К проблеме связи иммунотерапии у пациентов, страдающих рецидивирующим рассеянным склерозом, с риском тяжелого течения COVID-19

Автор: Якобей Э., Бострум И., Жуковская К., Бернтссон Ш.Г., Ландтблом А.-М.

Журнал: Анализ риска здоровью @journal-fcrisk

Рубрика: Оценка риска в организации здравоохранения

Статья в выпуске: 3 (35), 2021 года.

Бесплатный доступ

Иммуномодулирующие лекарства являются важным элементом контроля заболевания у пациентов с рецидивирующе-ремиттирующим рассеянным склерозом. Анти-CD20-терапия является одним из таких методов лечения. В Швеции было зарегистрировано широкое нерегламентированное применение ритуксимаба (РТКС) у пациентов с рассеянным склерозом; в настоящее время его прописывают более чем половине из них. Основной причиной для этого (в дополнение к финансовым аспектам) явились результаты второй фазы исследования лекарства, а также данные наблюдения, подтверждающие его высокую эффективность и безопасность. Приведены сведения по использованию препаратов, изменяющих течение рассеянного склероза, в Швеции и риску тяжелого течения COVID-19, ассоциированного с применением РТКС в данной группе пациентов. Национальный шведский реестр пациентов с рассеянным склерозом (SMSreg) призван учитывать всех таких больных в стране (примерно 18 тысяч). После того как в Швеции началась пандемия COVID-19, в нем появился новый раздел для регистрации клинических и демографических параметров пациентов с рассеянным склерозом, заразившихся COVID-19. Все данные, приведенные в настоящем исследовании, были получены из реестра SMSreg. 85 человек из примерно 6 тысяч пациентов с рассеянным склерозом в Швеции, которые получали лечение РТКС, были госпитализированы с COVID-19 (согласно данным SMSreg на 16 июня 2021 г.), и скорректированный анализ выявил повышение риска госпитализации в 2-3 раза (OR = 2,89; p = 0,001) для пациентов, получающих анти-CD20-терапию. Практики лечения были изменены в Швеции весной 2020 г., в результате чего большинство больных стали получать вливания РТКС через более длительные промежутки времени. Это было сделано для снижения риска тяжелого течения COVID-19. В настоящее время данные Шведского реестра по рассеянному склерозу указывают, что применение РТКС для лечения пациентов с рассеянным склерозом может повлиять на клиническое течение COVID-19. Эти наблюдения привели к быстрому изменению практики использования иммуномодулирующих препаратов для лечения таких больных в Швеции.

Еще

Рассеянный склероз, иммуномодуляционная терапия, инфекция, covid-19, анти-cd20-терапия, ритуксимаб, национальные реестры здоровья, шведский реестр рассеянного склероза

Короткий адрес: https://sciup.org/142231424

IDR: 142231424   |   DOI: 10.21668/health.risk/2021.3.14

Текст научной статьи К проблеме связи иммунотерапии у пациентов, страдающих рецидивирующим рассеянным склерозом, с риском тяжелого течения COVID-19

Жуковская Кристина – аспирант кафедры неврологии (e-mail: ; тел.: +46 18 611 00 00; ORCID: .

Бернтссон Шала Гадери – доктор медицинских наук, доцент, старший консультант отдела неврологии отделения неврологии (e-mail: ; ORCID: .

Ландтблом Анна-Мария – профессор отделения неврологии (e-mail: ; тел.: 460 705 59 16 70; ORCID: .

При этом доступные методики лечения крайне разнообразны и имеют разные цели [4]. Что касается больных с рецидивирующе-ремиттирующим РС (РРРС), то для их лечения применяются препараты как первой, так и второй линии в зависимости от течения болезни и реакции на лечение. Один из препаратов второй линии – ритуксимаб (РТКС), который в первую очередь используется для лечения ревматоидного артрита (РА), стал широко и зачастую нерегламентированно применяться в Швеции для лечения РС [4–8]. Механизм действия ритук-симаба основан на анти-CD20-моноклональных антителах (mABs), которые являются посредниками в разрушении клеток, отвечающих за экспрессию CD20. Это разрушение происходит путем апоптоза, дополнительной активации и опосредованной клеточно-зависимой цитотоксичности антител [7, 9]. В исследовании, проведенном в Швеции, в стране отмечалась тенденция к увеличению числа случаев непрерывного применения РТКС для лечения пациентов с РС в период с 2011 по 2016 г. [5]. В Швеции ритуксимаб назначался 53,3 % всех пациентов с РС, которые начали получать терапию, изменяющую течение болезни, в 2017 г. [5]. Эту тенденцию частично объясняли как эффективностью препарата и его относительной безопасностью, так и невысокими затратами, связанными с его применением, – это отмечалось в случаях лечения как ревматоидного артрита, так и рассеянного склероза [5, 7]. По крайней мере в системе здравоохранения в Швеции различия в затратах просто поразительны. По сравнению с финголимодом и натализумабом, применение которых стоит примерно 200 тысяч шведских крон на одного пациента в год, затраты на ритуксимаб составляют всего 25 тысяч шведских крон [10]. Этот препарат нерег-ламентированно применяется не только в Швеции; подобные случаи отмечены в Норвегии, Дании и, реже, в России [8, 11, 12].

