К вопросу истории международных климатических конференций
Автор: Марьин Е.В.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 5-2 (75), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются Конференции Сторон, проходившие в период 2010-2014, предшествовавшие Парижскому соглашению 2015 года. Данные конференции являются наиболее важными встречами в повестке дня международных переговоров по климату. Каждый год они объединяли страны, ратифицировавшие Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН). Традиционно они проходили в конце года (ноябрь-декабрь) в принимающей стране, которая подала заявку. Автор анализирует основные моменты климатологических конференций, отмечая, что принятые ими документы (международные договора) содержат некоторые положительные элементы, такие как ссылка на целевой показатель 2 °C и обязательства по финансированию, но его главный недостаток заключается в том, что он основан на восходящем подходе, который исходит не из потребностей, а из того, какие страны готов сделать. Кроме того, он не дает никаких гарантий юридически обязывающего инструмента. Поэтому такой результат не считается успешным.
Глобальное потепление, международные договора, парижское соглашение, климатологические конференции, управление климатом, безуглеродная экономика
Короткий адрес: https://sciup.org/170183495
IDR: 170183495 | DOI: 10.24412/2411-0450-2021-5-2-162-164
Текст научной статьи К вопросу истории международных климатических конференций
С 1995 года более сотни стран мира собираются ежегодно во время COP,чтобы обсудить климат и борьбу с глобальным потеплением. Из-за сложности темы и стоящих за ней проблем это длительный процесс, включающий экологические, экономические, социальные и дипломатические вопросы.
В 1992 году более 178 стран собрались в Рио-де-Жанейро на Десятилетнюю конференцию ООН по окружающей среде и развитию. Таким образом, был достигнут значительный прогресс, такой как подписание Рио-де-Жанейро декларации по окружающей среде и развитию, в которой дается «официальное» определение устойчивого развития. В этой декларации представлена климатическая конвенция, которая поддерживает необходимость сокращения выбросов парниковых газов, чтобы минимизировать влияние человека на изменение климата [1, с. 119].
Затем процесс переговоров продолжался: каждый год страны, подписавшие климатическую конвенцию саммита в Рио, встречались, чтобы найти конкретные ре- шения по борьбе с изменением климата [2, с. 203].
С 29 ноября по 10 декабря 2010 г. в Канкуне (Мексика) проходила Всемирная климатическая конференция. Несмотря на сложные переговоры, международное сообщество смогло принять пакет решений по итогам двух недель встречи. Впервые решение ООН признает верхний предел в 2 градуса.
В соглашении в Канкуне фиксируют обязательства по сокращению выбросов, взятые на себя промышленно развитыми странами, странами с формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами. У международного сообщества появилась новая программа в Канкуне. Кроме того, государства определились со структурами, с помощью которых страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны получают поддержку в адаптации к последствиям изменения климата, в защите лесов и в использовании экологически безопасных технологий. В Канкуне еще не удалось ответить на вопрос, какую роль будет играть в нем второй период обязательств по Киотскому протоколу.
На переговорах по климату 2011 года в Дурбане (Южная Африка) так называемый «Дурбанский пакет» стал поворотным моментом в международной политике в области климата. Международное сообщество согласилось с тем, что в будущем все государства – т.е. промышленно развитые, развивающиеся и развивающиеся страны – должны быть обязаны сокращать выбросы парниковых газов. «Зеленый климатический фонд» оказывает финансовую и консультативную поддержку развивающимся странам в сокращении выбросов парниковых газов и помогает им адаптироваться к неблагоприятным последствиям изменения климата, от которых развивающиеся страны особенно сильно страдают. Международное сообщество согласилось с тем, что начиная с 2020 года 100 миллиардов долларов США будут направлены на международную защиту климата. Федеративная Республика Германия подала заявку на размещение «Зеленого климатического фонда» в Бонне, но в октябре 2012 года тендер выиграла Южная Корея (город Инчхон).
