К актуальности изучения морфофункциональных характеристик лимфоидной ткани большого сальника
Автор: Солдатова С.Н., Гармаева Д.К.
Журнал: Морфологические ведомости @morpholetter
Рубрика: Научные обзоры
Статья в выпуске: 2 т.33, 2025 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время в связи с запросами практической медицины (абдоминальной, торакальной, гинекологической, реконструктивно-пластической хирургии, онкологии) изучение морфологии, пластичности, реактивных и адаптивных функций большого сальника сохраняет свою актуальность. Поскольку, большой сальник является частым местом метастатического поражения, изучение его иммунных (лимфоидных) структур имеет особую актуальность. Цель исследования – мета-анализ современной научной литературы, посвященных млечным пятнам большого сальника, представляющих собой важный компонент лимфоидной ткани, которые участвуют в внутрибрюшном иммунном ответе. Материалы и методы исследования включали систематический обзор отечественной и зарубежной научной литературы и анализ собранных данных. Для проведения анализа были отобраны публикации, охватывающие клинические наблюдения, патоморфологические исследования и данные о взаимосвязи млечных пятен с различными заболеваниями. В обзоре освещена анатомия, функция большого сальника, морфология иммунной ткани большого сальника (лимфоидные скопления - млечные пятна). Молочные пятна располагаются в ткани большого сальника и выполняют важные функции в иммунной системе организма. Исследования показывают, что эти образования активно участвуют в иммунном ответе, обеспечивая защиту от инфекций и воспалительных процессов. Анатомия млечных пятен включает разнообразные клеточные компоненты, среди которых можно выделить лимфоциты, макрофаги и дендритные клетки, которые взаимодействуют друг с другом, формируя сложные механизмы иммунного ответа. Биологические свойства сальника включают его способность к неоваскуляризации, гемостазу, заживлению и регенерации тканей, а также функцию инкубатора in vivo для культивирования клеток и тканей. Некоторые из этих свойств давно отмечены в хирургической практике и используются эмпирически в некоторых лечебных процедурах. Морфологические исследования, проведенные на различных моделях, подтверждают значимость млечных пятен в поддержании гомеостаза и развитии патогенеза различных заболеваний. Обсуждаются возможные патогенетические механизмы, которые могут повлиять на функцию данных образований. Настоящий обзор подчеркивает важность дальнейших исследований для полного понимания роли млечных пятен в процессе иммунной активности и их клинического значения.
Большой сальник, млечные пятна, лимфоидная ткань, иммунная система, анатомия
Короткий адрес: https://sciup.org/143184616
IDR: 143184616 | DOI: 10.20340/mv-mn.2024.32(4).904
Текст научной статьи К актуальности изучения морфофункциональных характеристик лимфоидной ткани большого сальника
Солдатова С.Н., Гармаева Д.К. К актуальности изучения морфофункциональных характеристик лимфоидной ткани большого сальника. Морфологические ведомости. 2025;33(2):904. ;33(2):904
Soldatova SN, Garmaeva DK. On the relevance of the greater omentum lymphoid tissue morphological and functional characteristics studying. Mor-fologicheskie Vedomosti – Morphological newsletter. 2025;33(2):904. ;33(2):904
Введение. В настоящее время, в связи с запросами практической медицины (абдоминальной, торакальной, гинекологической, реконструктивно-пластической хирургии, онкологии) изучение морфологии, пластичности, реактивных и адаптивных функций большого сальника сохраняет свою актуальность. Поскольку, большой сальник является частым местом метастатического поражения, изучение его иммунных (лимфоидных) структур имеет особую актуальность.
Цель исследования - мета-анализ современной научной литературы, посвященных млечным пятнам большого сальника, представляющих собой важный компонент лимфоидной ткани, которые участвуют в внутрибрюшном иммунном ответе.
Материалы и методы исследования включали систематический обзор отечественной и зарубежной научной литературы и анализ собранных данных. Для проведения анализа были отобраны публикации, охватывающие клинические наблюдения, патоморфологические исследования и данные о взаимосвязи млечных пятен с различными заболеваниями.
Биологические свойства сальника включают его способность к неоваскуляризации, гемостазу, заживлению и регенерации тканей, а также функцию инкубатора in vivo для культивирования клеток и тканей. Некоторые из этих свойств давно отмечены в хирургической практике и используются эмпирически в некоторых лечебных процедурах [5]. Сальник функционирует как регулятор региональных иммунных реакций для предотвращения инфекций и спаек, которые могут привести к непроходимости кишечника [6]. Сальник был описан более 100 лет назад как «полицейский живота» и давно признан органом, играющим существенные функции в защите брюшины. Отличительной чертой сальника, которая отлича- ет его ткань от других висцеральных жировых отложений, называемых млечными пятнами, является обилие в ней иммунных клеток, [7].
У эмбриона человека формирование большого сальника начинается на втором месяце эмбриогенеза, а в период с конца пятого месяца эмбриогенеза до рождения большой сальник приобретает основные структурные характеристики, свойственные этому органу. Большой сальник плодов и новорожденных имеет пластинчатое строение, содержание жировой ткани в нем незначительно, она располагается только по ходу желудочносальниковых артерий и их крупных ветвей. Нередко у детей раннего возраста его описывают как прозрачную тонкую пленку, лишенную жировой ткани. С увеличением возраста возрастает и содержание жировой ткани в органе [8-9]. У ребенка в возрасте 3–5 месяцев сальник покрывает 2/3 площади тонкой кишки. Жировая ткань представлена в виде «жировых островков», которые не сливаются и концентрируются в местах разветвления сосудов [4]. Форма большого сальника у взрослых встречается в следующих вариантах: в виде «кружева», в котором мало жирового слоя и в виде пласта с неровной поверхностью, с выступающими жировыми дольками (бугристые подушечки) [10].