Потенциальное воздействие, которое ритук-симаб может оказывать на гуморальный иммунитет, вызвало определенную тревогу. В нескольких исследованиях было показано, что у некоторых пациентов, получающих лечение данным препаратом, развивалась гипогамма-глобулинемия, а это может вызывать повышенный риск тяжелых инфекций [13]. В 2020 г. в исследовании, проведенном в Швеции Luna et al. [14], анализировали ри-туксимаб и другие высокоэффективные препараты для иммунотерапии, применяемые для лечения РС, и пришли к выводу, что использование ритуксима-ба было связано с самым высоким риском тяжелых инфекций. Инфекции могут вызывать как более тяжелые клинические обострения, так и псевдорецидивы с развитием обратимого или необратимого ухудшения неврологического состояния пациентов с рассеянным склерозом. Помимо данных, связывающих неврологические проявления и COVID-19, можно упомянуть еще и интересный обзор о вме- шательстве иммуномодулирующей терапии в течение данной инфекции, а также о том, могут ли различные методики лечения повлиять на исход COVID-19 в текущей ситуации пандемии [14, 15].

Цель исследования – описать методы терапии, изменяющей течение болезни, применяемые в данное время в Швеции для лечения пациентов с рассеянным склерозом, а также привести данные о возможном течении COVID-19, связанном с использованием методов терапии для лечения пациентов с РС, заразившихся COVID-19.

Материалы и методы. Шведский реестр пациентов с РС (SMSreg) был основан с целью обеспечения высококачественной неврологической помощи и лечения [16]. Он используется неврологическими отделениями в клиниках по всей стране вот уже 20 лет и учитывает примерно 80 % людей в Швеции, страдающих РС, что составляет примерно 18 тысяч пациентов. Реестр SMSreg содержит данные о клинических и демографических переменных, течении болезни и иммуномодулирующих методах терапии, назначенных пациентам с РС. Данный реестр регулярно используется врачами и медсестрами в стационарах и клиниках и часто служит основой для принятия решений о необходимом лечении. После начала пандемии COVID-19 в реестр был встроен модуль, призванный аккумулировать данные о клинических параметрах инфекции COVID-19 у пациентов с РС. Модуль COVID-19 был разработан для получения более широких знаний о влиянии инфекции на пациентов с РС в Швеции [17]. Этот модуль позволяет неврологам регистрировать данные о пациентах с РС с подтвержденным (положительный ПЦР-тест или позитивный тест на антитела) COVID-19 или подозрением на него (согласно критериям ВОЗ). Переменные, которые необходимо зарегистрировать в реестре, включают пол, возраст, дату заболевания COVID-19, клинические симптомы, продолжительность COVID-19, текущую иммунотерапию, последнее известное число лейкоцитов, потребность в госпитализации / интенсивной терапии / ИВЛ и исход болезни (выздоровление / смерть). Все данные, приведенные в настоящем исследовании, доступны на веб-сайте реестра SMSreg и на платформе визуализации и анализа данных (VAP) в реестре SMSreg [16].

Результаты и их обсуждение. 10 962 пациента с РС из 18 тысяч зарегистрированных в реестре SMSreg получали в качестве лечения терапию, изменяющую течение болезни; более половины из них (52 %) принимали ритуксимаб. Другие препараты, назначенные в рамках терапии, включали диметил-фумарат (11 %), натализумаб (12 %), интерферон-бета (7 %), финголимод (7 %), глатирамер ацетат (4 %), терифлуномид (4 %), кладрибин (1 %), алем-тузумаб (1 %) и окрелизумаб (1 %) (сведения доступны на платформе визуализации и анализа данных в SMSreg, июнь 2021 г.) (рис. 1).