На переговорах ООН по климату в Дохе (Катар) в 2012 году после долгой борьбы все же удалось найти краткосрочное решение острых проблем и подготовить почву для долгосрочной международной климатической политики. Государства, подписавшие Киотский протокол, смогли договориться о продлении соглашения на второй период обязательств с 2013 по 2020 год. Тем не менее, это решение показало, что есть группа государств, готовых взять на себя ведущую роль на международной арене защиты климата. Кроме того, на саммите по климату был определен график переговоров по новому соглашению с ключевыми этапами [3, c. 146].
Диалог послужил неформальному обсуждению центральных вопросов международной защиты климата. Он должен сопровождать переговоры ООН по климату, чтобы придать политическому процессу международной защиты климата больше динамизма. Под заголовком «формируя будущее» министры обменялись мнениями в рамках подготовки к следующей климатической конференции ООН в Варшаве. Центральной темой была разработка ново- го климатического соглашения, которое будет применяться ко всем государствам с 2020 года. Основным предметом разногласий являлся вопрос о том, как обязательства по сокращению установлены в этом соглашении и кто какой вклад вносит [4, c. 25].
Была достигнута договоренность о том, что еще до принятия нового соглашения необходима дополнительная защита климата, чтобы соответствовать верхнему пределу в 2 градуса [5, c. 109]. Многие страны, включая Великобританию, Китай и Южную Корею, подчеркнули положительные "побочные" эффекты усиления защиты климата, такие как более чистый воздух, продвижение инноваций, увеличение количества рабочих мест. Некоторые государства представили свой положительный опыт разработки долгосрочных макроэкономических стратегий защиты климата. Кроме того, оживленный обмен мнениями вызвала тема расширения участия частного сектора в целях сокращения выбросов. Многие министры заявили, что четкие, долгосрочные политические сигналы важны для того, чтобы частный сектор мог вносить больший вклад в защиту климата. Но такие политические сигналы не могут быть реализованы без общественного давления - поэтому многие министры подтвердили важность улучшения коммуникации с широкой общественностью.
Некоторые из объявленных мер, которые окажут положительное влияние на бедные страны, включают: прекращение финансирования Всемирным банком добычи нефти и газа, создание специальных фондов для борьбы с деградацией и опустыниванием земель, создание рабочей группы по адаптации сельского хозяйства к изменению климата [7, c. 328].
Тем не менее, другие инициативы, касающиеся окружающей среды и воды, еще предстоит профинансировать. Нулевой углерода к 2050 году в настоящее время представлен в качестве достижимой цели. Например, создание платформы «Пути 2050» – это проект, который объединяет страны, города и компании, приверженные нулевым выбросам парниковых газов к 2050 году [6, c. 51].
Список литературы К вопросу истории международных климатических конференций
- Быковский В.К. Международно-правовое регулирование охраны климата: вопросы взаимодействия политики, права, экологической безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - 2019. - №3. - С. 113-123.
- Вирт А.Д. Глобальное управление в сфере изменения климата Парижское соглашение: новый компонент климатического режима ООН // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2017. - № 12. - С. 185-214.
- Воронина Л.В., Гриценко А.Г. Роль климатических процессов в свете современных представлений о связи экологии и климата // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2009. - №4. - С. 144-148.
- Дубовик О.Л., Аверина К.Н. Значение Парижского соглашения для охраны климата: крупномасштабные планы и проблемы с их реализацией // Международное право и международные организации. - 2018. - №4. - С. 18-27.
- Кравчук Н.В. Защита прав и общественного блага в контексте изменения климата: тенденции и угрозы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. - 2019. - №4. - С. 106-114.
- Рогинко С.А. Итоги Парижской конференции ООН по климату 2015 года // Современная Европа. - 2016. - №3 (69). - С. 42-52.
- Трифонова И.А. Подходы к реализации первых этапов Парижского соглашения // Образование и право. - 2020. - №12. - С. 329-332.