В сальнике многочисленные имму-ноциты собираются в периваскулярной области, образуя млечные пятна [11]. Млечные пятна сальника были впервые описаны в 1874 году у кроликов французским анатомом Ранвье, который дал им название из-за их белесоватого вида пятен среди жира. Млечные пятна представляют собой организованные агрегаты лейкоцитов, встроенные между адипоцитами непосредственно под слоем мезотелиальных клеток. Похожие агрегаты, известные как жиро-ассоциированные лимфоидные кластеры (FALC), обнаруживаются в других жировых депо, включая перикардиальный и средостенный жир в плевральной полости, а также брыжеечный жир в брюшной полости [12]. У человека сальник содержит более 100 молочных пятен диаметром от 300 до 700 мкм [13]. Клеточные кластеры млечных пятен происхо- дят из системы мононуклеарных фагоцитов и включают макрофаги (70%), В-лимфоциты (10%), Т-лимфоциты (10%), тучные клетки и стромальные клетки [14]. Наиболее крупные лимфоидные узелки определяются у детей в возрасте 4-12 лет и подростков, с возрастом появляется общая тенденция к уменьшению плотности и размеров этих иммунных структур [2]. Кроме того, исследование Cleypool et al. (2020) показало, что сальниковые млечные пятна иннервируются симпатической нервной системой. Нервные волокна наблюдались в связи как с кровеносными сосудами, так и с лимфоцитами [15]. Дифференциация и развитие макрофагов в молочных пятнах зависит от продукции макрофагального колониестимулирующего фактора (M-CSF) стромальными клетками сальника. Молочные пятна также могут играть роль в зрелости адаптивной иммунной системы. Например, предполагалось, что сальник плода является источником развития В-клеток, аналогичным тимусу [16].
В течение жизни плода клетки-индукторы гемопоэтической лимфоидной ткани (далее - LTi) накапливаются в определенных местах, чтобы инициировать развитие лимфатического узла и пейеровой бляшки. Клетки LTi необходимы для инициирования образования вторичных лимфоидных тканей посредством их взаимодействия с клетками-организаторами лимфоидной ткани в зависимости от лимфотоксина. Напротив, млечные пятна сальника развиваются в отсутствие LTi, что указывает на то, что развитие млечных пятен регулируется механизмами, отличными от тех, которые используются лимфатическими узлами и пейеровыми бляшками [13, 17].
На микроскопическом уровне млечные пятна содержат гломерулярноподобную капиллярную сеть кровеносных сосудов, которая обеспечивает обмен жидкостью между брюшинной полостью, кровотоком и окружающей тканью сальника [11]. Процесс сбора антигенов из брюшинной полости опосредован небольшими порами или фенестрами, обнаруженными в слое мезотелиальных клеток. Эти межклеточные поры диаметром 5–20 мкм, известные как «устьица», обеспечивают проникновение свободных антигенов и частиц из брюшинной полости в молочные пятна. Устьица образуются между кубическими мезотелиальными клетками с внешним видом, похожим на «булыжную мостовую», который четко отличается от плоских мезотелиальных клеток, покрывающих другую область сальника [13]. Более ранние ультраструктурные исследования показали, что макрофаги могут мигрировать через складки молочного пятна в брюшную полость в виде свободных перитонеальных макрофагов, это было первым сообщением о макрофагах с выраженными гофрированными мембранами, которые мигрируют через устьица млечных пятен в брюшную полость [18].
Молочные пятна, вероятно, ведут себя как вторичные лимфоидные органы, способные давать ответы на перитонеальные антигены, генерировать и обеспечивать дифференцировку перитонеальных макрофагов. Тем не менее, среда сальника, включая его молочные пятна, мезенхимальные клетки и адипоциты, благоприятна для развития метастазов. Адекватное выполнение функций молочных пятен возможно до определенного предела, после которого защита большого сальника прорывается и происходит метастазирование в лимфоузлы большого сальника и брюшной полости [19, 23].
Опухолевая ниша включает смесь различных иммунных клеток, например, Т-клеток, ДК, NK-клеток, макрофагов, ассоциированных с опухолью, MDSC и Tregs, которые участвуют как в подавлении опухоли, так и в ее прогрессировании. Эти клетки продуцируют различные сигнальные факторы, такие как цитокины, хемокины, факторы роста и другие сигнальные молекулы, которые формируют динамическую коммуникационную сеть и определяют исход у пациентов с раком яичников [26].
В исследованиях Халиковой и др. в тканях большого сальника среднее количество иммунокомпетентных клеток из Т-лимфоидного ряда (CD8+, CD7+ Т-лимфоциты) и макрофагов (CD68) отличалось при разных стадиях опухолевого процесса при раке яичника. Плотность млечных пятен снижается при распространении опухолевого процесса. Было выявлено, что наличие CD8+ Т-лимфоцитов в метастатических очагах большого сальника положительно коррелируют с увеличением выживаемости пациентов [27]. Сходная картина изменений была также выявлена при проведении сравнительных морфологических исследований при раке толстой кишки. Было выявлено преобладание Т-клеток в млечных пятнах большого сальника у пациентов с новообразованиями [28-29].
Следовательно, данные, представленные в литературе, подвергают сомнению рациональность удаления большого