Рис. 1. Непрерывная терапия, изменяющая течение болезни: препараты, принимаемые пациентами с РС в Швеции. Данные получены с помощью платформы для визуализации и анализа (VAP), Шведский реестр пациентов с РС (SMSreg), июнь 2021 г.

Рис. 2. Количество пациентов с РС, использующих ритуксимаб и натализумаб, по отношению к принимающим прочие препараты, назначаемые в рамках ТИТБ, за период с января 2016 г. по июнь 2021 г. Данные получены с помощью платформы для визуализации и анализа (VAP), Шведский реестр пациентов с РС (SMSreg), июнь 2021 г.

По состоянию на 16 июня 2021 г. из примерно 18 тысяч пациентов с рассеянным склерозом, зарегистрированных в SMSreg, 971 были также отмечены как зараженные COVID-19, 127 из них проходили лечение в стационаре [16], причем 26 – в палатах интенсивной терапии, а пять человек скончались.

85 пациентов с рассеянным склерозом из примерно 6 тысяч, принимавших ритуксимаб, были госпитализированы с COVID-19. Уточненный анализ данных по параметрам возраста, пола, продолжительности заболевания, расширенной шкалы оценки степени инвалидизации (EDSS) и прогрессирования заболевания выявил в 2–3 раза более высокий риск госпитализации ( OR = 2,89; p < 0,001) для пациентов, получающих анти-CD20-терапию (включая РТКС и окрелизумаб) (данные доступны на веб-сайте SMSreg) [16].

Количество пациентов с рассеянным склерозом в Швеции, для лечения которых использовалась терапия, изменяющая течение болезни, варьировалось с течением времени. В связи с пандемией возникла тенденция к уменьшению применения ритуксимаба и к увеличению случаев применения натализумаба (данные доступны на платформе визуализации и анализа данных в SMSreg, июнь 2021 г.) (рис. 2).

Предполагалось, что современная высокоэффективная иммуномодулирующая терапия, например анти-CD20-терапия, может повлиять на течение и последствия COVID-19 у пациентов с рассеянным склерозом. Взаимосвязь в Швеции между анти-CD20-терапией и риском госпитализации для пациентов с данным заболеванием, согласно реестру SMSreg, была подтверждена и результатами международного исследования, в котором использовались регистрационные сведения из нескольких стран [18]. Положительная взаимосвязь между анти-CD20-тера-пией и риском как госпитализации, так и необходимости интенсивной терапии была выявлена на примере большой интернациональной когорты пациентов с рассеянным склерозом, состоящей из более чем двух тысяч зараженных COVID-19 [18]. Сопоставимые результаты, полученные в ходе исследования в Италии с участием 844 пациентов, страдающих рассеянным склерозом, описаны в работе [19]. Еще одно исследование, проведенное в Северной Америке, показало, что пациенты с исследуемым заболеванием, принимающие ритуксимаб, были подвержены более высокому риску заражения COVID-19 и более тяжелому течению заболевания по сравнению с больными, не получающими иммуномодулирующего лечения [19, 20].

Таким образом, отдельное исследование показало, что лица с рассеянным склерозом, принимающие ритуксимаб, подвержены более высокому риску тяжелого течения COVID-19 в среднем в течение 2,5 месяцев после вливания лекарства по сравнению с населением в целом [21]. Высокая доза ритукси-маба (1000 мг) была также взаимосвязана с более тяжелыми последствиями COVID-19 [21]. Более того, обширное глобальное исследование с участием более чем 2800 пациентов с РА, зараженных COVID-19, выявило корреляцию между экспозицией ритуксимаба и более тяжелыми последствиями инфекции, чем в случае применения ингибиторов фактора некроза опухоли альфа. Последнее вполне согласуется с результатами, полученными в международном исследовании с участием нескольких национальных когорт пациентов с рассеянным склерозом [22].

