К проблеме социально-психологических предикторов аддиктивного поведения у подростков

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/149126586

IDR: 149126586

Текст статьи К проблеме социально-психологических предикторов аддиктивного поведения у подростков



К проблеме социальнопсихологических предикторов аддиктивного поведения у подростков

Д.А.Макеев, А.В.Худяков

Ивановская медицинская академия

Термин "аддиктивное поведение*’, введенный W.Millcr (1984 г.) и М.Landry (1987 г.) (цит. по 11), означает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, до того, как от них сформируется зависимость. К этапам развития аддиктивного поведения относятся: фиксация в сознании способа, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние; корреляция использования средств аддикнии с жизненными затрут<сния ми; траiгсформа ни я аддиктимюго стиля в метод выбора при встрече с реальными требованиями жизни; полное доминирование аддиктивного поведения, функционирующего как самообеспечивающаяся система на фоне социальной и психологической дезадаптации.

В основе аддиктивного поведения, являющегося одним из видов девиантного образа жизни, лежит общий для всех форм саморазрушаюшсго повеления психологический феномен нарушенной иерархии связей между элементами, подсистемами личности. Аддиктивное поведение рассматривается как одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. *гго достигается различными способами, в том числе и фармакологическими (9). Этодвляется все же отражением нс болезни. а формой нарушенного поведения. Так, Е.А.Брюн (3)«.ссылаясьнаданные исторической реконструкции, указывает, что на протяжении всего периода своего историческоф развития человек активно прибегает к психомодулирующим воздействиям. Наркотизация осуществлялась, возможно, и ранее 40-50 тысяч лет до нашей зры. С позиций антропологической наркологии человека нельзя рассматривать вне психоактивных действий. Он постоянно модулирует свое психическое состояние нс только психоактивными веществами. но и психоактивными действиями, такими. как игры, спорт. секс, искусство, медитация, воспоминания и др. Поскольку человеку свойственно стремиться к положительным, субъективно приятным психосоматическим состояниям, постольку он стремится изменять себя в данном направлении при возникновении ситуации, вызывающей внутренний дискомфорт. Данная стратегия поведения тесно связана с симпатическим мышлением, рассматриваемым в современной этнопсихологии (4) как дологический этап развития мышления, наблюдаемый у “примитивных" народов и детей.

Хотя и нс рекомендуется “стигматизировать" подростков с аддиктивным поведением как потенциальных пьяниц и наркоманов, тем не менее до 50% мальчиков и 25% девочек продолжают и в зрелом возрасте прием психоактивных веществ в дозах, превышающих срсднспопуляпионные (1). Актуальность изучения аддиктивного поведения подростков обусловлена множеством причин. Наиболее значимыми и серьезными по своим последствиям являются закономерно возникающие нарушения репродуктивной функции и учащение на 2-5% в год рождения детей с генетическими пороками развития, что этионатопенс-тически связано с “эпидемией" алкоголизма и наркоманий, неуклонным ростом подростковой преступности, травматизмом и другими последствиями, нарушающими социализацию и индивидуализацию личности (5; 12; 19).

Биопсихосопиальнос развитие человека имеет ряд возрастных "критических" периодов, во время которых происходит качественное изменение алаптапиошюй системы. Если ребенок или подросток не вполне благополучно проходят какую-либо фазу, то это может пагубно сказаться на его последующем развитии (16). Одной из особенностей развития ребенка и подростка является его неравномерность, когда отдельные психические функции то опережают другие, то от-стают. Это во многом обусловливает мозаичность, неустойчивость их психики, особенно усиливающиеся в “критические*’ периоды. В пубертатном возрасте, когда такая возрастная дисгармония особенно выражена, подросток, кроме поиска новых положительных психических состояний, ищет нуги к стабилизации своего мироощущения. В значительной степени это достигается свойственными подростковому периоду' реакциями группирования, хобби, эмансипации (И). И.Н.Пятницкая (17) полагает, что сохранение реакции группирования после 14-15 лет может свидстелг.ствовать о задержке или остановке психического развития. Особенности мышления, потребность изменять свое психическое состояние и получать удовольствие, неравномерность развития и необходимость стабилизировать свое состояние, зависимость от референтной группы — именно эти факторы являются основными, наиболее характерными движущими моментами подростковой наркотизации (3).

С гем или иным способом наркотизации к окончанию школы знакомо большинство учащихся. Весьма вариабелен’возраст первых проб какого-либо психоактивного вещества. Проведенные нами исследования показали, что в 17 лет знакомы с алкоголем 91% юношей и 88% девушек, первые пробы алкоголя осуществлялись в возрасте от 6 до 17 лет. В качестве причин первого употребления алкоголя чаще указывались субмиссив-ныс мотивы (под воздействием окружающих). При этом у полростков-алдиктов преобладающим было предложение со стороны друзей, тго отражает изначально труп повой характер употребления и меньшую зависимость от социально одобрясмо-

