К проблеме реконструкции событий из частной и социокультурной жизни претекстата (по эпиграфическим источникам)

Автор: Петрова Майя Станиславовна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.15, 2021 года.

Бесплатный доступ

В работе показано, как при помощи эпиграфических источников (CIL VI, 1779, 1779a, 1778, 2145, 1777) возможно реконструировать не только отдельные события частной и общественной жизни видного государственного деятеля, ученого, представителя языческой партии в Риме эпохи Поздней Античности Веттия Агория Претекстата (310 / 320 - 384), но и воссоздать его личные качества, а также выявить отношение к нему его ближайшего окружения (как языческого, так и христианского).

Источник, способ прочтения, интерпретация, реконструкция, биография, претекстат

Короткий адрес: https://sciup.org/147215901

IDR: 147215901

Список литературы К проблеме реконструкции событий из частной и социокультурной жизни претекстата (по эпиграфическим источникам)

  • Авсоний Aus. Parent. (ed. Prete 1978) – Decimus Magnus Ausonius, Parentalia, ed. S. Prete (1978), BTL.
  • Авс. О родн. (пер. Гаспаров 1993) – Авсоний, О родных, пер. М.Л. Гаспарова, в кн.: Авсоний. Стихотворения (М.: Наука, 1993).
  • Aus. Comm. prof. Burd. (ed. Prete) – Decimus Magnus Ausonius, Commemoratio profes- sorum Burdigalensium, ed. S. Prete (1978), BTL.
  • Авс. О преп. Бурд. (пер. Шульц) – Авсоний, О преподавателях Бурдигалы, пер. Ю.Ф.
  • Шульца, в кн.: Авсоний. Стихотворения (М.: Наука, 1993).
  • Аноним Carm. c. pag. (ed., tr. Boxus, Poucet 2010) – Carmen contra paganos, texte et traduction par Anne-Marie Boxus et Jacques Poucet, in: Folia Electronica Classica (Louvain-la- Neuve) 19 (janvier-juin 2010), http://bcs.fltr.ucl.ac.be/FE/19/CCP/02Text.htm (ок- тябрь, 2020).
  • Поэма пр. яз. (пер. Ведешкин, Сочилин 2016) – Ведешкин М.А., Сочилин А.А. Carmen contra paganos (Поэма против язычников), Научные ведомости. Серия. Исто- рия. Политология 8 (229) / 38 (2016), 23-32.
  • Апулей Ap. Met. (PHI 5) – Apuleius Madaurensis, Metamorphoses, PHI 5 (1212).
  • Ап. Мет. (пер. Кузьмин, Маркиш, Сыркин 1958) – Апулей, Метаморфозы, пер. М.А.
  • Кузьмина, ред. С.П. Маркиша, А.Я. Сыркина, в кн.: Апулей, Апология. Мета- морфозы. Флориды (М.: АН СССР, 1958).
  • Иероним Hier. Ep. (PL) – Hieronymus, Epistolae, PL 26.
  • Jérôme. Lettres (ed., tr. Labourt 1951) – Saint Jérôme, Lettres, ed. J. Labourt, t. II (P.: Les Belles Lettres, 1951).
  • Иер. Письмо XXIII (пер. Стрельникова 1970) – Иероним, Письмо ΧΧΙΙΙ, пер. И.П.
  • Стрельниковой, в сб.: Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков (М.: Наука, 1970).
  • Лид Lyd. De mens. (ed. Wuensch 1898) – Ioannis Laurentis Lydi Liber de mensibus, ed. Ricar- dus Wuensch (Lipsiae, 1898).
  • Лукиан Luc. De luct. (ed. Harmon 1925) – Lucianus, De luctu, ed. A.M. Harmon, in: Lucian, vol. 4 (Cambridge: Harvard University Press, 1925; repr. 1961), TLG (0062 036).
  • Лук. О скорби (пер. Баранов 2001) – Лукиан, О скорби, пер. Н.П. Баранова, в кн.: Лу- киан Самосатский, Сочинения в двух томах, т. 2 (СПб.: Алетейя, 2001).
  • Макробий Macr. Sat. (ed. Willis 1963) – Ambrosii Theodosii Macrobii Saturnalia, ed. I. Willis (Leipzig, 1963).
  • Макр. Сат. (пер. Звиревич, ред. Петрова 2013) – Макробий Феодосий, Сатурналии, пер. с лат. и древнегреч. В.Т. Звиревича, общ. ред., составл, вступит. ст. М. С.
  • Петровой, примеч. и указат. В.Т. Звиревича и М.С. Петровой, приложения М.С.
  • Петровой (М.: Кругъ, 2013), lxx+810 c.
  • Марциан Mart. De nupt. (ed. Dick 1925) – Martiani Capellae De nuptiis Philologiae et Mercurii, ed. A. Dick (Leipzig, 1925).
  • Марцеллин Marc. Rerum ges. (ed. Gardthausen 1874-1875) – Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt, rec. V. Gardthausen, vol. 1–2 (Lipsiae, 1874–1875).
  • Марц. Римск. ист. (пер. Кулаковский, Сонни, ред. Лукомский 1994) – Аммиан Мар- целлин, Римская история, пер. Ю.А. Кулаковского и А.И. Сонни, ред.
