем, что данные положения урегулированы несколькими нормативными правовыми актами, к примеру, правовые нормы о незаконной рубке лесных насаждений закреплены как в УК РФ, так и в КоАП РФ, зачастую на практике возникают ситуации, в которых весьма затруднительно разграничить преступление и проступок.

Для устранения юридической коллизии между нормативными правовыми актами Верховный Суд РФ в Постановлении от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснил, что основным критерием разграничения двух видов ответственности являет- ся размер ущерба, причиненного посягательством3. Для квалификации деяния по ст. 260 УК РФ данный ущерб должен превышать 5 тысяч рублей.

Ознакомившись с положения КоАП РФ и УК РФ необходимо сделать следующий вывод: критериями разграничения является не только размер ущерба, но и степень общественной опасности деяния, а также наличие или отсутствие тяжких последствий.

Таким образом, основанием уголовной ответственности является экологическое преступление, регламентированное соответствующими статьями УК РФ. Составы данных виновных противоправных деяний содержатся не только в главе 26 данного ФЗ, но и в других разделах и главах. К таким, безусловно, можно отнести экоцид – это массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Проанализировав данные нормы, необходимо сделать следующий вывод: большинство составов, предусматривающих данный вид юридической ответственности, являются материальными. Данное означает, что для привлечения виновного к ответственности необходимо не только установление факта совершения противоправного деяния, но и наступление общественноопасных последствий, выразившихся в причинении существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному хозяйству и т.д.

По-мнению многих ученых, именно это является основанием для признания уголовного законодательства в области охраны окружающей среды неэффективным и несовершенным4. С данной точкой зрения весьма трудно не согласиться, поскольку если общественно-опасные последствия не наступили после совершения лицом виновных противоправных действий, то уголовное дело не подлежит возбуждению, даже если продолжает существовать реальная угроза причинения вреда не только природным объектам, но и жизни и здоровью человека. Еще одним существенным минусом в правовой регламентации преступлений в данной сфере общественной жизни является преобладание оценочных категорий при анализе последствий экологического преступления, что находит свое отражение в том, что вред оценивается исходя из стоимости поврежденного или уничтоженного имущества.

На сегодняшний день в экологической преступности более 90% составляют следующие категории преступлений: незаконная вырубка деревьев, добыча водных животных и растений, а также охота5. Именно поэтому приоритетным направлением при расследовании является борьба с незаконной добычей природных ресурсов. На мой взгляд, для снижения количества преступлений данной сфере, в первую очередь, необходимо ужесточить санкции за совершение данных общественно-опасных деяний.

Проанализировав судебную практику и положения нормативных правовых актов, считаю целесообразным ввести в российское законодательство правовые нормы, регламентирующие уголовную ответственность юридических лиц за совершение экологических преступлений. Данное является н6еобходимым в виду того, что производственная деятельность предприятий наносит окружающей среде вред, устранение которого во многих случаях не представляется возможным.

Список литературы Юридическая ответственность за совершение экологических преступлений

  • Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ) // Российская газета. 2002. № 6.
  • Постановление Пленума Верховного Суда «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» от 18 октября 2012 г. № 21 // Российская газета. 2012. № 251.
  • Безрук А.Н. Совершенствование уголовного законодательства, направленного на борьбу с преступлениями, связанными с загрязнением окружающей среды. - Саратов: Издательство Правовая политика и правовая жизнь - 2010. - С. 154-159.
  • Жаворонкова Г.В. Экологическое право: учебник для бакалавров. - М.: Проспект - 2017. С. 219-222.
Статья научная