К юбилею «Археологических открытий»
Автор: Лопатин Н.В.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Рубрика: Хроника
Статья в выпуске: 245-1, 2016 года.
Бесплатный доступ
Полвека назад, в 1966 г., вышел в свет первый выпуск ежегодника «Археологические открытия». С 1987 по 1992 г. сборник не выходил, возрожден в 1993 г. Всего к настоящему времени напечатано 40 выпусков издания. Особенностью «Археологических открытий» является концентрация сведений о результатах полевого сезона во всероссийском масштабе наряду с лаконичной формой представления.Издание должно сохранить и упрочить свое значение важного элемента системы научной информации в археологии России.
Ежегодник, "археологические открытия", публикация, полевойсезон, информация
Короткий адрес: https://sciup.org/14328354
IDR: 14328354
Текст научной статьи К юбилею «Археологических открытий»
Полвека назад, в 1966 г., вышел в свет первый выпуск ежегодника «Археологические открытия». Ответственный редактор академик Б. А. Рыбаков в «Предисловии» заявлял: «Задача сборника – дать первое представление о только что открытых научных сокровищах, о только что законченных или прерванных на зимнее время раскопках... Институт археологии АН СССР предполагает ежегодно отчитываться перед всеми интересующимися археологией такими книгами о самых новых открытиях. В устной форме ежегодные отчеты существуют у археологов уже с 1945 г. Археологи всего Союза съезжаются в Москву или другой крупный научный центр (Ленинград, Киев, Баку, Минск) и докладывают о достижениях истекшего года, знакомят с ними научную общественность. Каждый такой годичный съезд сопровождается выставкой новых материалов и находок. Публикация в сборнике отчасти заменит доклады и выставку или, точнее, значительно расширит круг участников съезда и посетителей выставки. Коллектив Института археологии будет признателен за все замечания и пожелания, высказанные по поводу этого первого сборника».
Уже через год сборник значительно расширился и приобрел стандартные в будущем структуру и жанровость. В «Предисловии» от имени Редколлегии (Б. А. Рыбаков, отв. ред., M. А. Карповская, Т. В. Равдина, Д. Б. Шелов) говорилось: «Сборник “Археологические открытия 1965 года”, выпущенный в свет в апреле 1966 г., быстро разошелся (тираж 3500 экз. – Н. Л. ) и вызвал ряд благоприятных откликов. Это свидетельствует о большом интересе, проявляемом широкими кругами научной общественности к древнейшему прошлому нашей страны, и о необходимости постоянной и быстрой информации о новых открытиях советских археологов.
Первый сборник содержал сведения о работах экспедиций только Института археологии АН СССР. В настоящую книгу включена информация об археологических исследованиях и многих других учреждений: академий наук союзных республик, университетов, научно-исследовательских и педагогических институтов, музеев и т. д. Деятельность археологов в разных районах страны получила, таким образом, гораздо более полное, но все же не исчерпывающее освещение... Ввиду того что значительная часть археологических экспедиций местных учреждений занималась комплексным исследованием разновременных памятников, решено отказаться от расположения материала в хронологическом порядке... Редколлегия благодарит всех археологов, поделившихся своими открытиями, и будет признательна за пожелания и замечания по поводу нового сборника».
Б. А. Рыбаков сохранял пост ответственного редактора вплоть до выпуска 1982 г., однако фактически обязанности руководителя издания ежегодника перешли к Р. M. Mунчаеву, возглавлявшему издательское направление работы Института археологии. Ответственным секретарем ежегодника с 1977 по 1983 г. была Н. В. Mалиновская, в 1984 г. – О. Н. Аксенова, а в 1985–1986 гг. – Т. В. Сергина. В 1984 г. в результате перераспределения обязанностей в дирекции Института ответственным редактором «Археологических открытий» стал В. П. Шилов. Редакционная коллегия в большинстве выпусков не указана, но в отдельные годы в нее входили в том или ином составе ведущие ученые ИА АН СССР.