IX) поведения. Однако ни возраст первого употребления, ни описанные выше "движущие мо-менты" не являются достаточными факторами', определяющими формирование аддиктивного поведения подростка. Как показывают последние лонгитудинальные исследования, предикторами аддиктивного поведения чаще всего являются неблагополучная семья, отягощенная алкоголизмом наследственность, личностная дефицитарность, 'Характеризуемая как социопатия (14). На неблагоприятную семейную обстановку у злоупотребляющих алкоголем подростков указывают и ряд других авторов (2; 7). Значительные нарушения у подростков с аддиктивным поведением выявлены в эмоциональном общении с родителями, выражающиеся в ригидных, авторитарных способах функционально-ролевого взаимодействия, обоюдном снижении потребности в общении (10). Г.А.Милушева и Н.Г.Найдснова (13). указывая на большую конфликтность в подобных семьях, относят к числу факторов развития алдикции асоциальность семей, воспитание по типу пнюопе-ки и эмоционального отвержения. Эти же факторы отмечаются и большинством других исследователей (8; 11).

По степени тяжести и психотравмирующему влиянию на подростка расположение значимости факторов выглядит следующим образом: эмоциональная депривация, утрата родителей или одного из них в результате гибели, жестокие отношения в семье, отсугствие эмоциональной теплоты и заинтересованности в ребенке, психологический дискомфорт (13). Имеют значение степень и длительность психотравмирующего воздействия. Повторные, длительно существующие факты жестокого обращения ведут вначале к пси-хогенной реакции, а затем к психогенному развитию с дезорганизацией психики и социальной дезадаптацией (6). Подростки из асоциальных семей и эмоционально депривированныс считаются наиболее тяжелым контингентом но степени выраженности отклоняющихся (|юрм поведения, у 80% из них диагностировалось наличие психопатических черт характера. Асоциальные семьи не-|)слко существовали у них и во втором поколении.

В такой ситуации нарушения поведения начинались у детей еще в дошкольном возрасте, сопровождаясь хронической дезадаптацией в детских коллективах. Девиантное поведение этих под-)юстков возникало большей частью за счет подражания тем формам поведения, которые ребенок с раннего возраст*, наблюдал вокруг себя. Пси-хологичсский дискомфорт отмечается и в непьющих семьях аддиктивных подростков, имеющих, однако, больных алкоголизмоиво втором поколении (5: 14; IS). J.Cohen (21) особо подчеркивает авторитарность отношений в семьях, в которых воспитываются подростки. злоупотребляющие психоактивными веществами, причем данный стиль взаимоотношений чаще встречался как в пьянствующих, так и в абстинентных семьях.

Формирование аддиктивного поведения, механизмов его развития происходит, таким обра зом. в различных ситуациях неоднотипно. Форма выражения поведенческих реакций подростков с аддиктивным иоведением определяется в большинстве случаев характерологическими особенностями. Г.А.Милушева. Н.Г.Найдснова (13) у обследованных подростков диагностировали чаще других эпилептоидный (21.4%), неустойчивый (19,6%), конформный и гипертимный (по 12.5%) варианты характера. На большую чем в популяции частоту акцентуаций характера у подростков с аддиктивным повсдошем указывают и другие авторы(2; 11). Обращение к психоактивным веществам у таких подростков выступает как средство компенсации психологического дефици та личности, дисгармонии характера. Мотивация в определенной степени зависит от типа акцентуации: способ поразвлечься, завоевать престиж, облегчение контактов, стимуляция аутистических фантазий, возможность расслабиться (11). Чувство удовольствия при первом употреблении алкоголя подростки-аддикты испытывали в шесть раз чаще своих сверстников (32%). что также можно расценить как маркер биопсихосоциальной предрасположенности каддикции.

Т.А.Нсмчии, С.В.Цыцарев (15) рассматривают употребление алкоголя как средство дстен-зии. получения удовольствия, изменения эмоционального состояния, повышения самооценки и самоугвсрждения, компенсации, коммуникации, подражания, манипуляции. Как прсморбидная особенность подростков с аддиктивным поведением рассматривается дефицит восприятия эмоций по невербальной экспрессии (10). при этом выделяется ряд неспсцифических нарушений отдельных компонентов эмоций. Следует иметь в виду’ также и то, что чем терпимее относи тся об-щество к психоактивным веществам, тем меньшая личностная дефицитарность требуется для начала злоупотребления ими.

Наркотизация приводит к напряжению в системе интерперсональных отношений подростков, се деформации и проявляется в возрастающем уровне внутренних конфликтов (20). Таким образом, развитие аддиктивного поведения происходит на фоне личностной дезинтеграции и в то же время является самостоятельным фактором, нарушающим иерархию подсистем и элементов личности.

