К проблеме интерпретации литературной декларации в Летописи Волынских Мономаховичей
Автор: Подопригора Василий Вячеславович
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Литературоведение и текстология
Статья в выпуске: 9 т.13, 2014 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу авторской декларации в Летописи Волынских Мономаховичей, входящей в состав Ипатьевского летописного свода, где перечислены различные хронологические системы и упоминается Евсевий Кесарийский. Интерпретация этого фрагмента долгое времявызывала затруднения у исследователей. А. С. Орлов, пытавшийся выявитьисточники хронографических цитат в Ипатьевскойлетописи, считалисточником знакомства летописца с именем Евсевия и системами хронологии Хронику Иоанна Малалы. В результате анализа ссылок на Евсевия у Малалы установлено, что эта хроника (либо основанная на ней компиляция) не могла служить единственным источником знания автора Летописи о трудах Евсевия. Иоанн Малала приписывает Евсевию только традиционный богословский метод хронологии через уподобление шести лет творения мира тысячелетиям ветхозаветной истории. Предложена историко-литературная интерпретация обращения автора Летописи Волынских Мономаховичей к авторитету Евсевия Кесарийского. Оно связано с пониманием автором жанрового своеобразия создаваемого им произведения. Автор, в распоряжении которого были как письменные, летописные, источники, так и воспоминания волынского князя Владимира Васильковича, сознательно выбрал для своего сочинения жанровую форму истории. Обращение автора к классическому и для Запада, и для Руси наследию Евсевия свидетельствует оединстве традиции средневековой хронистики.
Летопись волынских мономаховичей, авторская индивидуальность, жанр, евсевий кесарийский
Короткий адрес: https://sciup.org/147219190
IDR: 147219190
Список литературы К проблеме интерпретации литературной декларации в Летописи Волынских Мономаховичей
- Аристов В. Ю. Свод, сборник или хроника? (О характере древнерусских летописных памятников XI-XIII вв.) // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. СПб., 2013. № 1. Январь-июнь. С. 105-129.
- Бибиков М. В. Византийский прототип древнейшей славянской книги (Изборник Святослава 1073 г.). М.: Памятники исторической мысли, 1996.
- Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. СПб., 1907. Т. 1.
- Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л.: Наука, 1964.
- Вилкул Т. Л. Иудейский и Софийский хронографы в истории древнерусской хронографии // Palaeoslavica. Cambridge. MA. 2009. Vol. 17. No. 2. P. 69-86.
- Гене Б. История и историческая культура Средневекового Запада. М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с.
- Дергачева-Скоп Е. И. Сибирские летописи в исторической прозе XVII века: текст-контекст // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2002. Т. 1, вып. 1: Филология. С. 3-12.
- Орлов А. С. К вопросу об Ипатьевской летописи // Изв. Отд-ния русского языка и словесности Академии наук. Л., 1926. Т. 31. С. 93-126.
- Подопригора В. В. К проблеме авторства Летописи Волынских Мономаховичей // Материалы 52-й Междунар. науч. студ. конф. МНСК-2014: Литературоведение / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2014. С. 13-14.
- Приселков М. Д. Летописание Западной Украины и Белоруссии // Приселков М. Д. История русского летописания XI-XV вв. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. С. 283-302.
- Тюленев В. М. Рождение латинской христианской историографии. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. 228 с.