С 1987 по 1992 г. сборник не выходил. Это было время всестороннего, и в том числе издательского, кризиса в стране. Государственные издательства резко сократили выпуск научной литературы, а малотиражные институтские издания в то время в основном готовились к печати с помощью пишущей машинки. В эти же годы сошло на нет издание серии «Свод археологических источников». В 1993 г. жертвой кризиса пали КСИА, нависала угроза и над журналом «Российская археология».
Показателем важности закрытого издания «АО» для археологического сообщества стал пример Урало-Поволжского региона, где объединенными силами разных исследовательских центров была организована публикация региональных «Археологических открытий Урала и Поволжья» (три выпуска по два сезона: 1987–1988, 1989–1990, 1991–1992). Существует также целый ряд других региональных продолжающихся изданий разного охвата, сходных по жанру с «Археологическими открытиями».
В этих условиях в 1993 г. «Археологические открытия» стали «первой ласточкой» возрождения (позднее, в 2001 г., возобновилось издание «Кратких сообщений»). Публикация «Археологических открытий 1993 года» была инициирована заведующим Отделом полевых исследований (ОПИ) ИА РАН В. В. Седовым и профинансирована Mинистерством культуры РФ. Затем поддержку грантами оказывал Российский гуманитарный научный фонд, а с 1999 по 2006 г. издание финансировалось Президиумом РАН и проходило редакционно-издательскую подготовку в два этапа – в ИА РАН и издательстве «Наука». В. В. Седов не публиковал программу возрожденного издания. Однако подразумевалось, что оно наследует все основные черты прежней серии, но, естественно, в пределах сообщества российских археологов (хотя к участию в некоторых выпусках привлекались коллеги из Белоруссии и Абхазии). Для улучшения справочных функций ежегодника стали составляться карты и указатели. К большинству выпусков, изданных под редакцией В. В. Седова, он готовил предисловия с обзором полевой работы российских археологов за год по данным ОПИ, излагал свое видение наиболее актуальных проблем полевой археологии.
После смерти В. В. Седова в 2004 г. ответственным редактором «Археологических открытий» назначен Н. В. Лопатин. По ряду объективных и субъективных причин начиная с выпуска 2006 г. регулярность выхода ежегодника нарушилась, а материалы полевых сезонов 2010–2013 гг. пришлось объединить в одном томе. Всего к настоящему времени напечатано 40 выпусков издания.
В 2015 г. сформирована постоянная редакционная коллегия «Археологических открытий», в которую, наряду с научными редакторами территориальных разделов, вошли также сотрудники Института археологии, курирующие направления регламентации и экспертизы результатов полевых работ, сохранения археологического наследия, контакты с другими археологическими организациями, издательскую деятельность. В редколлегию входят: чл.-корр. РАН П. Г. Гайдуков, д. и. н. Е. Г. Дэвлет, д. и. н. Д. С. Коробов, к. и. н. Г. Г. Король, к. и. н. С. В. Кузьминых, к. и. н. Н. В. Лопатин (ответственный редактор), д. и. н. А. А. Mасленников, д. и. н. С. З. Чернов, к. и. н. А. В. Энговатова.
Редакция «Археологических открытий» стремится выполнять функции общероссийского издания – не только по охвату, но и в смысле отражения интересов всего сообщества археологов России, составляя и предоставляя информацию о новейших осуществленных полевых исследованиях, работать на основе двусторонних связей, откликаться на пожелания авторов и читателей ежегодника. Однако высказываемые мнения часто противоположны.
С одной стороны, нас упрекают в излишней краткости статей и малочисленности иллюстраций, с другой – некоторые авторы полевых исследований опасаются, что информация об их работах, еще не завершенных и не отраженных в полноценных публикациях, будет использована кем-либо с нарушением авторских прав, а также наведет на памятники грабителей-кладоискателей.
Звучат предложения добавить новые тематические разделы, посвященные охране памятников, методике полевых исследований, публиковать списки утраченных в результате различных причин памятников археологии.