Накопление данных, подтверждающих повышенный риск более тяжелых последствий COVID-19 для пациентов, принимающих ритуксимаб, вызвало необходимость как можно скорее выработать новые клинические решения по выбору препарата терапии и времени его приема для таких больных. В Швеции весной 2020 г. было рекомендовано продлить промежутки времени между вливаниями ритуксимаба с целью сокращения продолжительности истощения В-клеток, что, возможно, могло бы снизить риск тяжелого течения COVID-19. Эта стратегия получила подтверждение данными исследования, проведенного в Швеции, авторы которого отметили от- сутствие рецидива болезни у пациентов с РС после прекращения приема РТКС [23]. Кроме того, сведения, полученные из реестра SMSreg, выявили новые тенденции в Швеции в назначении препаратов для лечения рассеянного склероза, включая уменьшение использования ритуксимаба и увеличение применения натализумаба.

Подводя итоги, можно отметить, что доступные данные реестра SMSreg и объединенные данные, полученные из реестров других стран, указывают на повышенный риск более тяжелого течения и последствий COVID-19 для пациентов, получающих анти-CD20-терапию. Выбирать иммуномодулирующую терапию следует только при условии тщательного изучения прочих общих факторов риска и специфических факторов риска для пациентов с рассеянным склерозом, включая степень инвалидизации, с целью снижения риска тяжелого течения COVID-19.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Список литературы К проблеме связи иммунотерапии у пациентов, страдающих рецидивирующим рассеянным склерозом, с риском тяжелого течения COVID-19