  • Л.Ю. Лукомского (СПб.: Алетейя, 1994).
  • Плутарх Plut. Praec. con. (LCL) – Plutarchus, Praecepta coniugalia, LCL, vol. 2 (1928).
  • Светоний Suet. De vita Caes. (PHI 5) – C. Suetonius Tranquillus, De vita Caesarum, PHI 5 (1348) Свет. Жизнь Цез. (пер. Гаспаров 1993) – Гай Светоний Транквилл, Жизнь двенадца- ти Цезарей, пер. М.Л. Гаспарова (М.: Наука, 1993).
  • Симмах Sym. Ep. (ed. Seeck 1883) – Symmachus, Epistolae, in: Q. Aurelii Symmachi quae supersunt, Hrsg. Otto Seeck, MGH: Auctores antiquissimi 6 / 1 (B.: Weidmann, 1883).
  • Sym. Corr. (ed., tr. Callu 1972) – Symmaque, Correspondance, t. 1 (Livres I–II) – t. 2 (Livres III–V); Lettres, t. 3 (Livres VI–VIII) – t. 4 (Livres IX–X), texte établi, traduit et commenté par J.-P. Callu (P.: Les Belles Lettres, 1972).
  • Сим. Письмо об алт. Победы (пер. Ранович 1990) – Симмах, Письмо об алтаре Побе- ды, пер. А. Б. Рановича, в кн.: Ранович А. Б., Античные критики христиан- ства (М., 1990).
  • Sym. Rel. (ed. Seeck 1883) – Symmachus, Relationes, in: Q. Aurelii Symmachi quae super- sunt, Hrsg. Otto Seeck, MGH: Auctores antiquissimi 6 / 1 (B.: Weidmann, 1883).
  • Тертуллиан Tert. Apol. (ed. Bindley 1889) – Q. S. F. Tertulliani Apologeticus adversus gentes pro Christian- is, ed. T.H. Bindley, M.A. [Merton College] (Oxford: Clarendon Press, 1889).
  • Зосим Zos. Hist. nova (ed. Mendelssohn 1887). – Zosimi Comitis et Exadvocati Fisci Historia Nova, ed. Ludovicus Mendelssohn (Lipsiae, 1887).
  • Zos. Hist. nova (ed. Paschoud 1971-1989) – Zosimus, Historia nova, ed. F. Paschoud, in: Zosime, Histoire nouvelle, vols. 1 – 3.2 (Pari.: Les Belles Lettres, 1971-1989).
  • Ведешкин М.А. (2011) «Веттий Агорий Претекстат и языческая оппозиция в рим- ском сенате», Научные ведомости Белгородского государственного универ- ситета 13, 26-34.
  • Ведешкин М.А. (2016) «К вопросу идентификации героя Carmen contra paganos», Аристей 13, 63-68.
  • Ведешкин М.А., Сочилин А.А. (2016) “Carmen contra paganos” / «Поэма против языч- ников», Научные ведомости. Серия. История. Политология 8 (229) / 38, 23-32.
  • Лосев А.Ф. (1992) «Претекстат», в кн.: История античной эстетики. Итоги тыся- челетнего развития. М.: Искусcтво, т. VIII, ч. 2.
  • Машкин Н.А. (1949) Принципат Августа: происхождение и социальная сущность. М. – Л.: Издат.-во Академии наук СССР, 608 c.
  • Петрова М.С. (2004) Просопография как специальная историческая дисциплина: Макробий Феодосий и Марциан Капелла. СПб.: Алетейя.
  • Петрова М.С. (2007) Макробий Феодосий и представления о душе и о мироздании в Позд- ней Античности. М.: Кругъ.
  • Петрова М.С. (2013). «Макробий Феодосий и его Сатурналии», в кн.: Макробий Фео- досий. Сатурналии, пер. с лат. и древнегреч. В.Т. Звиревича, общ. ред., составл, вступит. ст. М.С. Петровой, примеч. и указат. В.Т. Звиревича и М.С. Петровой, приложения М.С. Петровой. М.: Кругъ, v-lxx.
  • Петрова М.С. (2014) «Просопография», в: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь, отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: Аквилон, 417- 419.
  • Петрова М.С. (2017) «Вся жизнь – борьба? (К вопросу о противостоянии чужому)», Цивилизация и варварство 6, 137-156.
  • Уколова В.И. (1988) «Макробий и его Сатурналии», в: Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М.: Наука.
  • Уколова В.И. (1992) Поздний Рим. Пять портретов. М.: Наука.
  • Barrow, R.N. (1973) Prefect and Emperor: the Relationes of Symmachus, A.D. 384. Oxford: Clarendon Press.
  • Blair-Dixon, K. (2007) “Memory and Authority in Sixth-century Rome: the Liber Pontificalis and the Collectio Avellana”, Cooper K., Hillner J. Religion, Dynasty and Patronage in Early Christian Rome, 300–900. Cambridge University Press, 59-76.
  • Bloch, H. (1945) “A New Document of the Last Pagan Revival in the West, 393–394 A.D.”, Harvard Theological Review 38, 199-244.
  • Bloch, H. (1963) The Pagan Revival in the West at the End of the Fourth Century. Oxford.