Не все предложения совместимы с нашей позицией. Объем поступающих в редакцию материалов не позволяет серьезно расширять иллюстративную составляющую «АО». В то же время научный характер публикаций делает необходимыми во многих случаях ссылки на литературу, которые до сих пор не были приняты в «Археологических открытиях». Начиная с выпуска «АО 2014 года» статьи сопровождаются библиографическим аппаратом.
Главной своей задачей редакция «АО» считает, не меняя стиля и соблюдая оперативность издания, добиваться увеличения полноты представленности экспедиций и отрядов, работающих в России, на его страницах. Наша позиция состоит в сохранении жанрового своеобразия сборника. Важный признак статей в «АО» – стандартная структура, которая отражена в правилах представления статей (см. страницу издания на сайте Института археологии РАН: http:// archaeolog.ru/?id=24).
Mы исходим из того, что «Археологические открытия» – сборник не публикаций, а презентаций отчетов, анонсов будущих публикаций. Иными словами, это ежегодник-путеводитель по собранию отчетов о полевых исследованиях. Немаловажное значение «Археологических открытий» для исследователя – это возможность быстро получить синхронный или диахронный информационный срез по полевым археологическим исследованиям в России. При этом следует заметить, что далеко не всегда результаты важных разведочных и раскопочных исследований публикуются в полноте, поэтому нередко исследователи ссылаются на статьи из «Археологических открытий» как на единственное печатное отражение открытий. Востребованность «АО» как источника информации подтверждается системой Российского индекса научного цитирования (см.: http:// elibrary.ru/cit_title_items.asp?id=25516). В любом случае концентрация сведений наряду с лаконичной формой представления является особенностью «Археологических открытий».
В сборнике не печатаются точные координаты и привязки памятников археологии к местности. И дело тут даже не столько в том, что редакция хотела бы затруднить доступ к данным для самодеятельных копателей, желающих заниматься добычей древностей в нарушение закона. Дело в том, что основная задача издания, в нашем понимании, – быть не путеводителем по памятникам, а обзором новейших полевых исследований, помогающим специалисту организовать целенаправленный поиск научной информации в массивах отчетной документации и музейных коллекций.
Как известно, авторами публикаций в «АО» являются только археологи, имеющие разрешения (открытые листы) на производство работ, выданные Mинистерством культуры Российской Федерации. Аналогичным критериям соответствуют исследования, проведенные нашими авторами за рубежом. Профессионализм авторов является залогом соответствия работ принятым научнометодическим стандартам, а также научного значения результатов исследований, но эти показатели дополнительно контролируются редколлегией. Слово «открытия» в названии понимается широко, охватывая любые новые сведения о памятниках археологии, однако все же мы не публикуем техническую информацию о работах, в ходе которых не выявлены памятники археологии, а также заметки, не содержащие серьезных научных данных. Неотъемлемый признак современной научной периодики – экспертиза (рецензирование) публикуемых материалов специалистами, и «Археологические открытия» в этом отношении не являются исключением. В нашем издании экспертиза статей осуществляется научными редакторами разделов.
Издавая сборник «Археологические открытия», охватывающий всю территорию России, редакция видит в этом деле прямую взаимосвязь с централизованной системой экспертизы полевых отчетов, выдачи открытых листов и хранения отчетной документации, которая исторически сложилась в нашей стране. В этой связи следует обратить внимание на статью 6.12 «Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации» (http://archaeolog.ru/media/zakonodatelstvo/Polozhenie_opi_12-02-14.pdf), которая говорит о необходимости для держателей открытых листов представления краткой информационной статьи в ежегодник «АО». Поскольку нарушение этой нормы не влечет за собой лишения открытого листа, ее следует понимать как настоятельную рекомендацию.
Нет сомнения, что издание «Археологических открытий» соответствует интересам всего археологического сообщества России, и оно должно сохранить и упрочить свое значение важного элемента системы научной информации в археологии России.