Проведенные нами исследования подтвердили гот факт, что риск формирования аддиктивного поведения у подростков имеет прямую зависимость от характера употребления алкоголя в семье. Злоупотребление алкоголем в семье отмечено у 15,7% мальчиков, нс злоупотребляющих алкоголем, и у 47,7% систематически употребляющих алкоголь, у девочек — 14,5% и 36.9% соответственно. Злоупотребление алкоголем одним из родителей (чаще отцом) является лишь фактором. имеющим качество ‘‘примера для подражания. нормы поведения" и создающим определенный психологический дискомфорт в семье. Значительно большую роль оказывают на подростка взаимоотношения с родителями, во многом оп- реасляющис его индивидуальное психолошчсс-кос развитие. Соответствие стиля воспитания биологически и социально-психологически детерминированным особенностям ребенка определяет также и степень адаптированное™ его к окружающей среде, критериями которой можно считать усвоение социальных норм и правил, гармоничное развитие личности, ее направленности и системы отношений в целом. Адекватность взаимоотношений с родителями оценивалась нами по степени удовлетворенности (от “почти всегда удовлетворен" до “почти всегда неудовлетворен") отношениями с отцом и матерью. Аналогично оценивались взаимоотношения с другими родственниками. сверстниками и преподавателями. Оказалось, что уже в младшем школьном возрасте взаимоотношения с окружающими у подростков с аддиктивным поведением характеризуются большей конфликтностью и напряженностью отношений. С одной стороны, это основывается на переживании недостаточного внимания со стороны родителей, с другой — разнонаправлсннос-тью установок поведения и эмоциональных по-грсбностей. заключающейся в одновременном стремлении к независимости от роди телей и желании быть в центре их внимания. Наименьшая неудовлетворенность у полтростков-аддикгов (особенно у девочек ) отмечена во взаимоотношениях со сверстниками, причем неудовлетворенность преимущественно их эмоционально-волевыми качествами являлась достаточно специфичной для данной группы подростков. Неудовлетворенность эмоциональными качествами сверстников, возможно, определяется и тем, что у под-роегков-аддиктов чаше выявлено повышение уровней невротизации (у мальчиков) и психо-патизации (у девочек), у девочек-подростков с аддиктивным поведением с достоверно большей частотой выявляется алскситимия (неумение словесно выразить свои чувства).

Указанная психологическая дсфицитарность отрицательно сказывается на межличностных отношениях подростков. В такой ситуации для повышения коммуникативных способностей алкоголь используется как с^дство псевдокомпен-сании. Благодаря психофармакологическому эффекту этанола достигаются: снижение критическою отношения к себе и окружающим, дезактуа-лизация морально-этических норм, усиливается половое влечение. Раннее начало половой жизни отмечалось нами у 23% девушек и 22% юношей с аддиктивным поведением. Нередко сексуальные отношения носили промискуитетный характер. Суррогатпость получаемого эмоционального опыта в группе сверстников, объединенных "болезнью внимания" и не умеющих адекватно проявлять и реагировать на эмоциональные компоненты общения, неэффективность использования алкоголя для устранения “комплексов" и выхода из конфликтной внутри- и межличностной ситуации приводит к фиксации в сознании деза-дативных паттернов отношения и поведения.

Психологические проблемы и систематическое употребление алкоголя становятсяазаимоусили-вающими элементами личностной дезинтеграции. В иерархии авторитетов у подростков с аддиктивным поведением большая роль отводится влиянию сверстников, что особенно наглядно проявляется у девочек в 15-17 лет.

Существенным дополнением к оценке системы отношений является анализ структуры жизненных ценностей подростков, позволяющий судит!. о направленности личности и степени се зрелости. В становлении структуры жизненных ценностей подростков с аддиктивным поведением отмечено их диспропорциональное развитие. У девочек-аддиктов больше выражена потребность во внешней стимуляции, особенная значимость отводится у них созданию образа внешнего социального благополучия при одновременно низкой значимости творческой самореализации. У мальчиков-аддиктов, кроме диссонанса между высокой значимостью материальных условий и низкой значимостью интересной работы, более актуализированной является сексуальная потребность. Закономерные отличия у подростков-ал-диктов выявлены и в способах, которыми они намерены добиваться жизненных целей. Отмечены меньшая ориентация на собственные силы при достижении каких-либо целей у девочек и большая ориентация на помощь родителей у мальчиков. Нарушением социализации полрост-ков с аддиктивным поведением можно считать и снижение школьной успеваемости. Выявленная тенденция снижения школьной успеваемости среди подростков-аддиктов в наибольшей степени выражена в 12-14 лет у мальчиков и в 15-17 лет у девушек. Отношение подростков к собственным личностным качествам изучалось нами с помощью модифицированного теста Дембо-Рубин-ппейн. Соотношение компонентов самооценки выявило диссонанс компонентов "какой Я есть" и "Я в глазах окружающих" по большинству шкал теста, несформированность оценки самопрезсн-таиии у подростков с аддиктивным поведением, что. возможно, отражает своеобразную ретардацию психического развития в указанной группе.

Таким образом, можно говорить о том, что в формировании аддиктивного поведения участвует сложный биопсихосоциальный механизм, видоизменяющий всю структуру личности, включая и самосознание. Развитие самосознания, в частности, таких его компонентов, как самопонимание, самооценка, самоутверждение и самоопределение, находится в тесной взаимосвязи с особенностями внутрисемейных отношений, нарушение которых дсгармонизирует психологическое развитие ребенка и подростка. Указанные выше положения обусловливают целесообразность продолжения исследования феномена аддиктивного поведения у подростков с позиций системного анализа личности и в контексте семейного функционирования.

Статья