К оценке кофакторов риска в преморбиде для патогенеза и прогноза хронического алкоголизма
Автор: Имамов Ш.А.
Журнал: Тюменский медицинский журнал @tmjournal
Статья в выпуске: 3 т.18, 2016 года.
Бесплатный доступ
У 85 человек в возрасте от 26 до 70 лет оценена роль кофакторов риска в преморбиде для патогенеза и клинического прогноза алкоголизма. У исследуемых лиц в преморбиде были обнаружены кофакторы риска, которые при соответствующих условиях могли включиться в клинико-патогенетические процессы алкоголизма. В основной группе больных (n=65) были выявлены 117 факторов риска - 1,8 на каждого больного, а в контрольной (n=20) - 0,43. Показано, что у больных с осложнённым преморбидом за счёт ускорения темпа прогредиентности течения клинические проявления алкоголизма начинаются на 3-5 лет раньше, чем для пациентов без осложнённого преморбида. Согласно полученным данным, риск заболеть алкоголизмом при наличии кофакторов риска в преморбиде сдвинут в сторону молодого и среднего возрастов по сравнению со среднестатистическими показателями, приводимыми в литературе. Установлено, что возраст 31-50 лет у больных с осложнённым кофакторами преморбидом, является периодом наибольшего риска развития алкоголизма и имеет клинико-прогностическое значение.
Алкоголизм, осложненный преморбид, кофакторы риска, патогенез, прогноз, закономерность, прогредиентность
Короткий адрес: https://sciup.org/140220089
IDR: 140220089
Текст научной статьи К оценке кофакторов риска в преморбиде для патогенеза и прогноза хронического алкоголизма
Вопрос о роли кофакторов риска в премор-биде в патогенетических механизмах развития и клиническом прогнозе алкоголизма до сих пор остается недостаточно изученным и актуальным в современной клинической наркологии [1, 6, 14]. По данным разных авторов кофакторы риска в преморбиде в виде наследственной отяго-щенности алкоголизмом родителей, характерологические особенности личности, соматонев-рологические заболевания обнаруживается у больных алкоголизмом от 20 до 85% [7, 8, 15]. Такого рода разброс показателей делает необходимым их уточнение на репрезентативном материале.
По мнению отдельных исследователей кофакторы риска в преморбиде существенным образом влияют на клинико-патогенетические механизмы развития заболевания и клинический прогноз алкоголизма [2, 10, 12]. Однако эти авторы объясняют лишь часть многомерного клинико-патогенетического процесса алкоголизма.
На базе имеющихся научных данных о характере корреляции патологического преморби-да и клинико-патогенетических механизмов делаются попытки сформулировать теорию патогенеза алкоголизма. Но до сих пор нет всеобъемлющего ответа на вопрос: почему в одних случаях алкоголизм развивается замедленным темпом, прогноз относительно благоприятный, а в других – происходит ускоренное развитие, за короткий срок формируются все основные синдромы и прогноз неблагоприятный. При возникновении алкоголизма на фоне патологического преморбида видоизменяется клиника, ускоряется течение и ухудшается социальный прогноз [4, 5, 11].
По данным некоторых исследователей уровень корреляции кофакторов риска в преморби-де с клиническими признаками алкоголизма зависят от проявления “почвы” (латентный, рези-дуальньй, активный, эндогенный) [3, 9, 13].
Именно многообразие факторов риска в преморбиде способно модулировать патогенетический процесс в аспектах его интенсивности, характера и быстроты динамики, особенности формирования клинического синдромообразо-вания, типа течения и медико-социального прогноза на ближайший и отдалённый период у больных алкоголизмом.
Таким образом, определение роли кофакторов риска в преморбиде в патогенетических механизмах заболевания может помочь в выработке объективных критериев для прогнозирования возможных клинических вариантов и типов течения алкоголизма.
Цель исследования: изучение значения кофакторов риска в преморбиде для патогенеза и прогноза хранического алкоголизма.
Материал и методы.
В настоящей работе приводятся результаты клинико - статистического анализа роли пре-морбидной патологической «почвы» в развитии хронического алкоголизма. Было изучено 65 больных алкоголизмом в возрасте 26-70 лет. Клиника и стадии алкоголизма квалифицировались в соответствии с классификацией А.А. Портнова и И.Н. Пятницкой (1976): вторая стадия – 54,7% (n=35), третья стадия – 45,3% (n=30). Больных этой группы отличало наличие патологической «почвы» в преморбиде, то есть тех кофакторов риска, которые при соответствующих средовых условиях могут включаться в патогенез алкоголизма. Контрольную группу составили 20 больных алкоголизмом без заметного отягощения в преморбиде дополнительными патогенными факторами.
В основной группе больных был выявлен 117 факторов риска – 1,8 на каждого больного, а в контрольной – 0,43. Эти данные свидетельствуют о том, что удельный вес кофакторов риска в основной группе в 4 раза больше, чем в контрольной.