  • Rising prevalence of multiple sclerosis worldwide: Insights from the Atlas of MS, third edition / C. Walton, R. King, L. Rechtman, W. Kaye, E. Leray, R.A. Marrie, N. Robertson, N. La Rocca [et al.] // Mult. Scler. – 2020. – Vol. 26, № 14. –P. 1816–1821. DOI: 10.1177/1352458520970841
  • Boyko A., Melnikov M. Prevalence and Incidence of Multiple Sclerosis in Russian Federation: 30 Years of Studies // Brain. Sci. – 2020. – Vol. 10, № 5. – P. 305. DOI: 10.3390/brainsci10050305
  • Tullman M.J. Overview of the epidemiology, diagnosis, and disease progression associated with multiple sclerosis // Am. J. Manag. Care. – 2013. – Vol. 19, suppl. 2. – P. S15–20.
  • Hauser S.L., Cree B.A.C. Treatment of Multiple Sclerosis: A Review // Am. J. Med. – 2020. – Vol. 133, № 12. – P. 1380–1390.e2. DOI: 10.1016/j.amjmed.2020.05.049
  • Rapidly increasing off-label use of rituximab in multiple sclerosis in Sweden – Outlier or predecessor? / S.G. Berntsson, A. Kristoffersson, I. Boström, A. Feresiadou, J. Burman, A.M. Landtblom // Acta. Neurol. Scand. – 2018. – Vol. 138, № 4. – P. 327–331. DOI: 10.1111/ane.12963
  • Garg N., Smith T.W. An update on immunopathogenesis, diagnosis, and treatment of multiple sclerosis // Brain. Behav. – 2015. –Vol. 5, № 9. – P. e00362. DOI: 10.1002/brb3.362
  • Clinical Pharmacokinetics and Pharmacodynamics of Monoclonal Antibodies Approved to Treat Rheumatoid Arthritis / D. Ternant, T. Bejan-Angoulvant, C. Passot, D. Mulleman, G. Paintaud // Clinical. Pharmacokinetics. – 2015. – Vol. 54, № 11. – P. 1107–1123. DOI: 10.1007/s40262-015-0296-9
  • Safety and efficacy of rituximab as first- and second line treatment in multiple sclerosis – A cohort study / H.M. Torgauten, K.-M. Myhr, S. Wergeland, L. Bø, J.H. Aarseth, Ø. Torkildsen // Multiple Sclerosis Journal – Experimental, Translational and Clinical. – 2021. – Vol. 7, № 1. – P. 2055217320973049. DOI: 10.1177/2055217320973049
  • Rituximab for the treatment of multiple sclerosis: a review / C.G. Chisari, E. Sgarlata, S. Arena, S. Toscano, M. Luca, F.Patti // J. Neurol. – 2021. – Jan. 8. – P. 1–25. DOI: 10.1007/s00415-020-10362-z
  • Hedlund F. Multiple sclerosis a newly interpreted disease [Электронный ресурс] // Medicinsk Vetenskap. – 2016. – № 4. – URL: https://ki.se/forskning/multipel-skleros-en-nytolkad-sjukdom (дата обращения: 16.04.2021).
  • Заявление о разработке проекта клинических рекомендаций «Рассеянный склероз у взрослых и детей, (код по МКБ-10: G35)» [Электронный ресурс]. – 2020. – URL: https://centrems.com/downloads/Clinical_recommendations_of_the_RS-Project_submitted_to_the_MHRF.pdf (дата обращения: 13.04.2021).
  • Anti-CD20 antibody therapy and risk of infection in patients with demyelinating diseases / N.R. Oksbjerg, S.D. Nielsen, M. Blinkenberg, M. Magyari, F. Sellebjerg // Mult. Scler. Relat. Disord. – 2021. – Vol. 52. – P. 102988. DOI: 10.1016/j.msard.2021.102988
  • Association of Immunoglobulin Levels, Infectious Risk, and Mortality With Rituximab and Hypogammaglobulinemia / S. Barmettler, M.S. Ong, J.R. Farmer, H. Choi, J. Walter // JAMA Netw Open. – 2018. – Vol. 1, № 7. – P. e184169. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2018.4169
  • Infection Risks Among Patients With Multiple Sclerosis Treated With Fingolimod, Natalizumab, Rituximab, and Injectable Therapies / G. Luna, P. Alping, J. Burman, K. Fink, A. Fogdell-Hahn, M. Gunnarsson, J. Hillert, A. Langer-Gould [et al.] // JAMA Neurol. – 2020. – Vol. 77, № 2. – P. 184–191. DOI: 10.1001/jamaneurol.2019.3365
  • Garg R.K. Spectrum of Neurological Manifestations in Covid-19: A Review // Neurol. India. – 2020. – Vol. 68, № 3. – P. 560–572. DOI: 10.4103/0028-3886.289000
  • Multipel skleros [Электронный ресурс] // Svenska neuroregister. – URL: https://www.neuroreg.se/multipel-skleros/ (дата обращения: 17.04.2021).
  • Iacobaeus E., Burman J., Landtblom A.M. Multiple Sclerosis and COVID-19 – Still limited knowledge // Lakartidningen. – 2020. – Vol. 117.
  • Associations of DMT therapies with COVID-19 severity in multiple sclerosis [Электронный ресурс] / S. Simpson-Yap, W. De Brouwer, T. Kalincik, N. Rijke, J. Hillert, C. Walton, G. Edan, Y. Moreau [et al.] // medRxiv. – 2021. – URL: https://www.medrxiv.org/content/10.1101/2021.02.08.21251316v1 (дата обращения: 21.04.2021).
  • Disease modifying therapies and Coronavirus Disease 2019 severity in Multiple Sclerosis / M.P. Sormani, N. De Rossi, I. Schiavetti, L. Carmisciano, C. Cordioli, L. Moiola, M. Radaelli, P. Immovilli [et al.] // Ann. Neurol. – 2021. – Vol. 89, № 4. – P. 780–789. DOI: 10.1002/ana.26028
  • COVID-19 in Patients with Multiple Sclerosis: Associations with Disease-Modifying Therapies / A.T. Reder, D. Centonze, M.L. Naylor, A. Nagpal, R. Rajbhandari, A. Altincatal, M. Kim, A. Berdofe [et al.] // CNS Drugs. – 2021. – Vol. 35, № 3. – P. 317–330. DOI: 10.1007/s40263-021-00804-1
  • Multiple sclerosis, rituximab, and COVID-19 / A. Langer-Gould, J.B. Smith, B.H. Li, K.M.S. Group // Ann. Clin. Transl. Neurol. – 2021. – Vol. 8, № 4. – P. 938–943. DOI: 10.1002/acn3.51342
  • Associations of baseline use of biologic or targeted synthetic DMARDs with COVID-19 severity in rheumatoid arthritis: Results from the COVID-19 Global Rheumatology Alliance physician registry / J.A. Sparks, Z.S. Wallace, A.M. Seet, M.A. Gianfrancesco, Z. Izadi, K.L. Hyrich, A. Strangfeld, L. Gossec [et al.] // Ann. Rheum. Dis. – 2021. – Vol. 80, № 9. – P. 1137–1146. DOI: 10.1136/annrheumdis-2021-220418
  • Interrupting rituximab treatment in relapsing-remitting multiple sclerosis; no evidence of rebound disease activity / A. Juto, K. Fink, F. Al Nimer, F. Piehl // Mult. Scler. Relat. Disord. – 2020. – Vol. 37. – P. 101468. DOI: 10.1016/j.msard.2019.101468
Еще
Статья научная