  • Boissier, Gaston (1903) La Fin du Paganisme: étude sur les dernières luttes religieuses en Occident, vol. 2. Paris.
  • Brown, P. (1961) “Aspects of the Christianization of the Roman Aristocracy”, The Journal of Roman Studies 51, 1-11.
  • Brown, P. (1988) The Body and Society: Men, Women, and Sexual Renunciation in Early Christianity. Columbia University Press.
  • Cameron, Alan (2010) The Last Pagans of Rome. Oxford University Press.
  • Cooper, Kate (1992) “Insinuations of Womanly Influence: An Aspect of the Christianization of the Roman Aristocracy”, Journal of Roman Studies 82, 150-164.
  • Cracco Ruggini, L. (1979) II paganesimo romano tra religione e politica (384–394): per una reinterpretazione del “Carmen contra paganos” (Rendiconti della classe di scienze morali, storiche e filologiche dell’Accademia dei Lincei 8, t. 23).
  • Cracco Ruggini, L. (1989) “La Donna e il sacro, tra paganesimo e cristianesimo”, in: Atti del II convegno nazionale di studi su la donna nel mondo antico, ed. R. Uglione, Torino 18 – 19 –20 aprile 1988. Torino, 243-275.
  • Davies, P.V. (1969) [“Introduction”], in: Macrobius, The Saturnalia. New-York – London. de Iturrospe, M.T.M.G. (2009) “Angelicae legis docta, dicata deo (CLE 1443 b, 2): modelos femeninos excepcionales en ‘carmina epigraphica’ y en la tradición cristiana”, Literatura epigráfica, estudios dedicados a Gabriel Sanders, ed. X.G. Font, concepción F. Martínez, J.G. Pallarès. Zaragoza: Libros Pórtico, 255-278.
  • Durry, M. (1950) [“Praefatio”], in: Éloge funèbre d’une matrone romaine, texte établi, traduit et commenté par M. Durry. Paris.
  • Egger, R. (1951) “Zwei oberitalienische Mystensarkophage”, Mitteilungen des Deutschen Ar- chäologischen Instituts 4, 35-65.
  • Festugière, A.J. (1963) “Initiée par I’epoux”, Monuments et Mémoires, Fondation Piot 53, 135-146.
  • Flach, D. (1991) Die sogenannte Laudatio Turiae: Einleitung, Text, Übersetzung und Kom- mentar, Darmstadt, 142 p.
  • Flamant, J. (1977) Macrobe et le Néoplatonisme Latin à la fin du IVe Siècle. Leiden: Brill.
  • Galletier, E. (1922) Étude sur la poésie funéraire d’après les inscriptions. Paris.
  • Heyob, Sharon Kelly (1975) The Cult of Isis among Women in the Graeco-roman World. Lei- den: Brill.
  • Kahlos, Maijastina (1994) “Fabia Aconia Paulina and the Death of Praetextatus – Rhetoric and Ideals in Late Antiquity (CIL VI, 1779)”, Arctos 28, 13-26.
  • Kahlos, Maijastina (2002) Vettius Agorius Praetextatus. A senatorial life in between. Roma.
  • Kierdorf, W. (1980) Laudatio funebris. Interpretationen und Untersuchungen zur Entwick- lung der römischen Leichenrede [Beiträge zur klassischen Philologie 106]. Meisen- heim am Glan: Anton Hain.
  • Klein, Richard (1971) Symmachus. Eine Tragische Gestalt des Ausgehenden Heidentums.
  • Darmstadt. Wissenschaftliche Buchgesellschaft [Impulse der Forschung, Band 2].
  • Lambrechts, P. (1955) Op de grens van heidendom en Christendom: het grafschrift van Vettius Agorius Praetextatus en Fabia Aconia Paulina, Mededelingen van de Koninklijke Vlaamse Academie voor Wetenschappen, Letteren en schone Kunsten van Belgie, Klasse der Letteren XVII, 3. Brussel.
  • Lattimore, R. (1942) Themes in Greek and Latin epitaphs. Illinois.
  • Matthews, John (21990) Western Aristocracies and Imperial Court, AD 364–425. Oxford University Press.
  • Momigliano, Arnoldo (1963) The Conflict between Paganism and Christianity in the Founh Century, Oxford: The Clarendon Press.
  • Nistler, J. (1910) “Vettius Agorius Praetextatus”, Klio 10, 462-475.
  • Salzman, M.R. (1989) “Aristocratic women: conductors of Christianity in the fourth century”, Helios 16, 207-220.
  • Vidman, L. (1970) Isis und Sarapis bei den Griechen und Römern: Epigraph [Religionsge- schichtliche Versuche und Vorarbeiten, t. 29]. Berlin.
  • Wistrand, E. (1976) The so-called Laudatio Turiae, introduction, text, translation and com- mentary. Lund: Acta Universitatis Gothoburgensis.
Еще
Статья научная