В преморбиде больных были обнаружены следующие виды факторов риска: наследственная отягощенность алкоголизмом родителей (33,8%), психопатические черты характера (75,3%), соматические (65%) и неврологические (26,4%) заболевания. У одного больного отмечались два и более факторы риска, которые повлияли на повышение процентных показателей. По частоте встречаемости среди факторов риска преобладает личностные особенности (на первом месте), соматические заболевания (на втором), наследственная отягощенность алкоголизмом родителей (на третьем) и далее неврологические заболевания.
Для оценки средних значений кофакторов риска использовали однофакторный дисперсионный анализ с применением критерия Краскола – Уоллиса. Для анализа долей (%) встречаемости кофакторав риска применяли статистику χ2 с расчётом ОR, отражающий риск развития алкоголизма в определённом возрастном периоде. Различия признавали достоверными при р< 0,05. Статистический анализ проводили с использованием программы IBM SPSS 20,0.
Результаты и обсуждение.
Следует учесть, что алкоголизм может возникать и без преморбидной отягощенности при достаточной длительности (15-20 лет) злоупотребления спиртными напитками, но при наличии кофакторов риска в преморбиде срок формирования заболевания сокращается в 2-3 раза. Это указывает на заметное участие патологической «почвы» в клинико-патогенетических механизмах алкоголизма. Критериями оценки влияния кофакторов риска на патогенез является темп прогредиентности течения заболевания, усиление влечения к алкоголю, нарастание тяжести похмельного синдрома, атипичность клинической картины и ускоренное снижение толерантности к алкоголю.
Наши наблюдения дают нам основание говорить о том, что на фоне патологической «почвы», с большой долей вероятности, возникают клинически полиморфные (сложные, атипичные) и прогредиентные по течению формы алкоголизма. Исходя из этого тезиса, можно предположить, что каждый фактор повышенного риска включается в сложный патогенетический механизм, в результате которого количественные накопления качественных элементов болезненного процесса обусловливают формировании клинически сложных синдромов. В свете этого теоретического положения кофакторы риска можно отнести к дополнительным факторам патогенеза, которые меняют предыдущий стереотип развития и формирования алкогольного заболевания.
Несколько иная картина выявлена у больных алкоголизмом в сочетании с выраженными преморбидными особенностями личности. Кли-нико - статистический анализ показал, что шизоидные личности имеют худший прогноз, а истероидные более благоприятный. Из этого следует, что в ряде случаев настоящее начало заболевания наступает задолго до манифестного периода алкоголизма. Следовательно, преморбид-ная патология является благоприятной «почвой» для ускоренного развития заболевания и отражается на степени выраженности клинических проявлений у больных алкоголизмом.
Полученные клинико-патогенетические закономерности свидетельствуют о том, что риск развития алкоголизма в определенном возрастном периоде, темп его прогредиентности и клинический полиморфизм существенно зависит от степени патогенности кофакторов риска. Данные о числе больных алкоголизмом мужчин, заболевших в определенном возрастном периоде, приведены в таблице 1.
Риск заболеть алкоголизмом у мужчин в каждом 5-летнем возрастном периоде рассчитывался по формуле Вайнберга: Р = А:ВО-(В+1/2Вм), где Р – риск возникновения болезни в данном возрасте; А – число заболевших в данном возрасте; ВО – численность общего мужского населения; В – численность мужского населения, ещё не достигшего данного возраста; Вм – численность мужского населения в данном
Полученные численные значения риска заболеть следует понимать таким образом: 0,45 в первой строке означает, что из 100 мужчин в возрасте 26-30 лет алкоголизм встречается у 0,45 человека.
Из таблицы видно, что риск заболеть алкоголизмом колеблется в большом возрастом диапазоне, но максимум риска приходится на возрастную группу 31-50 лет (78,6%), то есть, по сравнению с возрастными периодом 26-30 лет превышает в 8,4 раза, 51 лет и выше – 13,6 раз больше. Результаты распределения рисков заболевания в молодом возрастном периоде показывают, что у них достоверно преобладают факторы риска в виде наследственного отягощения алкоголизмом родителей и психопаточеские черты характера. Было установлено, что наследственно - личностное неблагополучие особенно большое значение имеет для патогенеза, темпа прогредиентности (патокинез) и полиморфизма клиники (патопластика), а экзогенные факторы – для остроты возникновения и кратковременности течения алкоголизма.
Клинико - статистический анализ данных показал, что у больных с осложненным премор-бидом за счёт ускорения темпа прогредиентности заболевания клинические проявления алкоголизма начинается на 5-10 лет раньше, чем это свойственно для больных алкоголизмом без заметного осложнения в преморбиде.
возрасте.
Таблица 1
Распределение больных алкоголизмом мужчин по возрасту к периоду первого обращения за медицинской помощью
Возрастные периоды |
Основная группа |
% |
Риск возникновения болезни |
Р |
|
Основная группа |
Контрольная группа |
||||
26-30 |
6 |
9,3 |
0,45 |
0 |
< 0,001 |
31-35 |
12 |
18,5 |
0,90 |
0,03 |
< 0,001 |
36-40 |
16 |
24,7 |
1.14 |
0,21 |
< 0,002 |
41-45 |
13 |
20 |
0,97 |
0,19 |
< 0,002 |
46-50 |
10 |
15,4 |
0,75 |
0,19 |
< 0,002 |
51-60 |
5 |
7,9 |
0,37 |
0,02 |
< 0,001 |
61 и свыше |
3 |
5,2 |
0,22 |
0,01 |
< 0,001 |
Итого |
65 |
100 |
Результаты клинико-патогенетического исследования позволили подтвердить существующее мнение о том, что наличие наследственной отягощённости алкоголизмом одного из родителей обусловливает определённый генетический риск развития алкоголизма. Таким образом, можно предположить, что присутствие кофакторов риска в преморбиде приводит к утяжелению клиники и прогредиентности течения алкоголизма.
Существенным решением вопроса об использовании статистических результатов исследования в клинической практике является их достоверность и специфичность при алкоголизме. При помощи математического анализа выявлено информативные возможности степени патогенности кофакторов риска в преморбиде у больных алкоголизмом. Основной задачей этого анализа было определение роли и значимости кофакторов риска в патогенезе, клиническом полиморфизме и сформулировать теоретические аспекты клинико - патогентических механизмов алкоголизма.
Заключение и выводы: Согласно полученным данным риск заболеть алкоголизмом
Список литературы К оценке кофакторов риска в преморбиде для патогенеза и прогноза хронического алкоголизма
- Аминов Х.А., Имамов Ш.А. Значение биологических факторов риска в генезе алкоголизма и алкогольного делирия//В сб. «Научно-практическая конференция молодых ученых». -Самарканд, 2010. -С. 93.
- Ашуров З.Ш., Ходжаева Н.И. Клинические особенности хронического алкоголизма у больных с девиантным поведением//Медицинский журнал Узбекистана. -2013. -№ 1. -С. 43-45.
- Иванец Н.Н, Анохина И.П. Алкогольная зависимость//Врач. -2004. -№ 6. -С. 11-14.
- Альтшулер В.Б. Алкоголизм. -М.: ГЕОТАР-Медиа, 2010. -264 с.
- Альтшулер В.Б. Симптомы и синдромы алкогольных заболеваний//Алкоголизм: Руководство для врачей/Под. Ред. Н.Н. Иванца, М.А. Винниковой. -М.: МИА, 2011. -С. 218-219.
- Гофман А.Г. Клиника алкогольного абстинентного синдрома//Вопросы наркологии. -2012. -№ 6. -С.90.
- Егоров А.Ю., Веретило Л.В., Крупицкий Е.М. Злокачественный алкоголизм//Неврологический вестник (журнал им. В.М. Бехтерева). -2014. -Том XLVI, № 3. -С. 76-89.
- Иванец Н.Н., Винникова М.А., Ненасьтева А.Ю., Кинкулькина М.А. Классификация алкоголизма//Алкоголизм: руководство для врачей/Под. Ред. Н.Н. Иванца, М.А. Винниковой. -М.: МИА, 2011. -С. 199-208.
- Кибитов А.О., Чупрова Н.А. Наследственный алкоголизм: количественная оценка траектории развития//Наркология. -2012. -Том 11, № 11. -С. 89-100.
- Немцов А.В., Орлов А.В. Количественная характеристика течения алкоголизма: возрастной аспект//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. -2011. -Том 111, № 5. -С. 60-68.
- Имамов Ш.А. Некоторые теоретические аспекты формирования синдрома патологического влечения при алкоголизме//Журнал теоретической и клинической медицины. -Ташкент. -2015. -№ 6. -С. 84-87.
- Becker Н.С., Mulholland P.J. Neurochemical mechanisms of alcohol withdrawal//Handb. Clin Neurol. -2014. -№ 125. -P. 133-156 DOI: 10.1016/B978-0-444-62619-6.00009-4
- Goodson C.M., Clark B.J., Douglas I.S. Predictors of severe alcohol withdrawal syndrome: a systematic review and metaanalysis//Alcohol. Clin. Exp. Res. -2014. -Vol. 38, № 10. -P. 2664-2677 DOI: 10.1111/acer.12529
- Maldonado J.R., Sher Y., Ashouri J.F. et al. The «Prediction of Alcohol Withdrawal Severity Scale» (PAWSS): systematic literature review and pilot study of a new scale for the prediction of complicated Alcohol withdrawal syndrome//Alcohol. -2014. -Vol. 48, № 4. -P. 375-390 DOI: 10.1016/j.a!cohol.2014.01.004
- Moss Н.В., Chen C.M., Yi H.Y. DSM-IV criteria endorsement patterns in alcohol dependence: relationship to severity//Alcohol. Clin. Exp. Res. -2008. -Vol. 32, № 2. -P. 306-113.